РП 6кл Родная литература (крымскотатарская)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла

заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»

Протокол № 04

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ

Протокол №14

«Каменоломненская средняя
школа» № 213

от «30» августа 2023 г

от «31» августа 2023 г

от «29 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская) »
для обучающихся 6 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
для основного общего образования

Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы
2023 г.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «Родная литература (крымскотатарская)
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;
использование
различных
источников
информации
(словари,
энциклопедии,
интернет-ресурсы
и
др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание
связи
литературных
произведений
с
эпохой
их
написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы
учебного предмета», Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.

Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую
позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными
видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.Основное содержание
учебного предмета
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в
культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение,
статьи об авторе, справочный аппарат)
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (5 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной.
Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных
историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
А. Велиев. Детские анекдоты.
Литературная сказка (4 ч)
Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»; Б. Мамбетов «Демирджи къарт», «Къатмер гуль», «Бал къая»; Н.Умеров «Бир дели
акъкъында масал»; Ш. Селим «Джумерт йылан, алидженап къарт ве хиянет косе акъкъында масал».
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия
о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (8 ч)
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая
нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее
счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.

Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», «Бир изинъ беринъиз», «Яз акъшамы эв алдында»; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме»,
«Мектеп»; Дж. Керменчикли «Озь тилимиз», «Татарым;К. Джаманакълы «Бу меним тилим»;Гъ. Булгъанакълы «Ана тилим»;И.
Абдураман «Ана тилим», «Ольдюрменъиз, иншалла»; М. Ниязий «Татар бармы, деп сорагъанларгъа»; О. Амит «Ватаным меним»;
М.Сулейман «Котериль юртум»; Р.Мурад «Тувгъан тиль», «Сенинъ ичюн», Ватан», «Анам»; Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген
аналаргъа»; Р. Бурнаш «Сакъавланма. эй кадяй»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ (5ч.)
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы».Драматизм произведения.
Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев.Воспитание
чувства милосердия и сострадания к людям.
И.Эмиров. Рассказы«Алма давасы», «Бостанда».
И. Абдураман. Стихотворение«Огют».
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Дёрт тальтинке».Нравоучительное содержание произведения
А. Дерменджи. «Таир ве Мурат». Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера.
Р.Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша.
Нравоучительное содержание произведения.
Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.
РОДНАЯ ПРИРОДА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (4 ч.)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и
приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего
мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к природе
в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»; Р.
Фазыл «Инсан ве табиат» (шиир); Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»; А. Велиев «Къыш левхалары», «Чечек джыйгъанда»,
«Мышыгъым», «Гогерджинлер»; Ю. Темиркъая «Гуль мевсими», «Озенлер», «Мелевше», «Дагъ чокърагъы»; И. Абдураман «Тереклер»;
Ю.Болат «Къойсыз чобан»; И. Асанин «Къарылгъачлар, «Ай ве кунеш»; Б.Мамбет «Фидан», «Али ве кирпи».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (3 ч.)
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти
героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы
войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.

И. Асанов. Рассказ «Биринджи разведка»; Р. Муедин. «Партизанларнен алякъа» (отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» романындан
парча); Эмир Усеин Чалбаш. «Йигирми эки йыл кокте» (отрывок); Р.Халид. Стихотворения «Шинелиме бакъкъанда», «Эскадрон оларакъ».
«Дженк ветеранларына»; Дж. Аметов. «Къуршуннен токътатылгъан йыр» (отрывок из повести); А.Велиев. «Ордугъа багъышлангъан
омюр» (рассказ о генерале И. Болатове).
ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ (4 ч.)
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы».
Ш. Селим. Стихотворения«Яраланъан тюркюлер», «Анам. Сени пек сагъындым», «Тюшюндже».
А. Велиев. Стихотворения «Анама», «Догъгъан эвим», «Умумхалкъ фаджиасы», «Такъдир».
И. Паши. Рассказ «Бельки даа корюширмиз».
С. Эмин. Стихотворения «Кунь келир», «Бир отьмек», «Сен олмасанъ».
И. Асанин. Стихотворения «Кельдилер», «Олар мында», «Савлыкъман къал, севимли Къырым!», «Фырсат тапты», «Меним антым».
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе(включая отрывок из прозы).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой
дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4.
Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа
№

Наименование тем

Кол-во часов

1.
2.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

1
5

3.

Литературная сказка

4

4.
5.
6.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ 8
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
5
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
4

7.
8.

СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ
ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

3
4

ВСЕГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».