Положение о домашнем задании (июнь 2021г)

1

нию его на практике, развитию творческих способностей и совершенствованию учебных
умений и навыков.
2.2. Виды домашнего задания:
 общее: домашнее задание одинакового содержания, предлагаемое всем обучающимся
класса одновременно;
 индивидуальное: домашнее задание для отдельных обучающихся, учитывающие их
индивидуальные особенности и уровень сформированности познавательных мотивов;
 групповое: домашнее задание, поручаемое группе обучающихся для совместного выполнения;
 дифференцированное: домашнее задание, которое ориентировано на разные уровни
овладения предметным содержанием (базовый, повышенный, творческий);
 творческое: домашнее задание, в результате которого ребенок создает собственный
текст культуры, который содержит любые знаковые системы: речевые тексты (устные,
письменные на разных носителях), результаты практических заданий, связанных с моделированием, действиями с предметами, окружающими ребенка в повседневной
жизни.
Домашнее задание может быть обязательным для выполнения всеми обучающимися и дополнительным, необязательным, выполняемым обучающимся по его желанию.
2.3. Индивидуальные и групповые домашние задания могут быть рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях обучающихся по отдельным темам, на выработку практических
умений и навыков, содержать задания повышенной трудности с целью развития способностей обучающихся.
2.4. Творческие задания направлены на развитие общеучебных компетенций, а также творческих способностей обучающихся. Временные рамки выполнения творческих домашних заданий (кроссворд, ребус, модель, сообщение, сочинение, исследование, проект)
составляют не менее недели и не более одного задания в месяц на одного обучающегося.
2.5. Дифференцированные задания предполагают самостоятельный выбор обучающимися
задания из набора заданий, предложенных учителем.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМУ, СОДЕРЖАНИЮ
И СЛОЖНОСТИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
3.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать следующие параметры:
 объем домашней работы по учебному предмету (устной и письменной);
 ее содержание;
 сложность предлагаемой работы.
3.2. Объем домашних заданий.
3.2.1. Домашнее задание не должно превышать 1/3 объема классной работы по предметам с
учетом возможности их выполнения в пределах, установленных гигиеническими нормативами (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21):
 во 2-3-м классах – 1,5 ч;
2

 в 4-5-м – 2 ч;
 в 6-9-м – 2,5 ч;
 в 10-11-м – до 3,5 ч.
3.2.2. Домашнее задание по технологии, изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре может быть задано только в виде творческих работ (кроме исследовательских работ и рефератов). Домашние задания по технологии, изобразительному искусству, музыке, мировой художественной культуре в электронном журнале (далее - журнал)
может быть записано как «Без задания».
3.2.3. Домашнее задание по физической культуре носит рекомендательный характер в виде
практических упражнений. Домашнее задание по физической культуре в журнале может
быть записано как «Без задания».
3.2.4. На выходные дни домашние задания не задаются во 2–4-х классах, а также в рамках
осуществления преемственности в 1 полугодии 5-го класса (кроме предметов, на изучение
которых отводится 1 или 2 учебных часа в неделю).
3.2.5. В 10–11-х классах, обучающихся по учебным планам всех профилей, кроме универсального, домашнее задание обязательно задается по учебным предметам, по которым обучающиеся обязательно проходят государственную итоговую аттестацию (русский язык, математика), профильным учебным предметам и учебным предметам, поддерживающим профиль.
3.2.6. Объем конкретного домашнего задания определяется учителем в соответствии с рабочей программой по учебному предмету, профилем класса, степенью подготовленности
класса, с учетом требований к дозированию домашнего задания, описанных в приложении 1
настоящего положения.
3.3. Содержание домашнего задания.
3.3.1. Домашние задания должны быть тесно связаны с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего.
3.3.2. Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными.
3.3.3. Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию обучающихся, но не точной копией выполненных в классе.
3.3.4. Учителю необходимо проводить инструктаж по выполнению домашнего задания в
рамках учебного занятия (не на переменах!). Необходимые разъяснения должны оставлять
обучающемуся возможность творчества в решении вопросов, задач, увеличивая интерес к
заданию.
3.3.5. Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося
умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в
новых ситуациях.
3.3.6. Лабораторные опыты и практические работы по физике, химии, биологии выполняется под непосредственным руководством учителя на уроке и не могут быть заданы в качестве домашнего задания.
3.4. Сложность домашнего задания.
3

3.4.1. Домашние задания отличаются различной степенью сложности. Сложными являются
задания творческого характера, проблемные, с поисковыми задачами. Планируя домашнее
задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является
сложным для обучающегося.
3.4.2. Творческие домашние задания можно давать только тогда, когда у обучающихся уже
есть достаточные знания и умения по учебному предмету, творческое мышление, опыт
творческой деятельности.
3.4.3. Необходимо предлагать дифференцированные задания, предоставляя обучающимся
право и возможность выбирать тот уровень заданий, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.
3.4.4. На выполнение творческих заданий давать не меньше недели, чтобы ученик смог распределить свое время, избежать перегрузки.
3.5. Фиксация объема домашнего задания
3.5.1. Учителя делают запись о домашнем задании на развороте классной доски, в журнале.
3.5.2. В случае выявления нарушений в объемах домашнего задания и, как следствие, перегрузки учащихся, администрация школы может обязать педагогов дополнительно фиксировать домашние задания в специальной форме (приложение 2) с целью определения и нормирования уровня общей загруженности обучающихся класса.
3.5.3. В случае обнаружения в форме фиксации (приложение 2) превышения допустимого
времени на выполнение домашнего задания в астрономических часах учитель либо отменяет домашнее задание, либо договаривается с коллегами о коррекции объема домашнего задания по другим предметам.
4. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
4.1. При планировании домашнего задания учитель должен учитывать не только пункт 3.1
настоящего положения, но и нормы нахождения ученика перед монитором компьютера,
установленные нормативами (таблицей 6.8 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.10.2 и п. 3.5.9 СП
2.4.3648-20):
 в 1–2-м классе – 20 минут;
 3–4-м – 25 минут;
 5–9-м – 30 минут;
 10–11-м – 35 минут.
4.2. Сроки выдачи домашних заданий.
4.2.1. Педагог отправляет учебные задания учащимся один раз в день. Не допускается рассылать учебные задания по отсутствующему в расписании предмету.
4.2.2. Учитель должен выслать домашнее задание в день проведения урока не позднее 16:00.
4.3. Временные рамки выполнения учащимися домашнего задания.
4.3.1. Если учебный предмет стоит в расписании один раз в неделю, то ученик вправе выполнять его три календарных дня. Отправить выполненное домашнее задание нужно не
позднее 15:00.

4

4.3.2. Если учебный предмет стоит в расписании два дня подряд, то ученик должен выполнить его в этот же день до 18:00.
4.3.3. Если учебный предмет стоит в расписании через день, то ученик вправе выполнить
домашнее задание по этому предмету на следующий день и выслать его учителю не позднее
16:00.
4.4. Проверка домашнего задания проводится учителем согласно раздела 5 настоящего положения.
5. ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
5.1. Проверка домашнего задания является обязательной частью урока и учитывается учителем при планировании урока.
5.2. Периодичность проверки письменных домашних заданий определяется учителем, но не
реже нижеперечисленной:
 в классах начальной школы, первом полугодии 5-го класса домашнее задание по русскому языку и математике проверяется ежедневно;
 со второго полугодия 5-го класса, в 6–9-х классах домашнее задание по русскому языку и математике может проверяться выборочно, но не реже одного раза в неделю у
каждого обучающегося;
 в 10–11-х классах домашнее задание по русскому языку и математике проверяется выборочно, но не реже одного раза в месяц у каждого обучающегося;
 по всем предметам (кроме русского языка и литературе) в 5–8-х классах письменное
домашнее задание проверяется два раза в месяц, в 9–11-х классах – один раз в месяц.
5.3. Все домашние творческие письменные работы обучающихся проверяются в обязательном порядке. Ежеурочно проверяется домашнее задание у слабоуспевающих обучающихся
по учебному предмету.
5.4. По итогам проверки письменных домашних работ выставляются отметки в тетрадь. За
выполнение письменных дифференцированных, творческих, индивидуальных, групповых
домашних работ отметки выставляются в журнал. По итогам проверки устных домашних
заданий отметки выставляются по усмотрению учителя.
5.5. Информация о домашнем задании фиксируется учителем в журнале на странице предмета (вкладка «Уроки») в день его выдачи.
5.6. Информация о невыполнении обучающимся домашних заданий своевременно доводится до родителей обучающегося классным руководителем.
6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ НА
РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Требования к домашнему заданию на уровне начального общего образования:
6.1.1. Необходимость домашнего задания должна быть обоснованна. Если учитель может
организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал
на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
5

6.1.2. Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись
обучающимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для
большинства учащихся класса.
6.1.3. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
6.1.4. Содержание задания должно быть понятно каждому обучающемуся.
6.1.5. Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
6.1.6. Домашнее задание может быть общим, дифференцированным и индивидуальным.
6.1.7. Дозирование домашнего задания необходимо контролировать в соответствии с таблицей 1 (приложение 1).
6.2. Требования к домашнему заданию на уровне основного общего образования:
6.2.1. Увеличивается объем материала для домашней работы по сравнению с уровнем
начального общего образования.
6.2.2. От обучающихся требуются более разнообразные умения самостоятельной работы:
умение работать с книгой, работать с картой, делать зарисовки и пр. Наряду с учебником
обучающиеся должны использовать дополнительные источники информации (тексты художественных произведений, научно-популярную литературу, исторические документы).
6.2.3. Домашние задания должны быть нацелены на обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной
деятельности.
6.2.4. Дозирование домашнего задания контролируется в соответствии с таблицей 2 (приложение 1).
6.3. Требования к домашнему заданию на уровне среднего общего образования:
6.3.1. Домашние задания дифференцированы по двум направлениям: уровневому и профильному.
Уровневая дифференциация предполагает разделение класса на несколько групп в соответствии с достижением обучающимися уровня обязательной подготовки. Индивидуализация
домашних заданий может быть достигнута путем увеличения числа задач и упражнений для
обучающихся какой-либо группы класса.
Профильная дифференциация предполагает изменение форм выполнения домашнего задания. Ориентация на выполнение заданий с ошибками рассуждений или записей; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных
средств по информатике и другим учебным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, web-сайты и т. д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т. д.).
6.3.2. Домашние задания большего объема (домашние сочинения, рефераты, тренировочные
контрольные работы и др. аналогичные задания) в качестве обязательных заданий должны
учитываться всеми педагогами и на период их выполнения объем домашнего задания по
другим учебным предметам подлежит сокращению.
6.3.3. Наиболее трудоемкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц, необходимо давать без других заданий, обязательно с пред6

варительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с
учетом индивидуальных возможностей обучающихся.
6.3.4. Устные упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объем работы.
6.3.5. Дозирование домашнего задания контролируется в соответствии с таблицей 2 (приложение 1).
7. КОНТРОЛЬ ЗА ХАРАКТЕРОМ, ОБЪЕМОМ,
ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
7.1. Контроль организации и дозировки домашней учебной работы осуществляется на
уровне администрации МБОУ «Каменоломненская средняя школа».
7.2. Контроль деятельности учителя, в том числе в части организации домашнего задания,
осуществляется заместителем директора по УВР на основе настоящего положения и положения о системе оценки качества знаний по нескольким направлениям:
 объем и степень сложности домашнего задания (проводится в соответствии с уровнем
подготовленности обучающихся);
 своевременность фиксации домашнего задания учителем в классном и электронном
журналах;
 соблюдения требований дозирования и организации домашнего задания;
 определения эффективности домашнего задания и перегрузки обучающихся.
7.3. Предметом контроля являются журналы, формы фиксации (при необходимости их введения), тетради обучающихся. По результатам контроля заместителем директора школы по
УВР составляется аналитическая справка о деятельности учителя по вопросам организации
домашнего задания.

7

Приложение 1
к положению о домашнем задании
ТАБЛИЦА 1. ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Математика

Задача или 2 столбика
примеров

Задача или 3–4 столбика Задача и 2 выражения, или 2 запримеров (всего не бо- дачи, или задача и 4 примера
лее 16 действий)

Русский язык, родной язык

15–17 слов. Упражнение
для домашней работы может включать не более одного дополнительного
грамматического задания

25–28 слов. Упражнение для домашней работы может включать не
более 1 дополнительного грамматического задания

Литературное чтение, литературное
чтение на родном
языке

Не более 1–1,5 страницы

Не более 2–2,5 страницы Не более 3–3,5 страницы

Иностранный язык

Одно устное или одно
письменное задание

Одно устное и одно
письменное задание

Окружающий мир

Не более 1–1,5 страницы

Не более 2–2,5 страницы Не более 3–3,5 страницы

35–37 слов. Упражнение для домашней работы может включать
не более 1 дополнительного
грамматического задания

Одно устное и одно письменное
задание

ТАБЛИЦА 2. ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный предмет

5–7-е классы

8–9-е классы

10–11-е классы

Русский язык, родной язык

Изучение 1 параграфа или
правила из теоретической
части и письменного
упражнения на это правило
(8–10 строк), допускается 2
письменных упражнения
без теоретической части

Изучение 1 параграфа
или правила из теоретической части и письменного упражнения на
это правило (15–20
строк), допускается 2
письменных упражнения без теоретической
части

Изучение 1 параграфа или правила из теоретической части и
письменного упражнения на это
правило (20–30 строк), допускается 2 письменных упражнения
без теоретической части

Литература, родная
литература

Заучивание стихотворения
на дом за 1 неделю до урока, чтение объемных текстов организуется за 2 недели

Заучивание стихотворения на дом за 1 неделю
до урока, чтение объемных текстов организуется за 2 недели

Сочинения по объемным произведениям компенсируют объем
домашнего задания по другим
предметам.
Список текстов для прочтения
дается с опережением в 1 месяц

8

Учебный предмет

5–7-е классы

8–9-е классы

10–11-е классы

Математика

Не более 2 правил и 3 номеров

–

–

Алгебра

Не более 2 правил и 3 номеров

Не более 2 правил и 4
номеров

1 теоретический вопрос и до 3
номеров

Геометрия

1 теорема и 1 задача

1 теорема и до двух задач

До 2 теорем и 2 задач

Физика, химия, информатика

Не более 2 параграфов и 2
задач

Не более 3 параграфов и До 2 параграфов и 2 задач
2 задач

История, обществознание, география,
биология

Письменные работы не
задаются

Объем определяется
изученным материалом
на уроке

Творческие задания даются не
менее чем за 2 недели

Иностранный язык

Одно устное и одно письменное задание

Одно устное и одно
письменное задание,
задание по домашнему
чтению дается не менее
чем за неделю

Одно устное и одно письменное
задание, задание по домашнему
чтению дается не менее чем за
неделю

Музыка, изобразиДомашнее задание задаеттельное искусство,
ся только в виде завершефизическая культура ния урочных заданий

Домашнее задание зада- –
ется только в виде завершения урочных заданий

Технология

Задания предусматри–
ваются только по обслуживающему труду в
тех случаях, когда материальная база кабинета не позволяет выполнить урочный объем
работы

Задания предусматриваются только по обслуживающему труду в тех случаях,
когда материальная база
кабинета не позволяет выполнить урочный объем
работы

Приложение 2
к положению о домашнем задании
ФОРМА ФИКСАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ КЛАССА
Предмет

Педагог

Задание

Расчетное время
выполнения

9

Дата выполнения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».