Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол № 04 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ Протокол №14 «Каменоломненская средняя школа» № 213 от «30» августа 2023 г от «31» августа 2023 г от «29 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская) » для обучающихся 6 класса соответствует федеральной рабочей программе учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)» для основного общего образования Составитель: Сейтвелиева Г.С., учитель крымскотатарского языка и литературы 2023 г. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)» Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; владение элементарными литературными терминами; приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы. Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы учебного предмета», Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.Основное содержание учебного предмета В результате изучения литературы обучающийся должен знать/понимать: 1. образную природу словесного искусства; 2. содержание изученных литературных произведений; 3. основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов); 4. изученные теоретико-литературные понятия; уметь: • воспринимать и анализировать художественный текст; • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; • определять род и жанр литературного произведения; • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • выявлять авторскую позицию; • выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; • • владеть различными видами пересказа; • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения). 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Литература как искусство слова Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности. Крымскотатарский фольклор (8 ч.) Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает). Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности. Бытовые песни. Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе. Обрядовые песни. Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности. Народные приметы.Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Личность Алима — главного героя былин. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках. Литература древнего периода Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник «Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения. Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и философская направленность поэмы. Махмуд Крымский. «Юсуф веЗулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях). ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение. Литература периода золотой орды . Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература. АбдульмеджидиКъырымлы. Газель. О прекрасном и возвышенном чувстве любви. СейфиСараий. Гъазель. Хикяет. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о жанрах восточной литературы. Литература периода крымского ханства Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: МенълиГерай.Къыта; ФейзиКефеви.Гъазель; Алдулбакъий и Ашыкъ Умер.Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия. Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме. Литература XVIII-XIX веков Создание первичных представлений о периоде.Эшмырза. Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Протест против жестокой политики царизма. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии. Литература периода «пробуждения» Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия. И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети. У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не керек?», «О недир?». Призыв к молодому поколению стремиться к знаниям. Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу. Я. Шакир-Али. «Мектепвемиллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъизве ель». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики. Литература xx века (16 ч.) Б. Чобан-заде. Рассказ «ИндемезДжемиль». Слово о поэте А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына».Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе. А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе. М.Дибагъ. Пьеса «Гизлинишан». Слово о писателе. О. Амит. Стихотворение «Ватанымменим». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края. У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям. Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшамденъизялысында», « Йырларым». «Шайлыкъыз», «Арыкъбашэтегинде»; «Алиме» (отрывок из поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительновыразительные средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы Ш. Алядин. Стихотворения «Танъбульбули», «Чекючдавушы», «Къаракъыз» «Еллернинъдавушы». Слово о писателе. Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте. Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства. А.Осман. «Аметнинъкозьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе. Р. Муедин. «АсанчыкъвеКъашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки. У. Эдемова.«Гъайыпаскернинъанасы». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает: 1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа № п/п Название раздела Кол во Из них УРР часов В том числе уроков ВЧ 1 ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА 1 2 КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР 8 3 ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ 2 4 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА 4 5 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» 2 6 Литература XX века 17 2 1 итого 34 4 4 2 1 Контро льных работ Сочинений 1 1 Классных Домашних 1 1 1 2 1 1 1