ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анализ урока с позиций ФГОС 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 Мобилизующее начало урока Эффективность актуализации ЗУН и способов деятельности учащихся Качество проведения мотивации Выведение темы и целей урока Соответствие урока общедидактическим принципам Направленность урока на реализацию: -метапредметных результатов -личностных результатов -предметных результатов Владение методикой преподавания с учетом требований ФГОС Создание на уроке атмосферы успешности Реализация системно-деятельностного подхода через формирование УУД Четкость, логичность, завершенность и взаимосвязь этапов урока Соответствие методов обучения и содержания уровню подготовлен. класса Личностно-ориентированный подход Применение современных педтехнологий Осущес. межпредметных связей, интеграции Владение методикой проблемного обучения Использование ИКТ, электронных и видео презентаций Осуществление обратной связи Качество организ. самостоятельной работы Разноуровневость или дифференциация Использ. наглядности, раздаточных пособий Эффективность применения средств поощрения и стимулирования Баллы от 1 до 3 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 2.17 2.18 2.19 2.Требования к деятельности учащихся Готовность к началу урока Качество ЗУН и УУД и по ранее изученному материалу Устойчивость внимания Формирование регулятивных УУД: -Способность принимать и удерживать цели и задачи урока -Планирование деятельности -Действия по плану, алгоритму -Самоконтроль и коррекция -Самооценивание по критериям. Формир. познавательныхУУД: - через логические операции - общеучебные умения и навыки - решение проблемных задач. Поиск информации (в том числе из интернета), её моделирование и структурирование. Формиров. личностных УУД: - через самоопределение -через смыслообразование, -через морально-этическую ориентацию Формирование коммуникатив. УУД: -Умение работать в паре -Умение работать в группе - Владение диалоговой формой - Умение пересказывать, строить монологическое высказывание - Умение договариваться Умение слушать и слышать Умение высказывать собств. мнение, доказывать правоту 1.21 Использование дидактических игр, нестандартности обучения 2.23 Взаимоконтроль и коррекция 1.22 Речь учителя-соответствие нормам 2.24 Исполнительская дисциплина 1.23 Соблюдение сан.-гигиенических норм 2.25 Умение эффективно работать самостоятельно 1.24 Плотность, темп, оптимальность урока 1.25 Дифференцированность и объем домашнего 2.26 Культура и аккуратность задания, инструктаж оформления всех видов работ 1.26 Результативность в реализации триединой 2.27 Быстрота выполнения заданий цели урока и в формировании УУД 2.28 Способность создавать проекты (с различной степенью помощи) 1.27 Организация контрольно-оценочной деятельности. Объективность контроля 2.29 Активность учащихся 1.28 Подведение итогов урока, рефлексия Кол-во учеников в классе: из них опрошено: 1.29 Самоанализ урока учителем Примечание: не обязательно, чтобы все составляющие анализа присутствовали на уроке 1.19 1.20 2.20 2.21 2.22 Баллы от 1 до3 Нет 1.Требования к уроку через аспекты деятельности учителя Нет Отсу т. МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Класс ____ ФИО учителя ___________________ Дата посещения____________ Урок___________________ Тема урока____________________________________________________ Цели урока (кратко)____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Цель посещения _______________________________________________________________________ Краткая стенография урока: № Содержание этапов Пометки Характеристика основных достоинств урока (указать пункты анализа, допускаются словесные добавления, выводы): ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Существенные недостатки урока (указать пункты, например: 1.16; 2.20 и т.д., допускаются словесные выводы):_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Выводы: _Исходя из цели посещения,____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Учитель_______________________________ ознакомлен _____________(роспись)______________(дата) Посещающий учитель ______________ /__________________________________/ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методические рекомендации Перед посещением урока следует к нему подготовиться: 1. 2. 3. просмотреть классный журнал; познакомиться по учебнику с материалом темы; поставит перед собой определённую цель. Например: знакомство с методами работы преподавателя; изучение методики изложения нового материала; изучение методики осуществления принципа наглядности; изучение работы преподавателя по выявлению и реализации межпредметных связей; изучение методики опроса; изучение способов формирования у школьников познавательных интересов и приёмов умственной деятельности; изучение методики проведения лабораторных и практических работ Методика посещения и анализа урока Наблюдая занятие, посещающий должен быть корректным, доброжелательным к преподавателю. Входить и выходить из учебного помещения можно только после звонка вместе с преподавателем. Появление посещающего в классе после начала занятия является грубым нарушением педагогического такта. В процессе занятия не следует привлекать к себе внимание школьников. Поэтому лучше садиться за последнюю парту или стол. Это даст возможность наблюдать за работой класса, определить, насколько чётки и ясны записи на доске, что слышат на последней парте учащиеся. Во время объяснения преподавателя нельзя заниматься проверкой тетрадей школьников. Нельзя вмешиваться в ход урока и в работу учителя, исправлять ошибки во время урока. Посещающий должен присутствовать на уроке от начала до конца, чтобы составить полное представление о данном учебном занятии и отдельных его элементах. Важно не только уметь наблюдать, но и оформить наблюдение в виде записи (отзыва). Практика показывает, что попытки заполнить во время урока схемы анализа урока не приводят к успеху. Урок – органическое целое и анализировать следует весь его ход, все виды деятельности учеников и учителя. Во время урока запись производится ручкой. После урока следует провести беседу с учителем. Беседа должна быть тактичной, замечания аргументированны. Анализ урока должен раскрыть содержание урока, его общую организацию, давать характеристику методических приёмов. Анализ урока проводится в день посещения или на следующий день. Во время беседы с учителем следует придерживаться следующих этапов: 1. сообщение цели посещения урока; 2. информация учителя о целях урока, примененных им приемах обучения и их эффективности, о достижении цели урока; 3. анализ учителя, посетившего урок: предложения и замечания относительно положительных и отрицательных моментов урока; 4. обобщение и заключение по анализу посещённого урока; 5. заключительное слово учителя, проводившего урок. Учитель высказывает мнение по выступлению учителя, присутствующего на уроке. При анализе урока необходимо обратить внимание на: опрос учащихся (чёткость формулировок вопросов, их последовательность, установить, какой характер носили вопросы (репродуктивный, развивающий, эвристический и т.п.); количество учащихся, опрошенных в течение урока, уровень их знаний, объективность выставленных оценок; актуализацию (восстановление в памяти школьников ) опорных знаний путем фронтальной беседы, письменной работы, концентрации внимания школьников на ранее изученном материале и т.п.; мотивацию (интерес к новому материалу) учащихся (целью мотивации является доведение до школьников значимости изучаемой темы, важности и необходимости при овладении знаниями, умениями и навыками по изучаемой теме) и ее пути (создание проблемных ситуаций, использования наглядности и ТСО, эмоционального изложения, введения межпредметных связей и т.п.) изучение нового материала (соответствие содержания урока теме, объем нового материала (достаточен, недостаточен) выделение главного, ясность, чёткость, логическая последовательность при изложении, межпредметные связи, использование примеров, методы и методические приемы, эффективность демонстраций наглядных пособий, применения технических средств обучения); закрепление изученного материла (оптимальность метода закрепления знаний: фронтальная беседа по всему материалу, или по некоторым вопросам, письменные или практические задания, упражнения и т. п.); домашнее задание (какова цель домашнего здания – повторение, закрепление и усвоение пройденного на уроке материала, подготовка к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков, объём, содержание, индивидуальность, дифференцированность, содержание творческого элемента, время проведения инструктажа по выполнению домашнего задания деятельность школьников на уроке (активность, заинтересованность, самостоятельность, актуализация знаний (умение выделить ведущие идеи), развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений, культура речи, дисциплинированность; организация занятия (чёткость проведения урока, рациональность использования времени, обратная связь с учащимися, методы активизации, организация контроля за деятельностью школьников на уроке, выполнение основных психологических и гигиенических требований, на профессиональные качества и культуру учителя (владение материалом, чёткая ориентация в системе фактов, идей, понятий, умелое использование межпредметных связей, графическая грамотность (аккуратность, чёткость и последовательность изображения схем, рисунков, формул, математических выкладок и т.п.), качество речи (оптимальность темпа, чёткость дикции, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность), педагогическая культура, построение взаимоотношений с учащимися, такт)