РП 8кл Родная литература (русская)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на
заседании
методического
объединения
учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ
«Каменоломненская
средняя школа»
№213 от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе (русской)
для обучающихся 8 класса,
реализующих программы основного общего образования, одобренной решением
федерального методического объединения по общему образованию
(протокол от 27 сентября 2021 года № 3/21), Москва, 2021 г
Срок реализации: 1 год
Составитель: Эмирсуюнова Л.С.,
учитель русского языка и литературы

2023 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением
опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределѐнности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своѐ развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при
изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

- признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своѐ мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развѐрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своѐ досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражѐнную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты в 8 классе
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и
нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских
национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
- иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания;
трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
- владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развѐрнутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать
произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления еѐ результатов, навыками работы с
разными источниками информации и основными способами еѐ обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч.)
Преданья старины глубокой (5 ч.)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…».
С. Н. Марков. «Сусанин».
Города земли русской (4 ч.)
По Золотому кольцу.
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (2 ч.)
Волга – русская река.
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 ч.)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч.)
Праздники русского мира (3 ч.)
Троица

И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (4 ч.)
Родство душ.
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 ч.)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (14 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (4 ч.)
Дети на войне.
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли».
Загадки русской души (3 ч.)
Сеятель твой и хранитель.
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (5 ч.)
Пора взросления.
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).
Лишь слову жизнь дана (1 ч.)
Язык поэзии.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Проверочная работа по итогам изучения раздела (1 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
8 КЛАСС
Блок

Преданья старины глубокой
(5 ч.)
Города земли русской (4 ч.)

Родные просторы (2 ч.)

Тема

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).

12

О.А. Ильина-Боратынская. «Во время грозного и злого поединка…».
С. Н. Марков. «Сусанин».

1
1

По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».
Праздники русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».
(3 ч.)
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки».

3

1
1
1
1

1
1
1
8

1
2
1

Тепло родного дома (3 ч.)

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).

Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Родина (4 ч.)
Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли».
Сеятель твой и хранитель:
Загадки русской души (3 ч.) И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
О ваших ровесниках (5 ч.)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).

3
1
14
3
1
1
2
2

3

Язык поэзии:
Лишь слову жизнь дана (1 ч.) Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный
сонет».

1

Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Итого:

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».