Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» приказом МБОУ Протокол № 04 Протокол №14 «Каменоломненская средняя школа» № 213 от «30» августа 2023 г от «31» августа 2023 г от «29 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский) для обучающихся 8 класса соответствует федеральной рабочей программе учебного предмета «Родная литература (крымскотатарская)» для основного общего образования Составитель: Сейтвелиева Г.С., учитель крымскотатарского языка и литературы 2023 г. Результаты изучения предмета «Родная литература(крымскотатарская)» Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Метапредметные результаты: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарными литературными терминами; приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы. Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы учебного предмета». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Содержание учебного предмета ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 ч.) Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 ч.) Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Пословицы и поговорки. Легенды. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде. ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.) Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч) Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, науки, литература. Сейфи Сараий. Гъазель. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.) Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Гъазайи, Ашыкъ Умер. Мустафа Джевхерий. Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (1 ч.) Исметий. Слово о поэте. «Кефедестаны». Отражение в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (7 ч.) Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия. И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и дети. Рассказы «Иван ве Сулейман», «Арслан къыз» О.Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым дюрбеси»(Мавзолей Ненкеджан ханум). Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. А.Одабаш.. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ» (Не забудет).. Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини. А.Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». (Судьба). Судьба крымскотатарской девушки в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы. ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (15 ч.) Б. Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъкъавал». А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн». Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъманкъал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджугъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению. Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода. Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма. Э. Шемьи-заде. «Озьбекистанбалладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости. Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки). Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы. Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Тематическое планирование с учетом программы воспитания Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает: 1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Литература как искусство слова Крымскотатарский фольклор Литература древнего периода Литература периода Золотой орды Литература периода Крымского ханства Литература XVIII—XIX веков Литература периода «пробуждения» Литература XX века ИТОГО К-во ч. 1 4 1 1 4 1 7 15 34