Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» приказом МБОУ Протокол № 04 Протокол №14 «Каменоломненская средняя школа» № 213 от «30» августа 2023 г от «31» августа 2023 г от «29 » августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский) для обучающихся 11 класса соответствует федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной язык (крымскотатарский)» для основного среднего образования Составитель: Сейтвелиева Г.С., учитель крымскотатарского языка и литературы 2023 г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне: стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами крымскотатарского языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности; развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры крымскотатарского народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей Родины. Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в: - развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум; - совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; - умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства);умении рационально планировать свой учебный труд; развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке. Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность Говорение Диалогическая речь вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексико -грамматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста. Монологическая речь рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях; описывают людей, животных, персонажей литературных произведений; передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы. Аудирование воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа); воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию. Чтение читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; читать тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/запрашиваемой информации; читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме; писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами): адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета; знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи; распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений; использовать прямую и косвенную речь; систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка. Социокультурная компетентность: знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета; ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке; иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар; понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов. Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д. 2. Основное содержание учебного курса Предметное содержание речи 1. Школьное образование. Современный мир профессий. Проблемы выбора будущей профессии. Языки международного общения и их роль в поседневной и профессиональной деятельности в современном мире. 2. Повседневная жизнь семьи. Межличностные отношения в семье, с друзьями и знакомыми. Здоровый образ жизни. 3. Молодежь в современом обществе. Досуг молодежи. 4. Страна изучаемого языка, ее культура и достопримечательности. Путешествие по родной стране. 5. Природа и экология. Научно-технический прогресс. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности Говорение Диалогическая речь Развитие и совершенствование диалогической речи при более вариативном содержании: умение вести диалоги с элементами этикетного характера, диалога-расспроса, диалога – обмена мнениями. Объем диалога – 6-7 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2-3 минуты. Монологическая речь Развитие и совершенствование связных высказываний учащихся с использованием основных типов речи: сообщения, рассказа, рассуждения с высказыванием своего мнения и аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст по заданной ситуации. Объем высказывания – 12-14 фраз. Продолжительность монолога – 2-2,5 минуты. Аудирование Развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух текстов (с пониманием основного содержания, выборочным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и типа текста (сообщение, рассказ, диалогинтервью, беседа на бытовые темы, объявления, реклама и т. д.). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на материале, содержащем наряду с изученным и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 минут. Аудирование с выборочным пониманием нужной/запрашиваемой информации предполагает умение выделять информацию в одном или нескольких коротких текстах, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования — до 1,5 минуты. Чтение Умение читать и понимать тексты: с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным понимание запрашиваемой/нужной информации.Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные. Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование словаря: двуязычного, одноязычного (толкового). Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Письменная речь Развитие и совершенствование письменной речи, а именно умений: - заполнять формуляры, бланки, писать резюме;- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковые знания и навыки В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний учащихся, полученных в основной школе, продолжается овладение ими новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения крымскотатарским языком. Орфография Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум порогового уровня. Фонетическая сторона речи Совершенствование слухопроизносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в крымскотатарских словах и фразах; совершенствование ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений. Лексическая сторона речи Расширение объёма лексического минимума за счёт лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения, а также наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, реплик речевого этикета, отражающих особенности культуры крымскотатарского народа и его языка. Овладение лексическими единицами, обслуживающими ситуации в рамках тематики старшей школы. Распознавание и употребление в речи фразеологизмов, многозначных слов, синонимов, антонимов. Соблюдение правил лексической сочетаемости. Применение основных способов словообразования (аффиксации, словосложения). Грамматическая сторона речи Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены, и коммуникативноориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Знакомство с новыми грамматическими явлениями. Сказуемость у имён существительных. Разряды местоимений и их склонение. Употребление в речи местоимений всех разрядов. Количественные и порядковые числительные. Время глагола. Положительная и отрицательная форма глагола. Причастие. Отличие причастия от глагола при буквенном сходстве. Использование в речи деепричастий, умение их образовывать от глагольных основ. Отглагольные существительные: образование, употребление в речи, умение изменять по падежам, числам, лицам. Систематизация знаний о функциональной значимости послелогов и совершенствование навыков их употребления. Союзы и их место в предложении. Слова-частицы и частицы - аффиксы. Совершенствование навыков употребления предложений с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями. Порядок слов в предложении. Совершенствование навыков употребления главных и второстепенных членов предложения. Сложное предложение (сложносочинённое, сложноподчинённое). Социокультурные знания и умения Развитие знаний и умений, основанных на сравнении фактов культуры своего народа и культуры крымскотатарского народа (известные достопримечательности, образцы литературы, выдающиеся люди). Увеличения их объёма за счёт новой тематики и проблематики речевого общения. Компенсаторные умения Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно- речевого общения. Метапредметные и специальные учебные умения Дальнейшее развитие метапредметных умений, связанных с приёмами самостоятельного приобретения знаний: использовать словари и другую справочную литературу; ориентироваться в устном и письменном текстах, извлекать и обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на крымскотатарском языке, в том числе из Интернета; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу (выбор темы исследования, составления плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, устная презентация, ответы на вопросы по проекту); самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома. Дальнейшее развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на крымскотатарском языке 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Кол - во Из них В том числе Название раздела часов Уроков РР Диктантов 1 Кириш.Вводный урок 1 2 Повторение.Фонетика.Орфог рафия 5 2 1 3 Лексикология и фразеология. 4 1 4 Словообразование 6 2 5 Части речи.Сёзчешитлери. 17 6 1 6 Повторение 1 11 3 Ито го 34 Тестов Изложений Сочинений 1 1 1 1 1 1