МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании гуманитарного цикла Протокол № 04 от «29»августа 2023 г. М.О СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 Протокол № 14 от «31»августа 2023 г. от «30»августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Педагогика и психология»» для 11 класса (соответствует федеральной рабочей программе учебного курса «Педагогика и психология»» для среднего общего образования) Составитель: Стародубцева В.В учитель истории и обществознания 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования. Примерная рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной основной образовательной программой среднего общего образования, а также примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся. Нормативно-правовой базой для создания Программы являются: − Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021); − Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020); − Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з); Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения. При разработке рабочих программ учителя могут вносить свои дополнения в структуру изучения материала и варьировать часы для его изучения. Целью реализации Программы является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи реализации программы: − мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности; − формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности; − развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. − развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией; − обеспечить практический опыт исследовательской работы. Общая характеристика учебного курса Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский язык», «Технология», «Учебный проект»; с примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20). Методологической основой Программы является системно-деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и педагогики. В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия: способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы соответствующих дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для обучающихся старших классов. Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической работы, др.). Место учебного курса в учебном плане Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 136 часов: в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 68 часов. Планируемые результаты освоения курса В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут знать: - специфику педагогической профессии, - какие личностные качества профессионально значимы для педагога; - основные требования к профессиональной педагогической деятельности; - ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; - методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; - о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: − проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; − работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; − самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: − организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: − удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; − развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; − развитие навыков самообразования и самопроектирования; − углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области; − совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: − развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок; − развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; − обеспечению профессиональной ориентации обучающихся. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов. Оценка метапредметных результатов Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Система оценки предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания. Критерии оценивания письменных работ (эссе) Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся. При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются: − соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; − полнота раскрытия темы; − правильность фактического материала; − последовательность изложения; − умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой. Проектная и исследовательская работа Критерии оценки проектной и исследовательской работы: − самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации; − самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов; − сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы; − правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 11 класс Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика. Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс (34 часа) Модуль Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообществ а Краткое содержание Кол- во часов Человек, коллектив, общество. 5 Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Характеристика основных видов деятельности обучающихся Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. 5 Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Универсал ьные компетенц ии для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. 5 Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Проектир ование своей истории успеха Психология идентичности: кто 6 Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Где и как работают педагоги? Педагогик а в современн ом обществе Семейная педагогика. Детский 4 сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Практичес кая психологи я на каждый день Психология в социальной сфере. 5 Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Институц иональная основа современн ых психологи ческих и педагогич Общее представление об 4 институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. еских практик Всего Дискуссия. Итоговый контроль (проект) 34