РП 3кл Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 03
от «_30 » августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ
«Каменоломненская средняя
школа» № 213
от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)»
для обучающихся 3 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)»
для начального общего образования
Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы
2023 г.

1.Планируемые результаты освоения программы по учебному предмету

«Литературное чтение на родном языке (крымскотатарском)»
Личностные результаты:
осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий;
принятие патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение
себя гражданами многонационального государства;
овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
знание основных морально-нравственных норм своего народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов
России;уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; уважительное отношение к семейным ценностям,
проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты;активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций;
формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения;
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их,
составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений.

2. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного,
определение последовательности событий.
Чтение
Чтение вслух. Правильное, осмысленное чтение. Соблюдение интонации и орфоэпических норм. Развитие поэтического слуха. Работа над
скоростью чтения.
Чтение про себя. Понимание смысла прочитанного. Ответы на вопросы. Умение находить в тексте необходимую информацию и дать
характеристику героям произведений.
Говорение
Монологическая речь. Понимание основной мысли высказывания. Повествование, описание, рассуждение. Использование языковых
выразительных средств. Особенности диалогической речи.
Письмо
Нормы письменной речи. Умение отвечать на вопросы, составлять высказывания.
Виды читательской деятельности
Общее представление о тексте. Понимание заглавия текста. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение жанра художественного
произведения, его темы, главной мысли, сюжета. Деление текста на части. Умение озаглавливать каждую часть, составлять вопросы,
пересказывать. Установление причинно-следственных связей. Составление рассказа по иллюстрациям.
Выразительное чтение. Чтение по ролям, инсценирование. Устное словесное рисование. Составление собственного рассказа. Перевод слова,
словосочетания, предложения с родного языка на русский язык и с русского на родной. Работа с малым фольклорным жанром. Умение
составлять маленькие собственные рассказы, сказки по заданному сюжету.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества (малые фольклорные жанры, крымскотатарские народные сказки о животных, легенды,
предания, сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией (Э.Шемьи-Заде,
Ю.Темиркъая, А.Одабаш, Гъ.Булгъанакълы, Черкез-Али, И.Асанин, С.Эмин). Современные детские произведения (И.Абдураман,
А.Османова, В.Къыпчакъова, С.Усеинов, А.Велиев, Н.Аметова). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, временах года, школе и школьниках, о животных, о дружбе, о славных представителях крымскотатарского народа. Книги разных
жанров: художественная, научно-популярная, историческая, справочно-энциклопедическая, детские периодические издания.
Литературоведческая пропедевтика
Стихотворение и проза, умение их различать, анализировать. Общее представление о жанре (рассказ, стихотворение, басня, сказка).
Определение малых фольклорных жанров (пословицы, поговорки, считалки, детские игры, колыбельные песни, сказки). Формирование
литературоведческих понятий (сюжет, тема, композиция, главная мысль, герой (персонаж) произведения, портрет, пейзаж, метафора,
сравнение, средства выразительности (синонимы, антонимы)). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение),

выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их
различение).
Библиографическая культура
Умение выбирать книгу из рекомендованного списка, находить оглавление, определять автора, соотносить иллюстрации с содержанием
текста. Приобретение умений анализировать тексты, определять их жанр, тему, идею, элементы композиции, средства художественной
выразительности. Умение работать с художественными текстами, научно-популярной, исторической, справочной, краеведческой
литературой.
Творческая деятельность учащихся
Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и его использование. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по
аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения
различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного
текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение ключевых или опорных слов.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Внеклассное чтение
Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных
интересов. Совершенствование навыков чтения учащихся, развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной
литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами. Формирование первичного
представления об особенностях произведений и творчества известных крымскотатарских, русских и зарубежных детских писателях.
Формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности. Формирование основы
читательской культуры, литературного вкуса младших школьников. Работа над вдумчивым чтением, умением применять в процессе
самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. Развитие воображения, литературнотворческих способностей и речи учащихся. Знакомство с книгой как источником получения различного вида информации и формирование
библиографических умений.
3 класс
Устное народное творчество
Устное народное творчество широко используется как материал для обучения грамоте, родному языку и словесности.
Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах крымскотатарского народного творчества и понятие «устное народное
творчество», совершенствование навыка чтения. Воспитаниечувства гордости за свой народ, свою Родину. Расширение и углубление знаний

учащихся об окружающем мире. Формирование нравственного и эстетического воспитания школьников, развитие устной речи и
мышления. Формирование элементов литературоведческих представлений.
Устное народное творчество. Пословицы, поговорки, считалки, игры, скороговорки, колыбельные песни, загадки, сказки, легенды.
Крымскотатарские писатели и поэты. Абдуль-Эзель Гирайбай. Рассказ «Къарынджалар» (Муравьи), Н.Умеров «Турналар кочелер»
(Улетели журавли), «Тылсымлы къабакъ» (Волшебная тыква).
Осень. А.Одабаш «Кузьде» (Осенью), Э.Ибраим «Кечь кузьдеяпракълар тёкюлеельден…» (Поздней осенью листья опадают от ветра…),
Ю.Темиркъая «Титислене эр бирякъ» (Все в округеменяется).
О школе и школьниках. Р.Бурнаш «Мераба, мектеп!» (Здравствуй, школа!), Р.Муедин «Мектепте» (В школе), «Талебелеричюн он
муимкъаиде» (Правила для школьников), Э.Ибраим «Меним кунешим» (Мое солнце), Н.Балджы «Инша» (Сочинение), И.Эмиров
«Джевизхырсызы ким?» (Кто ворует орехи?), «Меним мераметли битачыгъым» (Моя добрая бабушка), Э.Ибраим «Ачкозь Мамут»
(Прожорливый Мамут)
О труде. Н.Умеров «Меним достум Руслан» (Мой друг Руслан), Э.Ибраим «Къартбабамнынъ насиаты» (Дедушкин совет), Р.Муедин
«Окъумакъ керек» (Учиться необходимо), Черкез-Али басня «Къаз ве турна» (Гусь и журавль), Н.Умеров «Бабамнынъ тёшеги» (Постель
отца).
Зима. Э.Ибраим «Къар» (Снег), Ю.Темиркъая «Къыш ве балалар» (Зима и дети), С.Вапиев «Асанчик», русская народная сказка «Лиса и
волк», Э.Фазыл «Достлар» (Друзья), Ш.Душаев «Къыш» (Зима), Ш.Селим «Къышбабаны беклеп» (В ожидании Деда Мороза).
Сказки разных народов. Украинская народная сказка «Къашкъыретекчи олмакъ истей» (Как волк хотел стать вожаком), татарская сказка
«Учь къыз» (Три дочери), болгарская народная сказка «Къартлар» (Старики).
Берегите природу. П.Зетти «Учансув» (Водопад), Э.Амит «Кийик» (Дикий), «Койде» (В селе), А.Велиев «Акъкъаяэтегинде» (У подножья
скалы Ак-кая), Л.Толстой «Къартал» (Орел), А.Шамсутдинов «Чёльярашыгъы» (Степная сказка), Черек-Али «Къарагъач» (Вяз), В.Лазутин
«Бозторгъай» (Жаворонок).
Весна. Ю.Къандым «Баарь» (Весна), И.Эмиров «Къырымнынъ баари» (Весна в Крыму). Весенний праздник – Наврез. А.Османова «Наврез»,
С.Вапиев «Къарылгъач кельди» (Ласточки вернулись), Э.Къафадар «Баарь ягъмуры» (Весенний дождь), Э.Албатлы «Менбир
баарьельчигим» (Весенний ветерок), Р.Чайлакъ «Тезден апрель» (Скоро апрель), Э.Ибраим «Баарь» (Весна), Я.Шакир-Али «Баарь» (Весна),
С.Сеттарова «Мераба, Хыдырлез!» (Здравствуй, Хыдырлез!).
Мой родной край. М.Сеттарова «Тарихийвеекяне ватанымыз» (Наша Родина), И.Асанин «Ватан» (Родина), легенда «Алтын бешик»
(Золотая колыбель), С.Эмин «Бизим чайырлар», Ф.Алиев «Дагъларда» (В горах), А.Решат «Селям санъа, ана-Ватан!» (Здравствуй, Родина!).

3. Тематическое планирование
3 класс
Наименование разделов и тем
Устное народное творчество
Крымскотатарские писатели и поэты детям. Осень.
О труде
Зима
Берегите природу

Весна
Мой родной край
Повторение
Всего

•

•

Всего часов
4 ч.
5 ч.
6 ч.
5 ч.
4 ч.
3ч.
6 ч.
1 ч.
34 часа

Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока в начальных классах предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу;

•

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;

•

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Обладая огромной силой психологического
воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте
и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».