11кл РП Курс Педагогика и психология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на
заседании
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29»августа 2023 г.

М.О

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»

приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213

Протокол № 14

от «31»августа 2023 г.

от «30»августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Педагогика и психология»»
для 11 класса

(соответствует федеральной рабочей программе
учебного курса «Педагогика и психология»»
для среднего общего образования)

Составитель: Стародубцева В.В
учитель истории и обществознания

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является
ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на
выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и
развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках
психолого-педагогических

классов,

обеспечивая

создание

системы

непрерывного

педагогического образования.
Примерная рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии»
для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций (далее – Программа)
разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), примерной
основной образовательной программой среднего общего образования, а также примерной
программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Программа
разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного включения в
познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о
правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения,
саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на
достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности
обучающихся.
Нормативно-правовой базой для создания Программы являются:

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (ред. от 02.07.2021);

− Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования» от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020);

− Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з);
Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса
«Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования, а также
планируемые результаты его освоения. При разработке рабочих программ учителя могут
вносить свои дополнения в структуру изучения материала и варьировать часы для его
изучения.
Целью реализации Программы является создание условий для профессионального

самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор
педагогической профессии.
Задачи реализации программы:

− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и
потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного
представления о педагогической деятельности;

− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии,
профессионально

значимым

качествам

личности

педагога

и

требованиям

к

профессиональной педагогической деятельности;

− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции
поведения и деятельности, способности работать в команде.

− развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно
работать с информацией;

− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего
общего образования обеспечивает междисциплинарные связи с учебными предметами
«Обществознание», «Биология», «Русский язык», «Технология», «Учебный проект»; с
примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 02 июня 2020 г. № 2/20).
Методологической основой Программы является системно-деятельностный подход,
предполагающий

активную

учебно-познавательную

деятельность

обучающихся,

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае
в области психологии и педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений,
включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия: способность
формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать
оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким
образом, Программа направлена не только на получение целостной системы знаний об
основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных
результатов.
Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы
педагогики и психологии» в виде модулей, изучение которых обеспечивает достижение
поставленной цели. Программа учебного курса не дублирует программы соответствующих
дисциплин для вузов, а является пропедевтическим курсом для обучающихся старших

классов.
Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой
разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов,
схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы,
описание методов для практической работы, др.).
Место учебного курса в учебном плане
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования
предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, в объеме 136 часов: в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 68
часов.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут
знать:
-

специфику педагогической профессии,

-

какие личностные качества профессионально значимы для педагога;

-

основные требования к профессиональной педагогической деятельности;

-

ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые
в рамках данного курса;

-

методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных
образовательных ситуаций;

-

о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития,
успешного образовательного и социального взаимодействия.

Будут уметь:

− проектировать стратегию собственного профессионального и личностного
развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;

− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе
проектно-исследовательских;

− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:

− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде,
проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной
деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической
профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне

среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:

− удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
− развитие

личности

обучающихся,

их

познавательных

интересов,

интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической
области;

− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты

изучения

учебного

курса

«Основы педагогики и психологии»

способствуют:

− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию
их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;

− развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей,
готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных
результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется
по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего,
промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои
мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое
оформление, при этом учитываются:

− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;

− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:

− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в
выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;

− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия
содержания работы;

− правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
11 класс
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность?
Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за
собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути
их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология
лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всё: современный тайм-менеджмент. Будь
уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка
достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная

педагогика.

Детский

сад.

Школа.

Дополнительное

образование.

Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в
управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в

экстремальных ситуациях.
Институциональная основа современных психологических и педагогических
практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования.
Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс (34 часа)
Модуль
Как
мы
живем и
работаем
вместе?
Человек
как член
сообществ
а

Краткое содержание

Кол- во
часов

Человек, коллектив, общество. 5
Как организовать совместную
деятельность? Как общаться и
работать вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект. Как
вести за собой?

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Азбука
общения:
от А до Я

Навыки эффективного общения. 5
Культура
виртуального
общения. Конфликты и пути их
разрешения.
Возможности
медиации
при
разрешении
конфликтов.
Психология
лидерства

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Универсал
ьные
компетенц
ии
для
жизни и
учебы

Искусство навыков XXI века. 5
Успеваем всё: современный
тайм-менеджмент. Будь уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство
переговоров

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.

Дискуссия.
Промежуточный контроль
Проектир
ование
своей
истории
успеха

Психология идентичности: кто 6
Я? Как стать успешным! Мой
карьерный
путь.
Папка
достижений.
Подготовка
портфолио. Мой успех – успех
для каждого

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Где и как
работают
педагоги?
Педагогик
а
в
современн
ом
обществе

Семейная педагогика. Детский 4
сад. Школа. Дополнительное
образование.
Специальное
образование. Педагогика для
взрослых. Цифровая педагогика

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Практичес
кая
психологи
я
на
каждый
день

Психология в социальной сфере. 5
Психология в образовании.
Психология
в
управлении.
Психология
и
современное
производство. Психологическая
помощь
в
экстремальных
ситуациях

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Институц
иональная
основа
современн
ых
психологи
ческих и
педагогич

Общее
представление
об 4
институтах. Нормативная база
современного
образования
(Конституция, Закон, Стандарт).
Нормативная база современной
психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии

Работа с проблемным вопросом.
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный выбор цели и
построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.

еских
практик

Всего

Дискуссия.
Итоговый контроль (проект)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».