РП 11 кл Билет в будущее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании М.О

заместителем

гуманитарного цикла

директора

Протокол № 04

приказом

МБОУ

«Каменоломненская

от «29»августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213

средняя школа»

от «31»августа 2023

Протокол № 14

г.

от «30»августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Билет в будущее» для 10-11 классов

(соответствует федеральной рабочей программе
«Билет в будущее» для среднего общего образования)

Составитель:Сародубцева В.В
учитель истории и обществознания

2023 г.
1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
(далее - Программа) составлена на основе примерной рабочей программы
воспитания для общеобразовательных организаций, Распоряжения
Минпросвещения России от 08.09.2021 №АБ-33/05вн «Об утверждении
методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», вместе с
Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее»
по
профессиональной
ориентации
обучающихся
6-11
классов
образовательных организаций Российской Федерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего
образования, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации
«Билет в будущее» (далее – рабочая программа «Билет в будущее») составлена
в соответствии с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения
программы среднего общего образования, на основе рабочей программы курса
внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее»,
разработанной Фондом Гуманитарных Проектов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
соотнесена с рабочей программой воспитания в части формирования у
обучающихся системных знаний о различных аспектах развития России и
мира, приобщения обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Цель курса:
формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 10-11 классов.
Задачи курса:
содействовать осознанному и самостоятельному выбору профессии
обучающимися;
выявить
исходный
уровень
сформированности
внутренней
(мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной
грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у
обучающихся и уровень готовности, который продемонстрирует
обучающийся после участия в профориентационной программе;
сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по
построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от
уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями
экономики
РФ)
посредством
различных
мероприятий,
в
т.ч.
профессиональных проб;
2

способствовать формированию у обучающихся навыков и умений
карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и
осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения
ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения,
самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного
конструирования
индивидуальной
образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей
среды.
продолжить формирование ценностного отношения к труду как
основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне.
Рабочая программа разработана с учетом преемственности
профориентационных задач при переходе обучающихся из класса в класс. В
программе запланирована аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная)
работа. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные
профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки,
диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий
профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат),
прохождение профессиональных проб и др.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема изучается
в 10 и 11 классах. Но содержание тем изменяется ежегодно в зависимости от
степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной
подготовки обучающихся.
Методическое сопровождение курса обеспечено методическими
рекомендациями о реализации Всероссийского проекта профессиональной
ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Билет в
будущее», материалами Всероссийского проекта «Билет в будущее»,
доступными
для
ознакомления
на
интернетплатформеhttps://bvbinfo.ru/(только зарегистрированным пользователям).
Рабочая программа «Билет в будущее» рассчитана на два года с
проведением занятий 1 раз в неделю.
Содержание курса «Билет в будущее»
10-11 КЛАССЫ
1.Профориентационные уроки «Увлекаюсь»
Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического
(по классам).
Стартовый профориентационный урок (открывает программу
курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального
профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из
важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в
условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда
пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня
3

место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра
быть востребованным?
Тематические
профориентационные
уроки
по
классам
(рекомендуется проводить после стартового урока):
10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по
следующим направлениям профессиональной деятельности:
●
естественно-научное направление;
●
инженерно-техническое направление;
●
информационно-технологическое направление;
●
оборонно-спортивное направление;
●
производственно-технологическое направление;
●
социально-гуманитарное направление;
●
финансово-экономическое направление;
●
творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда.
«Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование
представления о компетентностном профиле специалистов из разных
направлений.
Знакомство
с
инструментами
и
мероприятиями
профессионального выбора.
11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после
окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий
будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных
профессиональных направлениях.
Формирование представления о выборе, развитии и возможных
изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование
позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к вопросам
самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий
развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в
организации высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования
персонального карьерного пути.
2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть
«Понимаю себя»
Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта)
позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и
сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе
профориентационной работы.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух
частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность»
направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
4

●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных
склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»).
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную
методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и
сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для
дальнейшего развития.
Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение
обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом
формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи
готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на
интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю
рынок»
Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе
исторических парков «Россия – моя история» (очно или в онлайн-формате
(доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/)). Знакомство с рынком
труда, 9-ю ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития,
профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая
среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная
среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на
получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной
деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых
для работы различных специалистов.
4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт»
Профессиональные пробы. Данный формат реализуется очно (на базе
образовательной организации и/ или в учебных профессиональных
заведениях, организациях дополнительного образования, на предприятиях,
организациях региона) или в онлайн-формате (профессиональные пробы на
основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и
т.п.).
Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические
профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная.
5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть
«Осознаю»
Проведение второй части профориентационной диагностики.
Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательнопрофессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на
предыдущих этапах.
Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух
частей:
●
методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность»
направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровень готовности к выбору профессии.
5

●
методика онлайн-диагностики на определение профессиональных
склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»).
Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную
методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и
сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для
дальнейшего развития.
Развернутая консультации по результатам повторной онлайндиагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в
индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной
участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе
https://bvbinfo.ru/).
6. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии»
(https://bvbinfo.ru/)
Онлайн-знакомство в формате видео-обзоров и интервью с носителями
профессий, которые поделятся актуальной информацией об отраслях и
покажут, как можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут
предложены задания и упражнения, позволяющие лучше понять
интересующие их сферы.
7. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую»
Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса,
по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и
обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение
полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий.
Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и
тактических).Формирование
планов
образовательных
шагов
и
формулирование траектории развития (последовательность реализации
целей).
Планируемые результаты
Программа способствует развитию личностных, метапредметных и
предметных результатов у обучающихся.
Личностные результаты
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники
будут знакомиться в ходе профориентационных мероприятий.
в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит
взаимодействовать в рамках реализации программы «Билет в будущее»;
готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание
6

доброжелательных отношений с участниками курса на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии;
в сфере эстетического воспитания:
осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для
представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных
видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя
эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы
профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в
будущем;
в сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости
соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться
к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального
самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать
себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя
и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для
экономии внутренних ресурсов;
в сфере трудового воспитания: интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода; осознанный выбор будущей
профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных проблем;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
в сфере экологического воспитания: осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе
ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; приобретение
опыта экологонаправленной деятельности; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;
в сфере понимания ценности научного познания: ориентация в
деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
7

человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; способность
действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы
в разных сферах деятельности; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты
1. В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
умение выявлять дефицит информации о той или иной профессии,
необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для
решения возникшей проблемы;
умение использовать вопросы как инструмент для познания будущей
профессии;
умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
умение выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса
на ту или иную специальность в новых условиях.
Базовые исследовательские действия:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания.
Работа с информацией:

8

умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую из различных источников;
умениеиспользоватьсредстваинформационныхикоммуникаци
онныхтехнологий(ИКТ)врешениипрофориентационных
задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности.
2. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение:
Владение языковыми средствами–умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства.
Совместная деятельность:
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы.
3. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями
Самоорганизация:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять планы в отношении своего будущего;
выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые
в процессе профессионального самоопределения; у
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность;
умение использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
умение определять назначение и функции различных
социальных институтов.
Самооценка и самоконтроль:
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей;
9

владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задачи средств их достижения.
Эмоциональный интеллект:
умение выявлять и анализировать причины эмоций;
умение ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
умение осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
Принятие себя и других:
умение принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
умение осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
10 КЛАСС
Обучающиеся будут знать:
свой уровень готовности к выбору профессии: первая версия;
собственный ранжированный список предпочитаемых профессий:
первая версия.
Обучающиеся будут иметь представления о (об):
системе профессионального образования в России;
современном разнообразии профессий и специальностей, важности
трудовой деятельности и выбора ее специфики с учетом своих способностей и
психофизиологических особенностей;
особенностях
профессиональной
деятельности
различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных
специалистов.
У обучающихся будет сформирована готовность инициативно и
самостоятельно
выстраивать
индивидуальную
образовательнопрофессиональную траекторию.
11 КЛАСС
Обучающиеся будут знать:
свой уровень готовности к выбору профессии: вторая версия;
собственный ранжированный список предпочитаемых профессий:
вторая версия.
Обучающиеся будут иметь представления о (об):
востребованных и перспективных профессиях на современном рынке
труда страны и в Московском регионе;
особенностях
профессиональной
деятельности
различных
специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных
специалистов;
направлениях подготовки в средних профессиональных и высших
учебных заведениях, особенностях поступления в ведущие вузы страны.
10

У обучающихся будет сформирована готовность к осознанному и
самостоятельному выбору: поступить в среднее профессиональное или
высшее учебное заведение, пойти служить в армию, трудоустроиться.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».