Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
приказом МБОУ
Протокол № 04
Протокол №14
«Каменоломненская средняя
школа» № 213
от «30» августа 2023 г
от «31» августа 2023 г
от «29 » августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)
для обучающихся 8 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)»
для основного общего образования
Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы
2023 г.
Результаты изучения предмета «Родная литература(крымскотатарская)»
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;
использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и
цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных
произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения
программы учебного предмета». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей
среды и собственного здоровья.
Содержание учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Легенды.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч)
Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература.
Сейфи Сараий. Гъазель.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Гъазайи, Ашыкъ Умер. Мустафа Джевхерий.
Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое
богатство. Философское содержание поэзии.Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные
жанровые и тематические особенности творчества.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.)
Исметий. Слово о поэте. «Кефедестаны». Отражение в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба
народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (7 ч.)
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И.
Гаспринский и дети. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз»
О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым дюрбеси»(Мавзолей Ненкеджан ханум). Историческая основа повести.
Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев.
А.Одабаш.. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» (Не забудет).. Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила
воли главной героини.
А.Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». (Судьба). Судьба крымскотатарской девушки в обществе и семье. Протест против их бесправного
положения. Трагический образ Эсмы.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (15 ч.)
Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъкъавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъманкъал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджугъарип», «Кобелек». Разнообразие
тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина
человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода. Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекистанбалладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической
судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел.
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и
трудовой дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое
поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов и тем
Литература как искусство слова
Крымскотатарский фольклор
Литература древнего периода
Литература периода Золотой орды
Литература периода Крымского
ханства
Литература XVIII—XIX веков
Литература периода «пробуждения»
Литература XX века
ИТОГО
К-во ч.
1
4
1
1
4
1
7
15
34