РП 8 кл Билет в будущее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на
заседании
М.О
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29»августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол № 14
от «30»августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31»августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Билет в будущее » для 8-А класса
(соответствует федеральной рабочей программе
« Билет в будущее » для среднего общего образования)

Составитель:Сародубцева В.В
учитель истории и обществознания

2023 г.

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» составлена на основе
требований к результатам реализации образовательной программы основного общего
образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, нормами Федерального закона от 31.07.2020
№ 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»

по

вопросам

воспитания

обучающихся

(внесенными

в

федеральное

законодательство во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.1 от 23.02.2018 года,
Пр-2182 от 20.12.2020 года), с учетом примерной основной образовательной программы
основного общего образования и примерной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций, Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021
№ АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта
«Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», вместе с
Методическими

рекомендациями

по

реализации

проекта

«Билет

в

будущее»

по

профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования, 2022 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью реализации
комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 9 класса на
основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего образования, в рамках которой педагогический коллектив образовательной
организации обеспечивает достижение предметных, метапредметных и личностных
результатов за счет использования потенциала разнообразия форм образовательной
деятельности, организации содержательного взаимодействия с предметной развивающей
средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация

обучающихся

6-11

классов,

позволяющая

сконцентрироваться

на

достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти к
решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления
получения профессионального образования. Одним из современных и эффективных
вариантов реализации профориентационной работы в общеобразовательной организации
является участие школы во Всероссийском проекте «Билет в будущее».

Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению
сочетании

обучающихся

общеобразовательных

мотивационно-активизирующего,

организаций,

основанной

информационно-обучающего,

на

практико-

ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к
профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного
процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» Цель:
формирование готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся
общеобразовательных организаций.
Задачи:


построение

системы

содействия

профессиональному

самоопределению

обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационноактивизирующего, информационно-обучающего, практико- ориентированного и диагностикоконсультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников
образовательного процесса;


выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-

личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к
профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который
продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;


формирование

индивидуальных

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;


информирование

обучающихся

о

специфике

рынка

труда

и

системе

профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными
в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных
мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;

других

формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
компетенций,

необходимых

для

осуществления

всех

этапов

карьерной

самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта,
активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,
самооценки

успешности

прохождения

профессиональных

проб,

осознанного

конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее
адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;


формирование ценностного отношения к труду как основному способу

достижения

жизненного

благополучия,

залогу

его

успешного

профессионального

самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из
направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое
реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым
достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности дляосмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно
рассматривается в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым,
эстетическим воспитанием школьника, т.е. интегрирована в учебно-воспитательный процесс,
а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших
компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Участие
образовательной организации во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит
реализовать

ключевые

задачи

профориентационной

деятельности

и

получить

информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию
программы (педагогов-навигаторов).
Место и роль курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» в учебном плане
основной общеобразовательной программы
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при
переходе обучающихся с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в
класс).
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство,
решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» с
программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие учащегося. Это проявляется:


в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной

деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Примерной программе

воспитания;


в

возможности

включения

школьников

в

деятельность,

организуемую

образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
программы воспитания;
в возможности проведения единых и общих тематических занятий



в

разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности
навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего
образования, дополнительного образования. школьников, воспитательное значение которых
отмечается в Примерной программе воспитания;


в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую

их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается Примерной программойвоспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
«Билет в будущее»
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную
деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в
первую очередь является личностное развитие учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося совместной и
интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу, насыщая занятия содержанием ценностно значимым для
обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса может
быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие игры, маленькая
притча, размышления учащихся о предложенном высказывании или цитате и т.п.);
проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме занятия; рефлексия. Важной
особенностью

занятий,

повышающей

их

развивающий

потенциал,

является

их

интерактивность.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:


готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,

уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам

предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Билет в будущее»;


готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.



реализации

В сфере патриотического воспитания:


осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;


ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,

искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с
которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на
предприятиях своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

выбора;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного



готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других

людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;


осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в

ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:


осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения для представителей многих профессий;

стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;


стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне

зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует
заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание

необходимости

соблюдения

правил

безопасности

в

любой

профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ



способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям,

вызванным

необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и

выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;


умение принимать себя и других, не осуждая;



умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять

собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;


сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и

такогоже права другого человека.
В сфере трудового воспитания:


установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,

образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно

выполнять такого рода

деятельность;


интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том

числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта «Билет в будущее»;


осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;



уважение к труду и результатам трудовой деятельности;



осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории

и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:


повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера

экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с
профессиями сферы «человек-природа»;


активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том

числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:


ориентация в деятельности, связанной с освоением программы проекта «Билет

в будущее», на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;



овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,

средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере;


овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе

изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного
благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:


освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих

ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному
признаку;


способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
проходить профессиональные пробы в разных сферахдеятельности;

собственных

навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
знаний

и

компетентностей,

планировать

своё

развитие,

в

том

числе

профессиональное;


умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого

развития;


умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;



умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения

целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;



способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие измененияи

их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:


выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты

представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы;


использовать

вопросы

как

инструмент

для

познания

будущей

профессии;



аргументировать свою позицию, мнение;



оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы

с интернет-источниками;


самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

обсуждения в группе или в паре;


прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий

и

их

последствия, связанные с выбором будущей профессии;


выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную

специальность в новых условиях;


применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;


выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;


находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же

идею, версию) в различных информационных источниках;


самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации,

предназначенную для остальных участников программы проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:


воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями

общения в рамках занятий, включённых в программу проекта «Билет в будущее»;


выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться
смягчать конфликты;


понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в

будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в
корректной форме формулировать свои возражения;


в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения
друг с другом;


сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать

различие и сходство позиций;

заданий,

публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения
связанных

с

тематикой

курса

по

профориентации;



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при

решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно
планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;


уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в

будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;


участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые

штурмы и др.);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему

направлению и координировать свои действия с действиями других участников проекта «Билет в
будущее».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:


выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;



ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,

принятие решения в группе, принятие решений группой);


делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе

профессионального самоопределения;


владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;



предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;



объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать

оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в
любой ситуации;


уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;


различать, называть и управлять собственными эмоциями;



уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения

участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с
учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе профориентационной
деятельности школьников.
Русский

язык:



формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при помощи

современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний
на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и

научно-популярной

литературы:

монолог-

описание,

монолог-рассуждение,

монолог-

повествование;


участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос

информации, сообщение информации;


обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;



извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею,

свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе
информационно-справочными системами в электронной форме;


создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения

текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность и относительная законченность;


последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели

текста, типа речи);


правильность

выделения

абзацев

в

тексте,

наличие

грамматической

связи

предложений в тексте, логичность.
Литература:


овладение

умением

использовать

словари

и

справочники,

в

том

числе

информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в
библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;


применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный

язык:


овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со

спецификой современных профессий;


приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила

информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе вИнтернете;


использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-

справочные системы в электронной форме.
Информатика:
 овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации,
алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для решения учебных и
практических задач;

умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных;


сформированность

мотивации

к

продолжению

изучения

информатики

как

профильного предмета.
География:


освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах

географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и
окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;


умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и

экономическими явлениями и процессами;


умение использовать географические знания для описания существенных признаков

разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;


сформированность мотивации к продолжению изучения географии как профильного

предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:


умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для

обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;


понимание необходимости применения достижений физики и технологий для

рационального природопользования;


расширенные представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с

физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки,
позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей
профессиональной деятельности;


сформированность мотивации к продолжению изучения физики как профильного

предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:


освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,

особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как базового

социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы
гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); процессах и
явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики);


умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности

людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;


умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать

существенный признак классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к
различным сферам общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные
функции;


овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,

графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее – СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;


приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой

грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
Биология:


владение

навыками

работы

с

информацией

биологического

содержания,

представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм,
моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности;


умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов;



интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного

предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в
области

биологии,

медицины,

экологии,

ветеринарии,

сельского

хозяйства,

пищевой

промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:


сформированность системы знаний о различных художественных материалах в

изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях
и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах иархитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:


сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных

знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения;


во

овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций
время

пребывания

в

различных

средах

(в

помещении,

на

улице,

на природе, в

общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).
Содержание курса по профориентации «Билет в будущее»
Раздел 1. Профориентационные уроки «Увлекаюсь» (4 часа)
Вводный профориентационный урок «Моя Россия – мои горизонты» (2 часа):
Понятие «рынок труда». Что такое Россия с точки зрения рынка труда? Россия - страна
безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты об
отраслях экономического развития, профессиональных навыков и качеств, востребованных в
будущем. Обзор развития следующих направлений:


медицина и здоровье;



архитектура и строительство;



информационные технологии;



промышленность и добыча полезных ископаемых;



сельское хозяйство;



транспорт и логистика;



наука и образование;



безопасность;



креативные технологии;



сервис и торговля;



предпринимательство и финансы.

Мотивационные истории «успеха» на примере интервью с представителями различных отраслей
(сотрудник МЧС, инженер-технолог, ученый и другие). С чего начать проектирование собственного
профессионального пути.
Тематические профориентационные уроки по классам (2 часа):
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в организациях высшего
образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего профессионального образования (СПО).
Актуализация представлений о возможных профессиональных направлениях для учащихся.
Повышение познавательного интереса к философии выбора и построению своей персональной
карьерной траектории развития.

Раздел 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» (3 часа).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для
зарегистрированных

участников

проекта)

позволяет

определить

требуемый

объем

профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия
в программе профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:


методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11

классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 67 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не
включает диагностику ценностных ориентиров.


методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и

направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и
10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики
на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон
потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9
и 10-11 классов.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам
диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с
помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаюрынок» (4 часа).
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» - специально организованная
постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия-Моя история» (очно в 24
субъектах РФ, в онлайн-формате доступно на интернет- платформе https://bvbinfo.ru/). Знакомство с
рынком труда, 9 ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями:
Индустриальная среда;Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная
среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда.
Задачи выставки:


знакомство обучающихся с рынком труда, с различными отраслями и профессиями, с

многообразием вариантов профессионального выбора;


вовлечение, рост мотивации к совершению профессионального выбора;



помощь школьникам в понимании, в каком направлении они хотят развиваться

дальше.
Раздел 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» (6 часов).
Профессиональные пробы. Понятие «профессиональная проба». Профессиональная проба как
средство актуализации профессионального самоопределения обучающихся. Разнообразие видов,
форматов профессиональных проб. Содержание профессиональных проб. Расширение границ
понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта
профессиональной деятельности. Проведение профессиональных проб в проекте возможно в
следующих форматах: очном, онлайн, проба на платформе проекта (проводится в образовательной
организации).


При

очном

формате

организуется

выездная

площадка

в

организациях

профессионального и дополнительного образования, центрах опережающей профессиональной
подготовки и т.п. Очный формат подразумевает непосредственное постоянное присутствие
наставника площадки в месте проведения мероприятия.


Онлайн-пробы предполагают постоянное удаленное присутствие наставника, который

взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций,
контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает
результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.


Проба

на

платформе

проводится

на

базе

образовательной

организации

с

использованием дистанционных технологий на интернет-платформе проекта «Билет в будущее»:
https://bvbinfo.ru/.
Раздел 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю»(3 часа)
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей:


методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» для 6-11 классов. В 8-11

классах методика направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к выбору профессии. Версия 67 классов включает только диагностику готовности к профессиональному самоопределению и не
включает диагностику ценностных ориентиров.


методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и

направленности обучающихся («Мой выбор»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и
10-11 классов.
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики
на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон
потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9
и 10-11 классов.
Развернутая консультация по результатам повторной онлайн-диагностики. Сопровождение

обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Раздел 6. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» (4 часа)
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения
всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по
возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и
мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).
Формирование

планов

образовательных

шагов

и

формулирование

траектории

развития

(последовательность реализации целей).
Содержание курса внеурочной деятельности
6 класс
№
Разделы
1 Мир профессий
2 Путешествие по миру профессий

Кол-во часов
2
15

Всего

17
Формы проведения занятий:










Работа в парах
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Просмотр видеофильмов, видеоконференций по теме
Тесты, тренинги
Экскурсии

Тематическое планирование 6 класс
Название темы
№
1
2
3
4
5
6

Введение в мир профессий
Профессии вокруг нас, рабочие профессии.
Презентация
Профессии в моей семье
Тестирование «Кем я хочу быть»
Тестирование «Кем я хочу быть»
Викторина «Мой край: профессии, востребованные в
Самарской области».

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

7

Игра-путешествие «Самоделкин и машина времени»

1

1

8

Экологический суд «Пробуем себя в роли защитников
природы».

1

1

9

1

1

10
11
12
13
14
15

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной
системы.
Темперамент и профессии
Игровые пробы
Профориентационная игра «Угадай профессию»
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Как достичь успеха в профессии
Экскурсии

1
1
1
1
1
1

1

16

Экскурсии

1

17

Презентации «Все профессии важны, все профессии
нужны!»
Всего

1

1

17

6

1
1
1
1
1
1

11

Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
№
Разделы
1 Мир профессий
2 Путешествие по миру профессий

Кол-во часов
2
15

Всего

17
Формы проведения занятий:






Работа в парах
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Семинары в форме дебатов и дискуссий.






Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Просмотр видеофильмов, видеоконференций по теме
Тесты, тренинги
Экскурсии

Тематическое планирование 7 класс
Название темы
№
1
2
3
4
5
6

Введение в мир профессий
Занятие «Какие профессии я знаю»
Эмоциональное отношение к выбору профессии
Темперамент и выбор профессии
Тестирование «Кем я хочу быть»
Тестирование «Кем я хочу быть»

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих
способностей при выборе профессии

1

1

8

Склонность и профессиональная направленность

1

1

9
10
11
12
13
14
15

Профессиональный тип личности
Деловая игра «Кадровый вопрос»
На пороге взрослой жизни
Составление личного профессионального плана
Профориентационная игра «Угадай профессию»
Как достичь успеха в профессии
Экскурсии

1
1
1
1
1
1
1

1

16

Экскурсии

1

17

Презентации «Все профессии важны, все профессии
нужны!»
Всего

1

1

17

9

1
1
1
1
1
1
1

8

Содержание курса внеурочной деятельности
8 класс
№
Разделы
1 Мир профессий
2 Стратегия выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»

Кол-во часов
2
13

Экскурсии

2

Всего

17

3
1. Мир
профессий
Введение в мир профессий. Труд в жизни человека. Важность выбора профессии в жизни человека.
Специфика трудовой и профессионально-трудовой деятельности. Многообразие мира профессий.
2. Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»
Слагаемые успешного выбора профессии. Условия выбора профессии. Зона оптимального выбора
профессии: сочетание интересов, способностей и востребованности профессии на рынке труда.
Учет интересов при выборе профессии («Хочу»)
«Хочу» – интересы, желания, склонности личности в профессиональном выборе. Роль
интересов в формировании профессиональной направленности человека. Значимость
расширения круга интересов и развития склонностей через внеучебную деятельность.
3. Экскурсии
Формы проведения занятий:
 Работа в парах
 Индивидуальная работа

 Самостоятельная работа
 Семинары в форме дебатов и дискуссий.





Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Просмотр видеофильмов, видеоконференций по теме
Тесты, тренинги
Экскурсии

Тематическое планирование 8 класс
Название темы
№
1
2
3

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
1
1
1
1

5
6
7

Введение в мир профессий
Введение в мир профессий
Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)
тест
Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)
тест
Слагаемые успешного выбора профессии
Учет интересов при выборе профессии («Хочу»)
Многообразие профессий на рынке труда («Надо»)

8

Многообразие профессий на рынке труда («Надо»)

1

9
10
11
12
13

«Профессии от А до Я»
Средства труда
Условия труда
Каталог профессий будущего
Навыки, которые помогут в будущей профессии. Где
искать работу?
Профессиональные пробы и мастер-классы по типу
«Моя будущая профессия»
Профессиональные пробы и мастер-классы по типу
«Моя будущая профессия»
Экскурсия
Экскурсия

1
1
1
1
1

4

14
15
16
17
Всего

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
17
9
Содержание курса внеурочной деятельности

1
1
8

9 класс
№
Разделы
1 Мир профессий
2 Стратегия выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»
Всего

Кол-во часов
2
15
17

1. Мир профессий
Введение в мир профессий. Труд в жизни человека. Важность выбора профессии в жизни человека.
Специфика трудовой и профессионально-трудовой деятельности. Многообразие мира профессий.

2. Стратегии выбора профессий «Хочу – Могу – Надо»
Слагаемые успешного выбора профессии. Условия выбора профессии. Зона оптимального выбора
профессии: сочетание интересов, способностей и востребованности профессии на рынке труда.
Учет интересов при выборе профессии («Хочу»)
«Хочу» – интересы, желания, склонности личности в профессиональном выборе. Роль
интересов в формировании профессиональной направленности человека. Значимость
расширения круга интересов и развития склонностей через внеучебную деятельность.
3. Экскурсии
Формы проведения занятий:









Работа в парах
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве)
Просмотр видеофильмов, видеоконференций по теме
Тесты, тренинги
Экскурсии

Тематическое планирование 9 класс
Название темы
№
1
2
3
4
5

Введение в мир профессий
Введение в мир профессий
Учет состояния здоровья при выборе профессии
(«Могу»)
Роль общих способностей при выборе профессии
(«Могу»)
Значение специальных способностей при выборе

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1

профессии («Могу»)
6
7

Слагаемые формулы профессии
Цели труда и предмет труда

1
1

8

Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)
тест
Влияние склонностей на выбор профессии («Хочу»)
тест
Средства и условия труда
Профессиональные пробы и мастер-классы по типу
«Человек-Природа»
Экскурсия
Экскурсия
«Старые» и «новые» профессии на рынке труда

1

1

1

1

9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

15
16
17

(«Надо»)
Профессиональные пробы и мастер-классы по типу
«Человек-Человек»
Профессиональные пробы и мастер-классы по типу
«Человек-Техника»
Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон).

Всего

1

1

1

1

1

1

17

.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».