РП 7кл. Родная литература (крымскотатарская)docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла

заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»

Протокол № 04

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ

Протокол №14

«Каменоломненская средняя
школа» № 213

от «30» августа 2023 г

от «31» августа 2023 г

от «29 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская) »
для обучающихся 6 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
для основного общего образования

Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы
2023 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы
учебного предмета», Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.

Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую
позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными
видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать
свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.Основное содержание
учебного предмета
В результате изучения литературы обучающийся должен знать/понимать:
1. образную природу словесного искусства;
2. содержание изученных литературных произведений;
3. основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов);
4. изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
•

воспринимать и анализировать художественный текст;

•

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•

определять род и жанр литературного произведения;

•

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

•

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

•

выявлять авторскую позицию;

•

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
•

•

владеть различными видами пересказа;

•

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

•

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным)
языком обучения).
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература как искусство слова
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина,
красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности.
Крымскотатарский фольклор (8 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и
душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств.
Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни. Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях.
Выражение духа народа и его стремления к свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Народные приметы.Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни.
Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Личность Алима — главного героя былин. Героическая и трагическая судьба Алима.
Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.
Литература древнего периода
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный
памятник «Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской
письменности. Жанровая особенность и идея произведения.
Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической
форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская
направленность поэмы.
Махмуд Крымский. «Юсуф веЗулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о
библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое
стихосложение.
Литература периода золотой орды . Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история,
культурная жизнь, науки, литература.
АбдульмеджидиКъырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви.
СейфиСараий. Гъазель. Хикяет.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о жанрах восточной литературы.
Литература периода крымского ханства
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: МенълиГерай.Къыта;
ФейзиКефеви.Гъазель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер.Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство,
философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.

Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
Литература XVIII-XIX веков
Создание первичных представлений о периоде.Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой
политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.
Литература периода «пробуждения»
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия. И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и
просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети.
У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не керек?», «О недир?». Призыв к молодому поколению
стремиться к знаниям. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости.
Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али. «Мектепвемиллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъизве ель». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина
мыслей. Философское содержание лирики.
Литература xx века (16 ч.)
Б. Чобан-заде. Рассказ «ИндемезДжемиль». Слово о поэте
А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына».Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное
положение в обществе.
А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе.
М.Дибагъ. Пьеса «Гизлинишан». Слово о писателе.
О. Амит. Стихотворение «Ватанымменим». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края.
У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении.
Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшамденъизялысында», « Йырларым». «Шайлыкъыз», «Арыкъбашэтегинде»; «Алиме» (отрывок из
поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительновыразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы
Ш. Алядин. Стихотворения «Танъбульбули», «Чекючдавушы», «Къаракъыз» «Еллернинъдавушы». Слово о писателе.
Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте.
Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и
благородства.
А.Осман. «Аметнинъкозьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское
отношение к герою. Слово о писателе.
Р. Муедин. «АсанчыкъвеКъашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о
страданиях и гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова.«Гъайыпаскернинъанасы». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до
последнего.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее
художественного произведения.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1.

Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.

2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой
дисциплины).
3.

Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,

соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4.

Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и

аргументировать своё мнение).
5.

Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное

оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6.

Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).

Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа

№
п/п

Название раздела

Кол во

Из них
УРР

часов

В том числе
уроков
ВЧ

1

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

1

2

КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

8

3

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ

2

4

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО
ХАНСТВА

4

5

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ»

2

6

Литература XX века

17

2

1

итого

34

4

4

2

1

Контро
льных
работ

Сочинений

1

1

Классных

Домашних

1

1

1

2

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».