РП дополнительного образования Я-исследователь для 11-16 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
от «30» августа 2022г.
Протокол № 16

приказом МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Приказ от 30.08.2022г. №228

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я-исследователь»

Направленность: естественнонаучная
Срок реализации: 1 год (18 часов)
Вид программы: модифицированная
Уровень: ознакомительный (стартовый)
Возраст обучающихся: 11-16
Составитель: Карпенко Виктория Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования

с.Каменоломня,
2022 г.

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования «Я-исследователь» составлена в соответствии со
следующими нормативными и распорядительными документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020) [9];
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020) [10];
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» [22];
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года» [21];
 Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№16) [6];
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от29.05.2015 г. № 996-р [20];
 Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
[3];
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3 [23];
 Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» [15];
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» [16];
 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» [18];
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
2

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [17].
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневыепрограммы)» [11; 13];
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей» [12];
 Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ
и инвалидностью» [7];
 Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019) [8].
 Проектирование
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
/
Методические
рекомендации
для
педагогических работников и руководителей образовательных организаций
Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы различной направленности / сост. Ю.Д.
Устинова, С.А. Беширова. ‒ Симферополь, 2021. ‒ 66 с.
 Устава образовательного учреждения МБОУ «Каменоломненская
средняя школа» Сакского района Республики Крым.
 Положения
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах дополнительного образования.
Вид программы – общеразвивающая модифицированная программа
Направленность программы – естественнонаучная
Актуальность программы: каждый ребенок способен развиваться в
различных областях, достаточно вовремя заметить интерес. Талантливый
учитель сможет направить учащегося в нужное русло и создать условия
развития детскому увлечению.
Программа направлена на обеспечение развития навыков научно–
исследовательской деятельности. Изучение данного курса актуально в связи
с новой образовательной концепцией, в которой на первый план выходит
поисковый тип мышления. Актуальность данной программы обусловлена
также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные
знания и практический опыт в дальнейшей учебе, выйти на уровень
научных конференций. В основе формирования способности к научно –
исследовательской деятельности лежат два главных вида деятельности
учащихся: это практическое исследование и изучение теории.
3

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых,
их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих
потребностей.
Новизна программы: современное образование ставит цель
формирование ключевых компетенций личности, обеспечивающих им
гибкость и способность к адаптации в социальной и профессиональной
среде. Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Я-исследователь» состоит в специфике ее содержания.
Образовательных технологиях, учитывающих возраст и индивидуальные
особенности детей, их возможности и потребности. Данная программа
направлена на развитие творческих способностей и активности учащихся,
способствует формированию и конкретизации проектного мышления,
исследовательской деятельности, разностороннему развитию личности.
Вовлечение школьников в технологию проектирования и исследования
позволяет обеспечить реализацию Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения, предусматривающих
наличие у выпускников таких качеств, как самостоятельность,
ответственность, инициативность. Углубленное освоение знаний о
проектировании, наличие навыков в области исследования в условиях
школьной среды даёт положительные результаты в формировании
социальной активности детей, повышает уровень воспитанности,
активизирует познавательную активность учащихся, формирует умения и
навыки решения поставленных задач с применением в обучении системнодеятельностного подхода.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность заключается в том, что структура занятий
построена таким образом, что теоретические знания учащийся получает
одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и
целесообразным в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Данная программа позволяет подготовить учащегося. способного гибко
адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно
приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для
решения возникающих ситуаций и проблем.
Педагогическая целесообразность
Программа предполагает не только знакомство с методикой ведения
проектной и исследовательской деятельности, но и использование нового
современного оборудования. Такой подход является актуальным для школы на
современном этапе её развития, ведь согласно ФГОС, школа должна
4

обеспечить возможность проведения экспериментов, практических заданий с
использованием учебного оборудования.
Адресат программы: Возраст учащихся, которым адресована данная
программа - 11-16 лет; возможно формирование разновозрастных групп. В
таком случае на экскурсиях и конференциях группа присутствует в полном
составе, а для остальных занятий при необходимости делится на группы по
возрастам. Рекомендуемая численность группы – 12-20 человек, что
способствует эффективности проработки каждого этапа деятельности детей,
групповой и индивидуальной работы. Минимальный возраст детей для
зачисления на обучение по программе «Я – исследователь» - 10 лет;
поступающие на обучение должны иметь начальный опыт участия в
исследовательской или проектной деятельности или выполнения творческих
работ (докладов, презентаций и т.п.). При выборе темы и методики
исследовательской работы необходимо учитывать возрастные особенности и
уровень подготовленности учащихся.
Объем и срок освоения программы: 18 часов, 36 недель в рамках
учебного года.
Уровень программы – ознакомительный (стартовый). Срок освоения – 1
год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на групповые занятия. В целом состав группы
остаётся постоянным, но может изменяться последующим причинам: учащиеся
могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных
занятий, смены места жительства.
Состав группы: постоянный.
Программа предусматривает проведение занятий в различных формах
организации деятельности учащихся:

фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;

групповая – организация работы в группах;

индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
В процессе реализации программы используются следующие виды
организации занятий: лекции, семинарские занятия, мастер-класс, деловые и
ролевые игры. Выездные тематические занятия, выставки, творческие отчеты,
выполнение самостоятельной работы, теоретические и практические занятия,
беседы, соревнования и другие.
В случае применения дистанционных образовательных технологий
используются следующие формы организации занятий: онлайн консультации,
презентации, видео-уроки, практические занятия.
Режим занятий: число занятий в неделю 9; продолжительность занятия–
45 минут.
5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка путем совершенствования его проектно-исследовательских
способностей в процесс саморазвития.
Образовательные (предметные) задачи:
- расширить кругозор учащихся в различных областях географии;
- укрепить и расширить знания в выбранной области исследования;
систематизировать знания в области экологии, биологии, географии,
краеведения;
- сформировать навыки обобщения, выполнения доступных выводов;
- овладеть навыками оформления исследовательских и проектных работ.
- определить и освоить конкретные исследовательские методики,
используемые для выполнения исследования по выбранной теме.
Метапредметные (развивающие) задачи:
- сформировать интеллектуальные умений, связанных с выбором
стратегии решения, анализом ситуации, составлением данных;
- развить познавательную активность и самостоятельность;
- обеспечить формированию способности рассуждать, наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать
догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- совершенствовать навыки работы с компьютерными программами (MS
Word, MS Excel, MS PowerPoint) и Интернет - браузерами, используемыми для
выполнения работ.
Личностные (воспитательные) задачи:
- воспитывать ответственность, трудолюбие, инициативность;
- воспитывать нравственность, культуру общения;
- создать условия для формирования целеустремлённости, развить умения
ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
- совершенствовать
коммуникативные
навыки
(проведение
социологических опросов, сотрудничество с социальными партнёрами, обмен
опытом, публичные выступления).

6

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повышение интереса к занятиям и
уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах), привлечение
родителей к активному участию в работе объединения. Реализация программы
обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на
практике, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс
саморазвития. Данная программа позволит ознакомиться с интересными
вопросами географии, биологии, краеведения, выходящими за рамки школьной
программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение исследовательских задач, связанных с логическим мышлением, будет
способствовать
развитию
мыслительных
операций
и
общему
интеллектуальному развитию. Задания, предлагаемые учащимся, соответствует
познавательным возможностям школьников данного возраста и представляют
им возможность, развивая учебную мотивацию. Для эффективности работа
проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с
последующим общим обсуждением полученных результатов.

7

1.4. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
Кол- Аудиторные часы
Форма
№
во
Наименование раздела, темы
аттестации/
п/п
часов Теория Практика
контроля
всего
Раздел 1. Введение. Инструктаж.
1
1.
Вводное занятие. Инструктаж.
1
1
Входной
контроль
Раздел 2. Работа с различными 5
источниками информации
2.
Основные инструменты познания.
1
1
Устный опрос
3.
Основные понятия исследования. Игра 2
1
1
Турнир
«Юный исследователь».
4.
Этапы исследовательской деятельности. 1
0,5
0,5
Тема исследования, ее виды. Цель,
Зачет
задачи, методы, гипотеза.
5.
Структура исследовательской работы: 1
1
Промежуточный
введение, основная часть, заключение,
контроль
выводы.
Раздел 3. Виды исследовательских 5
работ
6.
Организация
исследования. 2
1
1
Устный опрос
Информация и ее виды. Сбор
информации. Обобщение информации.
Наблюдение. Эксперимент.
7.
Подготовка к участию в научно- 1
1
Конференция
интеллектуальных
конференциях.
Районные мероприятия и подготовка к
ним.
8.
Виды исследовательских работ. Формы, 2
1
1
Выставка
структура исследовательской работы.
Доклад. Научная статья. Научный
отчет. Реферат. Монография.
Раздел 4. Организация научно- 4
исследовательской работы
9.
Этапы
работы
над
научным 2
1
1
Устный опрос
исследованием.
10. Проект. Виды проекта. Проблема. 2
1
1
Устный опрос
Этапы работы над проблемой.
Раздел 5. Презентация результатов 3
исследовательской работы
11. Реферат. Формы, виды, структура, 2
1
1
Защита
требования к реферату.
творческих
работ
12. Защита исследования. Текст доклада. 1
1
Итоговый
Тезисы выступления (автореферат).
контроль
ИТОГО:
18
9,5
8,5
8

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение. Инструктаж (1 ч.).
Теория.
Цель и задачи курса, специфика занятий, общие требования.
Понятие «наука». Ее роль в жизни людей. Классификация наук. Что такое
научно-исследовательская деятельность. Инструктаж по Т.Б. Действия
обучающихся воспитанников на случай возникновения пожара.
Практическая часть.
Изучение правил Т.Б. перед началом занятий, во время занятий, в
аварийной ситуации, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, при
обнаружении подозрительных предметов, машин, людей.
Форма аттестации.
Входной контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации (5 ч.).
Теория.
Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная).
Методы поиска информации. Работа в библиотеке. Знакомство с
каталогами. Интернет. Информационные поисковые системы. Основные
инструменты познания. Характеристика учебно-логических умений как
важнейших инструментов познания. Анализ и синтез. Сравнение, обобщение и
классификация, определение понятий, доказательство и опровержение,
определение и решение проблем. Основные понятия исследования. Основные
виды творческой деятельности в области гуманитарных наук: информационнореферативные,
проблемно-реферативные,
экспериментальные,
натуралистические и описательные, исследовательские.
Практическая часть.
Игра «Юный исследователь». Анкетирование.
Форма аттестации.
Устный опрос. Турнир. Зачет. Промежуточный контроль
Раздел 3. Виды исследовательских работ (5 ч.).
Теория.
Конспект. Виды конспектов. Правила конспектирования. Доклад.
Требования к докладу. Композиция содержания доклада. Стендовый доклад.
Реферат. Виды рефератов. Требования к написанию реферата. Структура
реферата. Отличие реферата от доклада.
Отзыв и рецензия. Сходство и различие. Структурная организация. Эссе.
Содержание понятия «эссе». Виды эссе. Структура эссе.
Аннотация. Характеристика понятия. Особенности структурной
организации аннотации. Проект. Характеристика понятия «проект».
Требования к структуре и содержанию научного проекта.
Форма аттестации.
Устный опрос. Конференция. Выставка
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы (4 ч.).
Теория.
9

Рекомендации по выбору тем и их формулированию. Правила написания
введения, основной части, заключения.
Этика цитирования и правила оформления библиографических ссылок.
Оформление печатной работы: размер листа, шрифта, требования к параметрам
страницы, междустрочный интервал. Стандарт оформления титульного листа,
оглавления, списка использованной литературы. Этапы исследовательской
деятельности. Тема исследования, ее виды. Диагностический, прогностический,
организационный этапы.
Практическая часть.
Интервьюирование. Работа над темой исследования. Составление плана
экспериментальной работы. Оценка исследовательских работ по некоторым
критериям. Мини - конференция: первый опыт выступления. Постановка
проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, овладение
методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и
обобщение.
Форма аттестации.
Устный опрос.
Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы (3 ч.).
Теория.
Рекомендации
выступающему
(психологический
настрой,
взаимодействие с аудиторией). Защита исследовательской работы перед
одноклассниками. Выступление на школьной конференции. Структура
исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, выводы.
Практическая часть.
Оформление структуры исследовательской работы.
Форма аттестации.
Итоговый контроль. Защита творческих работ.

10

1.5. Планируемые результаты
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности; широкая
мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новому
содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание
предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; способность
к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым
способам познания; адекватного понимания причин успешности /
неуспешности исследовательской деятельности; морального сознания,
способности к решению моральных проблем на основе учета позиций
партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам
и этическим требованиям.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои
действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно
воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в
действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные
действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся
получит
возможность
научиться:
проявлять
познавательную инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую
задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения
познавательной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для
выполнения учебного исследования с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы,
модели, схемы для решения познавательных задач и представления их
результатов; высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться
11

на разные способы решения познавательных исследовательских задач; владеть
основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию,
классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по
какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение,
эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; видеть проблемы, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты,
высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать
(защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся
получит
возможность
научиться:
осуществлять
расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить
сообщения в устной и письменной форме; строить логическое суждение,
включающее установление причинно-следственных связей; оперировать
такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность,
зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов
обучения в основном учебном процессе и повседневной практике
взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится: допускать существование различных точек
зрения; учитывать разные мнения, стремиться к координации; формулировать
собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему
решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по
существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать
действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные
мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и
координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в
совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и
точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия; допускать возможность существования у людей разных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии; осуществлять взаимный
контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности.
Предметные:
 приобретение учащимися практических навыков исследовательской
деятельности;
12

 знание методик проведения исследований;
 выполнение простейших исследований;
 умение проводить простейшие эксперименты и опыты;
 оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
(логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты
экспериментальной деятельности., строить и анализировать схемы, диаграммы,
графики по результатам измерений; создавать презентации).
Метапредметные:
 работать с источниками информации, в том числе с Интернет;
 правильно формулировать и задавать вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 получить навык публичного выступления;
 самостоятельно планировать и реализовывать
планы в своей
деятельности;
 получение навыка сотрудничества со сверстниками и педагогами;
 способность ставить цели и планировать свою деятельность;
 овладеть умением анализировать результаты своей деятельности;
 овладеть умениями и навыками применять полученные знания в других
видах деятельности.
В результате изучения программы обучающиеся будут знать:
 термины и понятия, используемые в научно-исследовательской работе;
 этапы проведения и структуру исследовательской работы;
 правила написания исследовательских работ.
 выбирать перспективные темы исследований;
 определять цель и задачи исследования;
 грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые
факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать
необходимые обобщения, формулировать выводы, находить решения;
 выступать с публичной защитой полученных результатов на
конференциях различного уровня.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель–36;
Количество учебных дней–18;
Дата начала обучения–01.09.2022
Дата окончания обучения–31.05.2023
Календарный учебный график составлен на основании учебного плана с
учетом установленной продолжительности учебного года, включая работу в
период школьных каникул. Календарный учебный график составлен для
каждой учебной группы (таблица 9-11).

14

2.2. Условия реализации программы
Для реализации данной программы необходимы материальнотехническое, информационное и кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования должен:
иметь профессиональное образование, соответствующую подготовку для
реализации образовательной программы,
соответствовать требованиям статьи 46 Федерального закона от
29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Знать:
приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность;
конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию,
гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся;
методику поиска и поддержки одаренных детей;
содержание образовательной программы, методику и организацию
дополнительного образования детей;
методы развития и повышения мастерства обучающихся;
современные
педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего
обучения,
реализации
компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта
с обучающимися разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики;
основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами,
электронными
таблицами),
электронной
почтой
и
браузерами,
мультимедийным оборудованием;
правила
внутреннего
трудового
распорядка
образовательной
организации; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Материально-технического обеспечение:
Материалы и оборудование для проведения исследований и обработки
результатов (в зависимости от выбранной области и тематики исследования):
- Лабораторная посуда, весы.
- Калькуляторы (для математической обработки результатов
исследований)
- Канцелярские принадлежности.
15

- Технические средства обучения:
Компьютер или ноутбук с колонками, соответствующим программным
обеспечением
(пакет
Microsoft
Office
–
Word,
Excel, PowerPoint, Picture Manager; Movie Maker, Freemake Video Converter,
проигрыватель Windows Media и др.) и выходом в Интернет,
- Мультимедийная установка
- Интерактивная доска или демонстрационный экран
- Принтер-сканер-копирование
- Съёмные носители информации (чистые и с записями)
Методическое обеспечение образовательной программы:
1) Особенности организации учебного процесса – очный;
2) Методики:
-тематические мультимедийные презентации («Фиксация результатов
исследования», «Структура и оформление исследовательской работы»,
«Искусство презентации»);
-планы и бланки описания объектов исследования, бланки протоколов
наблюдений и экспериментов; формы таблиц для обработки результатов
исследования.
-использование интернет ресурса;
-выставки, конкурсы, соревнования;
-работа с сайтом образовательной организации (результаты конкурсов,
работа с родителями, фото и видео материалы и прочее).
3) Методы обучения: организация занятия (словесный, наглядный),
деятельность
детей
(практический,
исследовательский,
проблемный,
проектный);
4) Методы воспитания: поощрение,
убеждение.
Мотивация,
стимулирование
5) Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
6) Возможные формы организации учебного занятия – акция, выставка,
диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция,
мастер-класс, олимпиада, экскурсия, практическое занятие, презентация,
семинар, эксперимент.
7) Педагогические технологии- технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология дифференцированного обучения,
технология разноуровневого обучения, коммуникативная технология обучения,
технология портфолио;
8) Алгоритм учебного занятия: подготовка кабинета к проведению
занятия (подготовка необходимого оборудования), организационный момент,
мотивация к деятельности, актуализация опорных знаний, теоретическая часть
(постановка целей и задач, объяснение теоретического материала, подготовка
информации), физкультминутка, практическая часть, окончание занятия
(рефлексия, подведение итогов занятия).
16

9) Методический и дидактический материалы: раздаточный материал,
обучающие прикладные программы в электронном виде, исследовательские
работы, проектные работы, атласы, карты, таблицы

17

2.3. Формы аттестации
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому
завершению, предполагается выполнение учащимися своего исследования,
написание научно-исследовательской работы и последующее выступление на
научно-практической конференции.
Для определения уровня сформированности у учащихся навыков
исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа
представленных работ учащихся.
При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во
внимание следующее:
 умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи
исследования;
 соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели
и задачам, структура работы;
 наличие литературного обзора, его качество;
 логичность и полнота доказательств;
 соответствие выводов полученным результатам;
 культура оформления материалов.
В процессе содержания курса возможно использование следующих форм
промежуточного контроля:
 практикумов по темам курса;
 анализа выполненных работ;
 игр-исследований.
Формой итогового контроля, а также основным критерием
эффективности реализации программы курса можно считать самостоятельность
и правильность выполнения исследовательской работы, защиту творческого
проекта в форме публичного выступления
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал, видеозапись, готовая работа, дневник достижений
обучающегося, журнал посещаемости, грамота, диплом, портфолио,
свидетельство, фото, статья.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
защита творческих работ, конкурс, научно-практическая конференция,
олимпиада, портфолио, слет, защита МАН работ, игра, кроссворд, викторина,
консультация
Формы контроля:

Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе
формирования коллектива (в сентябре) или для учащихся, которые желают
обучаться по данной программе не сначала учебного года и года обучения.
Данный контроль нацелен на изучение: интересов ребенка, его знаний и
умений, творческих способностей.

Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен
на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.
18


Промежуточный контроль: проводится в конце I полугодия (в
декабре-январе) и II полугодия (апрель-май) учебного года. Данный контроль
нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания учащимися,
метапредметных результатов, личностного развития и взаимоотношений в
коллективе.

Итоговый контроль: проводится в конце обучения по
дополнительной общеобразовательной программе, как правило, в апреле-мае.
Данный контроль нацелен на проверку освоения программы, учет изменений
качеств личности каждого учащегося.
Контроль за результатами обучения
Таблица 2
Вид контроля

Формы контроля

Вводный
Промежуточный

Собеседование, прослушивание, просмотр
Открытое
занятие, конкурс, опрос,
коллективный анализ работ
показ творческих работ

Итоговый

19

Срок
контроля
Сентябрь
викторина, Декабрьянварь
Май

2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Изучение почвенно-растительного покрова и его экологического
состояния (полевые описания, измерение и картирование). / Сост. Т. С.
Комиссарова, А. М. Макарский, Г. Н. Михайлова. – СПб.: Крисмас+, 2005
2. Корчуганова И. П. Психолого-педагогические аспекты работы с
одарёнными
детьми.
Методическое
пособие
для
руководителей
образовательных учреждений, педагогов и психологов. – СПб.: ЛОИРО, 2004
3. Конкурс? Конкурс… Конкурс!: Методические рекомендации
участникам профессиональтного конкурса педагогов дополнительного
образования «Сердце отдаю детям» / авт.-сост. Л. Б. Малыхина, под общ. ред.
Н. Н. Жуковицкой, Л. Б. Малыхиной. – СПб.: ЛОИРО, 2013
4. Малыхина Л. Б. Сопровождение специальной одарённости детей в
региональной образовательной системе (Из опыта работы региональной
экспериментальной площадки): метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2015
5. Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности учащихся на уроках биологии и в кружковой работе (на
зоологическом материале). / Сост. А. В. Кулёв. – Л.: ЛОИУУ, 1990
6. Муравьёв А. Г. Оценка экологического состояния природноантропогенного комплекса. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Крисмас+,
2000
7. Муравьёв А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического
состояния почвы. Практическое руководство. – СПб.: Крисмас+, 2008
8. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:
АРКТИ, 2013
9. Резникова В. З., Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Иванова Т. В. Тестовый
контроль знаний учащихся по биологии. – М.: Просвещение; Учебная
литература, 1997
10. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н., Тутынина Е. В.
«Исследователь
природы»
(региональный
проект
дистанционного
экологического просвещения). Часть III. Лето. Методическое пособие. – СПб.:
Балтийская экологическая экспедиция, 2013
11. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н., Тутынина Е. В.
«Исследователь
природы»
(региональный
проект
дистанционного
экологического просвещения). Часть IV. Осень. Методическое пособие. – СПб.:
Балтийская экологическая экспедиция, 2013
12. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н., Тутынина Е. В.
Проект «Исследователь природы» (дистанционное экологическое образование).
Часть I. Зима. Методическое пособие. – СПб.: Балтийская экологическая
экспедиция, 2012
13. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н., Тутынина Е. В.
Проект «Исследователь природы» (дистанционное экологическое образование).
20

Часть II. Весна. Методическое пособие. – СПб.:Балтийская экологическая
экспедиция, 2013
14. Сборник История г. Кириши и района. / Сост. В. В. Седлова. –
Кириши, 1995
15. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в
урочной и внеурочной деятельности. Учебно-методическое пособие. / Под общ.
ред. С. С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2014
16. Традиции
и
инновации
в
сфере
дополнительного
естественнонаучного образования детей: сборник материалов конкурса / под
ред. И. В. Калиш. – Таганрог: Изд-во гос. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2014
17. Тяглова Е. В. Исследовательская и проектная деятельность
учащихся по биологии: ме6тод. пособие. – М.: Планета, 2010
18. Царёва Н. П. Проектирование дополнительных образовательных
программ нового поколения. Учебно-методическое пособие для педагогов
дополнительного образования. – М.: Экзамен, 2013
Литература для учащихся
1. Ашихмина Т. Я. Школьный экологический монитолринг. Учебнометодическое пособие. – М.: Агар, 2000
2. Боголюбов А. С. Простейшая методика количественного учёта птиц и
расчёта плотности населения. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996
3. Боголюбов А. С. Методы учётов численности птиц: маршрутные
учёты. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996
4. Боголюбов А. С. Методы учётов численности птиц: точечные учёты.
Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996
5. Боголюбов А. С. Программа организации и проведения зимних учётов
птиц России. Методическое пособие. – М.: Экосистема, 1996
6. Комиссарова Т. С., Макарский А. М., Левицкая К. И. Полевая
геоэкология для школьников: учебное пособие. – СПб.: ЛГУ им. А. С.
Пушкина, 2010
7. Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего
города. Школьный практикум. – М.: Владос, 2001
8. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н. Полевой дневник
летних наблюдений. Методическое пособие. – СПб.: Балтийская экологическая
экспедиция, 2013
9. Технология научного исследования. Методические рекомендации. /
Под ред. Н. С. Гариной. – Кириши, ДДЮТ, ЮНЭК № 21, 2007
Литература для родителей
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.
Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
3. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при
работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр
21

«Aкадемия», 1999г. – 204с. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной
школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4. Корчуганова И. П. Психолого-педагогические аспекты работы с
одарёнными детьми. Методическое пособие для родителей, педагогов и
психологов. – СПб.: ЛОИРО, 2004
5. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших
школьников [Текст]: /Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
6. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]:
/ Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
7. Образовательная
система
«Школа
2100».
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт.
Примерная
основная
образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред.
Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.
8. Смольников В. Ю., Кийченко Л. Г., Лёвина К. Н. Полевой дневник
летних наблюдений. Методическое пособие. – СПб.: Балтийская экологическая
экспедиция, 2013
9. Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного
образования детей: сборник материалов конкурса / под ред. И. В. Калиш. –
Таганрог: Изд-во гос. пед. ин-та им. А. П. Чехова, 2014

22

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Критерии оценки результативности обучения
Отслеживаемые
параметры
1.Теоретические
знания основ
экологии, биологии,
краеведения

Уровень освоения

Знание основных вопросов изучаемого в
школе курса, но
проблемы с логическим мышлением.
Результат тестирования – не менее 40%.
Знание и понимание основ
на базе школьного курса. Результат
тестирования – не менее 70%.
Знание и понимание основ, в т.ч. за
пределами школьного
курса. Результат тестирования – более 90%.
2.Исследовательские Поиск теоретического материала, освоение
навыки
и
применение методики с помощью педагога.
Затруднения в соблюдении структуры
работы, целеполагании, обработке и анализе
результатов, формулировке выводов.
Самостоятельный поиск теоретического
материала, освоение методики с помощью
педагога, самостоятельное получение
результатов. Целеполагание, обработка и
анализ результатов, формулировка выводов
под руководством педагога.
Самостоятельный поиск теоретического
материала, получение и обработка
результатов. Имеются навыки
целеполагания,
анализа результатов, формулировки
выводов.
3.Компьютерная
Выполнение несложных операций в
грамотность
программах MS Word и MS PowerPoint и
работа с интернет-источниками под
руководством педагога.
Выполнение необходимых операций в
программах MS Word, PowerPoint, Excel под
руководством педагога, самостоятельный
поиск информации в интернете.
Самостоятельная работа в программах MS
Word, PowerPoint, Excel, с интернетбраузерами.
4.Защита работ
Защита работы с периодическим
обращением
к тексту. Затруднение в использовании
наглядности и ответах на вопросы.
Защита работы без обращения к тексту.
23

Таблица 3
Оценка уровня
освоения
Удовлетворительно

Хорошо
Отлично
Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично
Удовлетворительно

Хорошо

Использование наглядности.
Ориентирование
в материалах работы, ответы на вопросы.
Защита работы без обращения к тексту.
Использование наглядности.
Ориентирование
в материалах работы, ответы на вопросы.
Призовые места за защиту работы.

Отлично

Таблица 4

Диагностическая карта оценки уровня освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Я - исследователь»
Группа _____________; год обучения _____________________

1.
2.
3.
Оценка:
Удовлетворительно – 1 балл
Хорошо – 2 балла
Отлично – 3 балла

24

Сумма баллов

Компьютерная
грамотность
Защита работ

Конец года

Теоретические
знания
Исследовательские
навыки

Сумма баллов

Защита работ

Исследовательские
навыки
Компьютерная
грамотность

Теоретические
знания

Защита работ

Компьютерная
грамотность

Исследовательские
навыки

Теоретические
знания

Фамилия, имя
учащегося

Начало года

Сумма баллов

Результаты диагностики (в баллах)
Середина года

3.2. Методические материалы
С точки зрения различных классификаций, среди используемых методов
обучения можно выделить следующие:
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации –
система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т. Огородников, C.И.
Перовский):
- практические (исследовательская работа или другая деятельность в
рамках проекта);
2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся – система
методов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина:
- метод проблемного изложения,
- эвристический метод,
- исследовательский метод.
3. По основным компонентам деятельности учителя – система методов
Ю.К. Бабанского:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности
- практические,
- проблемные,
- самостоятельной работы,
- работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учения
- методы формирования интереса к осуществляемой деятельности,
- анализ жизненных ситуаций,
- создание ситуаций успеха;
в) методы контроля и самоконтроля
текущий и итоговый:
- анкетирование (участие в общем анкетировании воспитанников
объединения);
- защита исследовательской работы или проекта на мероприятиях
различного уровня;
- оценка результативности участия в олимпиадах, конкурсах и
конференциях; участия в реализации проекта.
4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и
учащегося – система методов М.И. Махмутова: включает систему методов
проблемно развивающего обучения:
- диалогический,
- эвристический,
- исследовательский.
Педагогические технологии
Проектно-исследовательские технологии являются основными для
реализации дополнительной общеразвивющей программы «Я – исследователь».
Предполагают участие в коллективных проектах или выполнение
исследовательских работ. Применение этих технологий обеспечивает развитие
исследовательских навыков (целеполагание, применение исследовательских
25

методик, фиксация, обработка и анализ полученных результатов), навыков
самостоятельной работы и сотрудничества, навыков публичного выступления.
Развивающее и проблемное обучение способствует формированию
умения анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно получать
информацию в ходе решения проблемных ситуаций. Эти навыки относятся к
универсальным учебным действиям и необходимы для выполнения
исследовательских работ.
Информационно-коммуникационные
технологии
предполагают
обучение навыкам поиска информации в интернет-источниках (поисковых
системах, сайтах и т.п.), использование цифровых образовательных ресурсов.
Их применение повышает наглядность и информативность обучения,
способствует формированию у учащихся информационной культуры,
расширению кругозора, обогащению содержания образования.
Интегрированное
обучение
предполагает
использование
межпредметных связей, так как выполнение исследовательских работ и
проектов требует применения знаний, умений и навыков из различных
образовательных. Интегрированное обучение способствует развитию
универсальных учебных действий, формированию целостной картины мира.
Элементы тестового контроля используются для закрепления и
диагностики знаний, подготовки к участию в предметных олимпиадах и
конкурсах; направлены на развитие умения сравнивать и сопоставлять,
выбирать верное решение.
Личностно-ориентированное обучение направлено на развитие
природных способностей и индивидуальных свойств личности учащихся в
процессе выполнения индивидуальных проектно-исследовательских работ.
Способствует повышению познавательной активности, формированию
мотивации к самостоятельной учебной деятельности, уверенности в себе и
адекватной самооценки.
Здоровьесберегающие технологии позволяют организовать режим
занятий в соответствии с особенностями динамики работоспособности
учащихся, с учётом степени сложности работы, индивидуальных, возрастных и
психологических особенностей детей. Смена видов деятельности в процессе
занятия и применение элементов психологической разгрузки, а также
соблюдение техники безопасности труда направлены на сохранение и
укрепление здоровья и снижение утомления учащихся, формирование умения
правильного распределения видов деятельности и снятия эмоционального
напряжения.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
1.
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный
ресурс]http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
2.
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный
ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-612.html (09.03.11)
26

3.
А.Ликум
Детская
энциклопедия.
[Электронный
ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_v
se_obo_vsem._5_(09.03.11)
4.
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный
ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
5.
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный
ресурс]http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2496
8/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty(09.03.11)
6.
Особенности организации поисково-исследовательской работы
учеников в рамках Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
(методические
рекомендации)
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/16/osobennosti-organizatsiipoiskovo-issledovatelskoy-raboty-uchenikov
Примерная тематика исследовательских работ
ЖИВОТНЫЕ
Домашние питомцы, живой уголок
(объект изучение выбирается по желанию исследователя)
1. Изучение пищевых предпочтений разных животных, составление рациона.
2. Изучение пищевого поведения животных.
3. Изучение форм активности разных животных.
4. Изучение зависимости активности животных от разных факторов
(время суток, погодные условия, сезон года и т.п.).
5. Изучение особенностей передвижения разных животных.
6. Изучение признаков приспособленности животных к условиям обитания.
7. Изучение влияния образа жизни на внешний облик и поведение животных.
8. Изучение поведения животных в группе.
9. Изучение форм общения животных.
10. Изучение звуковой сигнализации животных.
11. Изучение певческой активности птиц.
12. Изучение поведения питомцев живого уголка по отношению к человеку.
13. Изучение поведения животных в непривычной для них обстановке.
14. Изучение поведения аквариумных рыбок при совместном содержании
разных видов.
15. Наблюдение за созданием пары у животных.
16. Изучение нерестового поведения аквариумных рыбок.
17. Изучение проявлений заботы о потомстве у животных.
18. Изучение разнообразия окраски шерсти грызунов.
19. Изучение разнообразия окраски перьевого покрова птиц.
20. Изучение видового состава животных, содержащихся в семьях горожан
(социологический опрос).
РАСТЕНИЯ
1. Изучение видового состава древесно-кустарниковых насаждений поселка.
2. Оценка состояния озеленения
27

3. Изучение видового состава и состояния древесно-кустарниковых насаждений
пришкольного участка.
4. Изучение общественного мнения об озеленении
5. Изучение ассортимента комнатных растений
6. Изучение ассортимента комнатных растений (социологический опрос).
7. Изучение морфологического разнообразия органов комнатных растений.
8. Изучение черт приспособленности растений к условиям обитания.
9. Изучение влияния разных условий на состояние комнатных растений
(полив, освещение, температурный режим, подкормка и т.п.).
10. Выращивание комнатных растений из семян.
11. Вегетативное размножение комнатных растений.
12. Сравнение развития комнатных растений при выращивании их разными
способами.
13. Создание флорариумов для наиболее прихотливых комнатных растений.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
1. Оценка состояния здоровья учеников класса или параллели.
2. Влияние образа жизни на состояние здоровья (социологический опрос).
3. Влияние учебной нагрузки на состояние здоровья школьников.
4. Влияние соблюдения гигиенических навыков и правильного питания
на состояние зубов (социологический опрос),
5. Влияние разных факторов на состояние зрения школьников.
6. Шум и здоровье.
ЭКОЛОГИЯ
1. Экологическое состояние района (социологический опрос).
2. Экологические проблемы района (социологический опрос, наблюдения).
3. Оценка транспортного потока в разных районах поселка.
4. Влияние автотранспорта на экологическое состояние города.
5. Оценка шумового загрязнения в поселке, школе, Доме творчества
(социологический опрос, наблюдение).
7. Оценка качества озеленения учебных помещений.
8. Гигиеническая оценка состояния школьных помещений.
9. Оценка замусоренности района
10. Аквариум – искусственный биоценоз.

28

3.3. Календарно-тематическое планирование
Таблица 5

Название объединения «Я-исследователь» группа 1
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
29

Примечание
(корректировка)

Эксперимент.
Итого за месяц

2
январь

Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
11

30

работы
над
проблемой.
Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

31

Таблица 6

Название объединения «Я-исследователь» группа 2
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
32

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

33

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

34

Таблица 7

Название объединения «Я-исследователь» группа 3
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
35

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

36

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

37

Таблица 8

Название объединения «Я-исследователь» группа 4
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
38

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

39

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

40

Таблица 9

Название объединения «Я-исследователь» группа 5
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
41

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

42

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

43

Таблица 10

Название объединения «Я-исследователь» группа 6
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
44

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

45

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

46

Таблица 11

Название объединения «Я-исследователь» группа 7
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
47

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

48

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

49

Таблица 12

Название объединения «Я-исследователь» группа 8
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
50

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

51

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

52

Таблица 13

Название объединения «Я-исследователь» группа 9
№

Название
занятия

темы Кол-во
часов

Дата
по Форма
расписанию
аттестации/
контроля
По
По
плану
факту
сентябрь

Раздел 1. Введение. Инструктаж
Вводное занятие. 1
Входной
1
Инструктаж.
контроль
Раздел 2. Работа с различными источниками информации
Основные
Устный опрос
2
1
инструменты
познания.
2
октябрь
Турнир
3-4 Основные понятия 2
исследования.
Игра
«Юный
исследователь»
Итого за месяц
2
ноябрь
Этапы
Зачет
5
1
исследовательской
деятельности.
Тема
исследования, ее
виды.
Цель,
задачи,
методы,
гипотеза.
Структура
Промежуточный
6
1
исследовательской
контроль
работы: введение,
основная
часть,
заключение,
выводы.
Итого за месяц
2
декабрь
Раздел 3. Виды исследовательских работ.
Устный опрос
7-8 Организация
2
исследования.
Информация и ее
виды.
Сбор
информации.
Обобщение
информации.
Наблюдение.
Эксперимент.
Итого за месяц
2
53

Примечание
(корректировка)

январь
Подготовка
к 1
участию в научноинтеллектуальных
конференциях.
Районные
мероприятия
и
подготовка к ним.
Виды
10
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Итого за месяц
2

Конференция

9

февраль
Виды
Выставка
1
исследовательских
работ.
Формы,
структура
исследовательской
работы. Доклад.
Научная
статья.
Научный
отчет.
Реферат.
Монография.
Раздел 4. Организация научно-исследовательской работы
Этапы работы над 1
12
научным
исследованием.
Итого за месяц
2
март
Этапы работы над 1
Устный опрос
13
научным
исследованием.
Проект.
Виды 1
14
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
Итого за месяц
2
апрель
Проект.
Виды 1
Устный опрос
15
проекта.
Проблема. Этапы
работы
над
проблемой.
11

54

Раздел 5. Презентация результатов исследовательской работы
Реферат. Формы, 1
16
виды, структура,
требования
к
реферату.
Итого за месяц
2
май
Реферат. Формы, 1
Защита
17
виды, структура,
творческих
требования
к
работ
реферату.
Защита
Итоговый
18
1
исследования.
контроль
Текст
доклада.
Тезисы
выступления
(автореферат).
Итого за месяц
2
Итого за год
18

55

3.4. Лист корректировки
Таблица 14
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Я-исследователь»
№ п/п

Причина корректировки

Дата

56

Согласование
заведующим
подразделения
(подпись)

с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».