МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета (курса) «Родной язык (русский)»
для 7 класса
(соответствует федеральной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 № 370)
2023 г.
Планируемые результаты освоения программы 7-го класса
Изучение предмета «Русский родной язык» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система
планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения
содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 7-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на
применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны
отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря,
особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках
изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов
современной орфоэпической нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного
падежей;
соблюдать русскую этикетную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его
употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов
произношения и правописания;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки
знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;
распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;
анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника,
доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие
языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как
живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по
причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как
слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов
лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон,
ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (нА дом‚ нА гору).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые
ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего
времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы
глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь –
машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚
эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др.
Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивнодедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы.
Информативная функция заголовков.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.
Повторение – 1 ч.
Тематическое планирование уроков в 7-м классе
(1 час в неделю/34 часа в год)
Модуль «Школьный урок»
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и
трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
№пп
Тема
Часов
Контрольных работ
1
Язык и культура
11
1
2
Культура речи
11
1
3
Речь. Текст
11
1
4
Повторение
1
ИТОГО
34
3