РП 11кл Курс Обучение написанию сочинений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Обучение написанию сочинений разных жанров»
для 11 класса
(соответствует федеральной образовательной программе
среднего общего образования,
(начального, основного, среднего)

утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 №_371)

2023

Планируемые результаты освоения курса «Обучение написанию сочинений разных жанров»
В результате обучения на курсе старшеклассники приобретут важные предметные, личностные и метапредметные умения и навыки
Личностные результаты освоения примерной программы
 проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство
ответственности и долга перед Родиной;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих
работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других;
 формирование целостного мировоззрения при чтении и анализе классической художественной литературы;
 развитие осознанного понимания литературоведческих процессов; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты освоения примерной программыпо курсу должны отражать:
 формирование смыслового интерпретирующего чтения;
 умение самостоятельно выбирать основания и критерии для аргументации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать
рассуждение, и делать выводы;
 владение устной и письменной речью;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с темой сочинения для выражения своих чувств, мыслей.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; владеть устной и письменной речью;
 умение извлекать информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения примерной программы по курсу «Обучение сочинениям разных жанров» должны отражать:
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, приобщение к
литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях литературы, и создание собственных текстов,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления;
 умение создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения; умение выражать свои мысли
современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов, выстраивать свой текст по определённой
модели, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой;
 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; осмысливать и определять проблематику
сочинения; работать над вступительной и заключительной частью сочинения, использовать различные способы аргументации,
осуществлять логическую связь между частями сочинения;
 применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
 правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
 проводить многоаспектный анализ готовых ученических сочинений; развивать навыки рецензирования и оценки своей и чужой
работы с учётом утверждённых критериев оценивания сочинения; редактировать текст.

Содержание программы курса «Обучение сочинениям разных жанров»
Сочинение как текст.
Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной
стилистике. Общие требования к составлению текста. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому
языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. Актуальные литературоведческие,
обществоведческие термины. Подбор фактического материала
Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Зависимость структуры сочинения от его типа. Своеобразие и определение
жанров: рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, сравнительная характеристика, групповая характеристика
литературных героев. Эссе как жанр литературного произведения
Тема сочинения. Определение главной мысли сочинения
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
План сочинения. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Цитирование. Использование цитат в сочинении.
Сочинение-рассуждение. Основные части сочинения – рассуждения. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение
Зависимость формы эссе от адресата и задач автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы.
Анализ эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами
Сочинение-характеристика героя. Групповая характеристика литературных героев.
Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по
нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Композиция сочинения-рассуждения.
Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое,
сравнительное, публицистическое, лирическое). Написание вступлений в зависимости от жанра.
Основная часть сочинения-рассуждения. Формулировка основной проблемы исходного текста. Комментирование проблемы. Виды
комментария
Аргументы в сочинении и их смысловая связь.
Средства связи между частями текста. Лексико-фразеологические особенности текста. Особенности построения текста
Выявление авторской позиции. Выделение микротемы Позиция автора и способы её выражения.
Выражение собственного мнения по выявленной проблеме. Обоснование своего отношения к позиции автора
Заключительная часть сочинения. Приемы написания заключения.
Анализ эпизода, его роль. Значимость эпизода для понимания смысла произведения.
Анализ и рецензирование эпизода.
Комплексный анализ исходного текста. Определение темы, идеи, проблемы текста.
Средства связи между частями текста. Определение типа речи, стиля, жанра. Лексико-фразеологические особенности текста
Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование сочинений.

Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№

Наименование разделов

1
2
3

Сочинение как текст
Сочинение-рассуждение как вид творческой работы
Анализ эпизода
Всего

Количество
часов на
раздел
5
18
11
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».