РП 11кл Родной язык (крымскотатарский)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического
объединения учителей
гуманитарного цикла

заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»

приказом МБОУ

Протокол № 04

Протокол №14

«Каменоломненская средняя
школа» № 213

от «30» августа 2023 г

от «31» августа 2023 г

от «29 » августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)
для обучающихся 11 класса
соответствует федеральной рабочей программе
учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)»
для основного среднего образования
Составитель: Сейтвелиева Г.С.,
учитель крымскотатарского языка и литературы

2023 г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне:
стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в
целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами крымскотатарского языка, в том числе в будущей
профессиональной деятельности; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия,
трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;развитие
умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего
народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры
крымскотатарского народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; формирование активной жизненной позиции,
готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и
патриота своей Родины.
Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в:
- развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные
социальные роли;умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в
социум;
- совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников
информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по
заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
- умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари,
мультимедийные средства);умении рационально планировать свой учебный труд; развитии умений самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке.
Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне,
позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность
Говорение

Диалогическая речь вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико -грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя,
переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе
которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания
текста.
Монологическая речь
рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях;
описывают людей, животных, персонажей литературных произведений;
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку;
рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
Аудирование
воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа);
воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые
темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию.
Чтение
читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации;
читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием
различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод).
Письменная речь
заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме;
писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка;

составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами):
адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка;
соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных
коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише
речевого) этикета;
знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка:
временные формы глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения,
числительные, служебные части речи;
распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений;
использовать прямую и косвенную речь;
систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка.
Социокультурная компетентность:
знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета;
ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке;

иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся
людях и их вкладе в мировую культуру);
иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар;
понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов.
Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и
приёме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и
т.д.
2. Основное содержание учебного курса
Предметное содержание речи
1. Школьное образование. Современный мир профессий. Проблемы выбора будущей профессии. Языки международного общения и их
роль в поседневной и профессиональной деятельности в современном мире.
2. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Здоровый образ жизни.
3. Молодежь в современом обществе. Досуг молодежи.
4. Страна изучаемого языка, ее культура и достопримечательности. Путешествие по родной стране.
5. Природа и экология. Научно-технический прогресс.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
Диалогическая речь
Развитие и совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании: умение вести диалоги с элементами этикетного
характера, диалога-расспроса, диалога – обмена мнениями. Объем диалога – 6-7 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность
диалога – 2-3 минуты.
Монологическая речь

Развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных типов речи: сообщения, рассказа, рассуждения
с высказыванием своего мнения и аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст по заданной ситуации.
Объем высказывания – 12-14 фраз. Продолжительность монолога – 2-2,5 минуты.
Аудирование
Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух текстов (с пониманием основного содержания, выборочным
пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и типа текста (сообщение, рассказ, диалогинтервью, беседа на бытовые темы, объявления, реклама и т. д.).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную
ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на материале, содержащем наряду с изученным и
некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/запрашиваемой информации предполагает умение выделять информацию в одном или
нескольких коротких текстах, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать тексты: с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным
понимание запрашиваемой/нужной информации.Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную
ценность.
Независимо от вида чтения возможно использование словаря: двуязычного, одноязычного (толкового).
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных материалах с ориентацией на выделенное в программе
предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов.
Письменная речь Развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений:
- заполнять формуляры, бланки, писать резюме;- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.

Языковые знания и навыки В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний учащихся, полученных в основной школе,
продолжается овладение ими новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения
крымскотатарским языком.
Орфография Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в
лексико-грамматический минимум порогового уровня.
Фонетическая сторона речи
Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного
произношения; соблюдение ударения и интонации в крымскотатарских словах и фразах; совершенствование ритмико-интонационных
навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи Расширение объёма лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы,
проблемы и ситуации устного и письменного общения, а также наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, реплик речевого
этикета, отражающих особенности культуры крымскотатарского народа и его языка.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими ситуации в рамках тематики старшей школы.
Распознавание и употребление в речи фразеологизмов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Соблюдение правил лексической
сочетаемости. Применение основных способов словообразования (аффиксации, словосложения).
Грамматическая сторона речи Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены, и коммуникативноориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Знакомство с новыми грамматическими
явлениями.
Сказуемость у имён существительных.
Разряды местоимений и их склонение. Употребление в речи местоимений всех разрядов.
Количественные и порядковые числительные.
Время глагола. Положительная и отрицательная форма глагола.
Причастие. Отличие причастия от глагола при буквенном сходстве.
Использование в речи деепричастий, умение их образовывать от глагольных основ.

Отглагольные существительные: образование, употребление в речи, умение изменять по падежам, числам, лицам.
Систематизация знаний о функциональной значимости послелогов и совершенствование навыков их употребления.
Союзы и их место в предложении.
Слова-частицы и частицы - аффиксы.
Совершенствование навыков употребления предложений с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями.
Порядок слов в предложении. Совершенствование навыков употребления главных и второстепенных членов предложения.
Сложное предложение (сложносочинённое, сложноподчинённое).
Социокультурные знания и умения Развитие знаний и умений, основанных на сравнении фактов культуры своего народа и культуры
крымскотатарского народа (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди). Увеличения их объёма за счёт
новой тематики и проблематики речевого общения.
Компенсаторные умения Совершенствование следующих умений:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы,
графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и
словарные замены в процессе устно- речевого общения.
Метапредметные и специальные учебные умения Дальнейшее развитие метапредметных умений, связанных с приёмами
самостоятельного приобретения знаний: использовать словари и другую справочную литературу; ориентироваться в устном и письменном
текстах, извлекать и обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных
источников на крымскотатарском языке, в том числе из Интернета; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу (выбор
темы исследования, составления плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование,
интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, устная презентация, ответы на вопросы по проекту); самостоятельно
работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Дальнейшее развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности
иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на крымскотатарском языке

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Кол - во

Из них

В том числе

Название раздела

часов

Уроков РР

Диктантов

1

Кириш.Вводный урок

1

2

Повторение.Фонетика.Орфог
рафия

5

2

1

3

Лексикология и фразеология.

4

1

4

Словообразование

6

2

5

Части речи.Сёзчешитлери.

17

6

1

6

Повторение

1
11

3

Ито
го

34

Тестов

Изложений

Сочинений

1
1
1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».