РП 2кл Родной язык (крымскотатарский)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 03
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ
«Каменоломненская средняя
школа» № 213
от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
для обучающихся 2 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
для начального общего образования

Составитель:Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы

2023 г.

1.Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)
Личностные результаты
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание учащимися своей принадлежности к
крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства, формирование патриотических
ценностей);
овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России,
формирование межэтнического согласия;
формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к природе, родному краю; понимание важности
здорового образа жизни;
развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации;
формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты
умение использовать родной язык с целью поиска различной информации;
умение составлять диалог на заданную тему, ориентируясь в средствах и условиях общения;
выбор необходимых языковых средств для ведения диалога, умение составлять письменные тексты;
умение работать с различными видами информации, использовать орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты:
осознание родного языка неотъемлемой частью национальной культуры народа;
получение начальных представлений о нормах родного языка (орфографических, лексических, грамматических), правилах речевого
этикета;
знание правил правописания;
умение применять орфографические и пунктуационныеправила в объеме изученного материала, находить, сравнивать,классифицировать
звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения;
умение работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное, обобщать знания о языке и применять на
практике, в том числе в различных коммуникативных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе
выполнения итоговых проверочных работ.

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладение нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм языка.
Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте. Выборочное чтение.
Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление небольших
описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных
гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление
слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка.
Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений
и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности
чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как
средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;

- знаки препинания в конце предложения.
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и негубных
гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Установление
числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами крымскотатарского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Прямое и переносное
значение слова.
Устойчивые сочетания слов. Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Однокоренные
слова и формы одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и омонимов. Выделение в словах
корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Предложение. Порядок слов в предложении (подлежащее предшествует
сказуемому). Работа с предложением. Связь слов в предложении. Виды предложений. Интонация в предложении. Простые и сложные
предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части
текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и
нарицательные имена существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у имен существительных (битам,
битанъ, битасы). Сказуемость у имен существительных. Аффиксы словообразования имен существительных (-чы, чи, джы, джи, лук, люк,
лик, лыкъ). Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен существительных в притяжательной форме. Изменение имен
существительных в непритяжательной форме. Чередование согласных къ, к, п в корне слова у существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования имен прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, суз, -сюз). Усилительные прилагательные (ап-акъ, бем-беяз).
Местоимение.
Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола. Глаголы повелительного
наклонения.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить, излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная работа над
структурой текста, план текста. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление небольших рассказов по серии сюжетных
картин, наблюдений, на основе опорных слов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
2 класс
Речь. Виды речи. Культура речи.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Твердые и
мягкие гласные звуки и буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки и

буквы их обозначающие. Буквы гъ, къ, нъ, дж. Слово. Слово и его значение. Слог. Ударение. Перенос слов. Однокоренные слова.
Синонимы и антонимы.
Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.
Текст. Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Повторение. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Текст. Части речи.
Уроки развития речи

Тематическое планирование с учетом программы воспитания
•

•

Реализация педагогами воспитательного потенциала урока в начальных классах предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу;

•

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; ориентация на развитие целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий; развитие этических
чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников,
собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.). Понимание нравственного содержания
собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и
репродукций картин и др.; ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем.

№

Количество часов
Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5
6

Речь
Звуки и буквы. Слог.
Предложение
Текст
Части речи
Повторение

2
14
6
4
5
3

Итого

34

РР
1
1

Из них:
Контрольных работ
1
1

1
1
1
5

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».