Положение о взаимопосещении_уроков_учителями.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ урока с позиций ФГОС

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18

Мобилизующее начало урока
Эффективность актуализации ЗУН и
способов деятельности учащихся
Качество проведения мотивации
Выведение темы и целей урока
Соответствие урока общедидактическим
принципам
Направленность урока на реализацию:
-метапредметных результатов
-личностных результатов
-предметных результатов
Владение методикой преподавания с
учетом требований ФГОС
Создание на уроке атмосферы успешности
Реализация системно-деятельностного
подхода через формирование УУД
Четкость, логичность, завершенность и
взаимосвязь этапов урока
Соответствие методов обучения и
содержания уровню подготовлен. класса
Личностно-ориентированный подход
Применение современных педтехнологий
Осущес. межпредметных связей, интеграции
Владение методикой проблемного обучения
Использование ИКТ, электронных и видео
презентаций
Осуществление обратной связи
Качество организ. самостоятельной работы
Разноуровневость или дифференциация
Использ. наглядности, раздаточных пособий
Эффективность применения средств
поощрения и стимулирования

Баллы
от 1
до 3

2.1
2.2
2.3
2.4

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19

2.Требования к деятельности
учащихся
Готовность к началу урока
Качество ЗУН и УУД и по ранее
изученному материалу
Устойчивость внимания
Формирование регулятивных
УУД: -Способность принимать и
удерживать цели и задачи урока
-Планирование деятельности
-Действия по плану, алгоритму
-Самоконтроль и коррекция
-Самооценивание по критериям.
Формир. познавательныхУУД:
- через логические операции
- общеучебные умения и навыки
- решение проблемных задач.
Поиск информации (в том числе
из интернета), её моделирование
и структурирование.
Формиров. личностных УУД:
- через самоопределение
-через смыслообразование,
-через морально-этическую
ориентацию
Формирование коммуникатив.
УУД: -Умение работать в паре
-Умение работать в группе
- Владение диалоговой формой
- Умение пересказывать, строить
монологическое высказывание

- Умение договариваться
Умение слушать и слышать
Умение высказывать собств.
мнение,
доказывать правоту
1.21 Использование дидактических игр,
нестандартности обучения
2.23 Взаимоконтроль и коррекция
1.22 Речь учителя-соответствие нормам
2.24 Исполнительская дисциплина
1.23 Соблюдение сан.-гигиенических норм
2.25 Умение эффективно работать
самостоятельно
1.24 Плотность, темп, оптимальность урока
1.25 Дифференцированность и объем домашнего
2.26 Культура и аккуратность
задания, инструктаж
оформления всех видов работ
1.26 Результативность в реализации триединой
2.27
Быстрота выполнения заданий
цели урока и в формировании УУД
2.28 Способность создавать проекты
(с различной степенью помощи)
1.27 Организация контрольно-оценочной
деятельности. Объективность контроля
2.29 Активность учащихся
1.28 Подведение итогов урока, рефлексия
Кол-во учеников в классе:
из них опрошено:
1.29 Самоанализ урока учителем
Примечание: не обязательно, чтобы все составляющие анализа присутствовали на уроке
1.19
1.20

2.20
2.21
2.22

Баллы
от 1
до3

Нет

1.Требования к уроку через аспекты
деятельности учителя

Нет
Отсу
т.

МБОУ «Каменоломненская средняя школа»
Класс ____ ФИО учителя
___________________
Дата посещения____________
Урок___________________ Тема урока____________________________________________________
Цели урока (кратко)____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Цель посещения _______________________________________________________________________

Краткая стенография урока:
№ Содержание этапов

Пометки

Характеристика основных достоинств урока (указать пункты анализа, допускаются словесные
добавления, выводы): ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Существенные недостатки урока (указать пункты, например: 1.16; 2.20 и т.д., допускаются словесные
выводы):_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

Выводы:
_Исходя из цели посещения,____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Учитель_______________________________ ознакомлен _____________(роспись)______________(дата)
Посещающий учитель ______________ /__________________________________/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические рекомендации
Перед посещением урока следует к нему подготовиться:
1.
2.
3.

просмотреть классный журнал;
познакомиться по учебнику с материалом темы;
поставит перед собой определённую цель.
Например:









знакомство с методами работы преподавателя;
изучение методики изложения нового материала;
изучение методики осуществления принципа наглядности;
изучение работы преподавателя по выявлению и реализации межпредметных
связей;
изучение методики опроса;
изучение способов формирования у школьников познавательных интересов и
приёмов умственной деятельности;
изучение методики проведения лабораторных и практических работ
Методика посещения и анализа урока
Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к
преподавателю. Входить и выходить из учебного помещения можно только после
звонка вместе с преподавателем. Появление посещающего в классе после
начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В
процессе занятия не следует привлекать к себе внимание школьников. Поэтому
лучше садиться за последнюю парту или стол. Это даст возможность наблюдать
за работой класса, определить, насколько чётки и ясны записи на доске, что
слышат на последней парте учащиеся.
Во время объяснения преподавателя нельзя заниматься проверкой тетрадей
школьников. Нельзя вмешиваться в ход урока и в работу учителя,
исправлять ошибки во время урока.
Посещающий должен присутствовать на уроке от начала до конца, чтобы
составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его
элементах. Важно не только уметь наблюдать, но и оформить наблюдение в виде
записи (отзыва). Практика показывает, что попытки заполнить во время
урока схемы анализа урока не приводят к успеху. Урок – органическое целое и
анализировать следует весь его ход, все виды деятельности учеников и учителя.
Во время урока запись производится ручкой.

После урока следует провести беседу с учителем. Беседа должна быть
тактичной, замечания аргументированны.
Анализ урока должен раскрыть содержание урока, его общую организацию,
давать характеристику методических приёмов. Анализ урока проводится в
день посещения или на следующий день.
Во время беседы с учителем следует придерживаться следующих
этапов:
1.

сообщение цели посещения урока;

2.

информация учителя о целях урока, примененных им приемах обучения и
их эффективности, о достижении цели урока;

3.

анализ учителя, посетившего урок: предложения и замечания относительно
положительных и отрицательных моментов урока;

4.

обобщение и заключение по анализу посещённого урока;

5.

заключительное слово учителя, проводившего урок. Учитель высказывает мнение
по выступлению учителя, присутствующего на уроке.
При анализе урока необходимо обратить внимание на:



опрос учащихся (чёткость формулировок вопросов, их последовательность,
установить, какой характер носили вопросы (репродуктивный, развивающий,
эвристический и т.п.); количество учащихся, опрошенных в течение
урока, уровень их знаний, объективность выставленных оценок;



актуализацию (восстановление в памяти школьников ) опорных знаний путем
фронтальной беседы, письменной работы, концентрации внимания школьников на
ранее изученном материале и т.п.;



мотивацию (интерес к новому материалу) учащихся (целью мотивации
является доведение до школьников значимости изучаемой темы, важности и
необходимости при овладении знаниями, умениями и навыками по изучаемой
теме) и ее пути (создание проблемных ситуаций, использования наглядности и
ТСО, эмоционального изложения, введения межпредметных связей и т.п.)



изучение нового материала (соответствие содержания урока теме, объем
нового материала (достаточен, недостаточен) выделение главного, ясность,
чёткость, логическая последовательность при изложении, межпредметные связи,
использование примеров, методы и методические приемы, эффективность
демонстраций наглядных пособий, применения технических средств обучения);



закрепление изученного материла (оптимальность метода закрепления
знаний: фронтальная беседа по всему материалу, или по некоторым вопросам,
письменные или практические задания, упражнения и т. п.);



домашнее задание (какова цель домашнего здания – повторение, закрепление и
усвоение пройденного на уроке материала, подготовка к изучению новых
вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков,
объём, содержание, индивидуальность, дифференцированность, содержание
творческого элемента, время проведения инструктажа по
выполнению домашнего задания



деятельность школьников на уроке (активность,
заинтересованность, самостоятельность, актуализация знаний (умение выделить
ведущие идеи), развитие речи, письменных, графических и специальных навыков
и умений, культура речи, дисциплинированность;



организация занятия (чёткость проведения урока, рациональность
использования времени, обратная связь с учащимися, методы активизации,
организация контроля за деятельностью школьников на уроке, выполнение
основных психологических и гигиенических требований,



на профессиональные качества и культуру учителя (владение материалом,
чёткая ориентация в системе фактов, идей, понятий, умелое использование
межпредметных связей, графическая грамотность (аккуратность, чёткость и
последовательность изображения схем, рисунков, формул, математических
выкладок и т.п.), качество речи (оптимальность темпа, чёткость дикции,
интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая
грамотность), педагогическая культура, построение взаимоотношений с
учащимися, такт)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».