РП 8кл Родная литература (крымскотатарская)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла

заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»

приказом МБОУ

Протокол № 04

Протокол №14

«Каменоломненская средняя
школа» № 213

от «30» августа 2023 г

от «31» августа 2023 г

от «29 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)
для обучающихся 8 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
для основного общего образования

Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы

2023 г.

Результаты изучения предмета «Родная литература(крымскотатарская)»
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и
цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных
произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения
программы учебного предмета». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей
среды и собственного здоровья.

Содержание учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Легенды.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч)
Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
Сейфи Сараий. Гъазель.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Гъазайи, Ашыкъ Умер. Мустафа Джевхерий.
Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные
жанровые и тематические особенности творчества.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)
Исметий. Слово о поэте. «Кефедестаны». Отражение в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба
народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (7 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И.
Гаспринский и дети. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз»
О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым дюрбеси»(Мавзолей Ненкеджан ханум). Историческая основа повести.
Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев.
А.Одабаш.. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» (Не забудет).. Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила
воли главной героини.

А.Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». (Судьба). Судьба крымскотатарской девушки в обществе и семье. Протест против их бесправного
положения. Трагический образ Эсмы.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (15 ч.)
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъкъавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъманкъал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджугъарип», «Кобелек». Разнообразие
тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина
человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода. Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекистанбалладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической
судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел.

Тематическое планирование с учетом программы воспитания
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и
трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов и тем
Литература как искусство слова
Крымскотатарский фольклор
Литература древнего периода
Литература периода Золотой орды
Литература периода Крымского
ханства
Литература XVIII—XIX веков
Литература периода «пробуждения»
Литература XX века
ИТОГО

К-во ч.
1
4
1
1
4
1
7
15
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».