МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании М.О заместителем гуманитарного цикла директора Протокол № 04 приказом МБОУ «Каменоломненская от «29»августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 средняя школа» от «31»августа 2023 Протокол № 14 г. от «30»августа 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Билет в будущее» для 10-11 классов (соответствует федеральной рабочей программе «Билет в будущее» для среднего общего образования) Составитель:Сародубцева В.В учитель истории и обществознания 2023 г. 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (далее - Программа) составлена на основе примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, Распоряжения Минпросвещения России от 08.09.2021 №АБ-33/05вн «Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», вместе с Методическими рекомендациями по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, 2022 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее» (далее – рабочая программа «Билет в будущее») составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО к результатам освоения программы среднего общего образования, на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее», разработанной Фондом Гуманитарных Проектов. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» соотнесена с рабочей программой воспитания в части формирования у обучающихся системных знаний о различных аспектах развития России и мира, приобщения обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 10-11 классов. Задачи курса: содействовать осознанному и самостоятельному выбору профессии обучающимися; выявить исходный уровень сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровень готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; сформировать индивидуальные рекомендации для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информировать обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями, и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; 2 способствовать формированию у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды. продолжить формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Рабочая программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся из класса в класс. В программе запланирована аудиторная и внеаудиторная (самостоятельная) работа. На групповых и индивидуальных занятиях используются современные профориентационные виды деятельности: профориентационные уроки, диагностика, разбор результатов диагностики, посещение мероприятий профориентационного выбора в регионе (очный формат и онлайн-формат), прохождение профессиональных проб и др. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема изучается в 10 и 11 классах. Но содержание тем изменяется ежегодно в зависимости от степени сложности и с учетом возрастных особенностей и уровня предметной подготовки обучающихся. Методическое сопровождение курса обеспечено методическими рекомендациями о реализации Всероссийского проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательной школы «Билет в будущее», материалами Всероссийского проекта «Билет в будущее», доступными для ознакомления на интернетплатформеhttps://bvbinfo.ru/(только зарегистрированным пользователям). Рабочая программа «Билет в будущее» рассчитана на два года с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание курса «Билет в будущее» 10-11 КЛАССЫ 1.Профориентационные уроки «Увлекаюсь» Проведение профориентационных уроков – стартового и тематического (по классам). Стартовый профориентационный урок (открывает программу курса): раскрывает возможности учащихся в выборе персонального профессионального пути. Выбор профессионального пути — одно из важнейших решений, которое предстоит принять школьникам. Рынок труда в условиях неопределенности всегда пугает и вызывает много вопросов: куда пойти учиться, чтобы завтра не остаться без работы? Найдётся ли для меня 3 место на этом рынке труда? Чему нужно учиться уже сегодня, чтобы завтра быть востребованным? Тематические профориентационные уроки по классам (рекомендуется проводить после стартового урока): 10 класс: в ходе урока обучающиеся получают информацию по следующим направлениям профессиональной деятельности: ● естественно-научное направление; ● инженерно-техническое направление; ● информационно-технологическое направление; ● оборонно-спортивное направление; ● производственно-технологическое направление; ● социально-гуманитарное направление; ● финансово-экономическое направление; ● творческое направление. Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание» вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с инструментами и мероприятиями профессионального выбора. 11 класс: урок направлен помочь выпускникам взглянуть на различные жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование позитивного отношения и вовлеченности обучающихся к вопросам самоопределения. Овладение приемами построения карьерных траекторий развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации в организации высшего образования (ВО, вузы) или в организации среднего профессионального образования (СПО) как первого шага формирования персонального карьерного пути. 2. Профориентационная онлайн-диагностика. Первая часть «Понимаю себя» Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: ● методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии. 4 ● методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Консультации по результатам онлайн-диагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). 3. Профориентационная выставка «Лаборатория будущего. Узнаю рынок» Посещение мультимедийной выставки «Лаборатория будущего» специально организованная постоянно действующая экспозиция на базе исторических парков «Россия – моя история» (очно или в онлайн-формате (доступно на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/)). Знакомство с рынком труда, 9-ю ключевыми отраслями (направлениями) экономического развития, профессиями: Индустриальная среда; Здоровая среда; Умная среда; Деловая среда; Социальная среда; Безопасная среда; Комфортная среда; Креативная среда; Аграрная среда. Решение интерактивных заданий, направленных на получение новых знаний о профессиях, об особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов. 4. Профессиональные пробы «Пробую. Получаю опыт» Профессиональные пробы. Данный формат реализуется очно (на базе образовательной организации и/ или в учебных профессиональных заведениях, организациях дополнительного образования, на предприятиях, организациях региона) или в онлайн-формате (профессиональные пробы на основе платформы, вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п.). Уровни профессиональных проб: моделирующие и практические профессиональные пробы. Виды: базовая и ознакомительная. 5. Профориентационная онлайн-диагностика. Вторая часть «Осознаю» Проведение второй части профориентационной диагностики. Направлена на уточнение рекомендации по построению образовательнопрофессиональной траектории с учетом рефлексии опыта, полученного на предыдущих этапах. Онлайн-диагностика I «Мой выбор профессии» состоит из двух частей: ● методика онлайн-диагностики учащихся «Моя готовность» направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровень готовности к выбору профессии. 5 ● методика онлайн-диагностики на определение профессиональных склонностей и направленности обучающихся («Мой выбор»). Онлайн-диагностика II «Мои таланты» включает комплексную методику онлайн-диагностики на определение профессиональных интересов и сильных сторон обучающихся с выделением «зон потенциала» (талантов) для дальнейшего развития. Развернутая консультации по результатам повторной онлайндиагностики. Сопровождение обучающихся по итогам диагностики (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/). 6. Профориентационный видеопроект «Один день в профессии» (https://bvbinfo.ru/) Онлайн-знакомство в формате видео-обзоров и интервью с носителями профессий, которые поделятся актуальной информацией об отраслях и покажут, как можно добиться успеха. В рамках урока ученикам будут предложены задания и упражнения, позволяющие лучше понять интересующие их сферы. 7. Профориентационный рефлексивный урок «Планирую» Профориентационный рефлексивный урок (проводится в конце курса, по итогам проведения всех профориентационных мероприятий): разбор и обсуждение персональных рекомендаций (по возрастам). Разбор и обсуждение полученного опыта по итогам профессиональных проб и мероприятий. Постановка образовательных и карьерных целей (стратегических и тактических).Формирование планов образовательных шагов и формулирование траектории развития (последовательность реализации целей). Планируемые результаты Программа способствует развитию личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся. Личностные результаты в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных мероприятий. в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Билет в будущее»; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание 6 доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии; в сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем; в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; в сфере трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; готовность адаптироваться в профессиональной среде; в сфере экологического воспитания: осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; в сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях 7 человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты 1. В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: умение выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; умение использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; умение выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях. Базовые исследовательские действия: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Работа с информацией: 8 умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умениеиспользоватьсредстваинформационныхикоммуникаци онныхтехнологий(ИКТ)врешениипрофориентационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. 2. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: Владение языковыми средствами–умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Совместная деятельность: Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. 3. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы в отношении своего будущего; выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; у умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение определять назначение и функции различных социальных институтов. Самооценка и самоконтроль: Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 9 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задачи средств их достижения. Эмоциональный интеллект: умение выявлять и анализировать причины эмоций; умение ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; умение осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. Принятие себя и других: умение принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; умение осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты 10 КЛАСС Обучающиеся будут знать: свой уровень готовности к выбору профессии: первая версия; собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: первая версия. Обучающиеся будут иметь представления о (об): системе профессионального образования в России; современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики с учетом своих способностей и психофизиологических особенностей; особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов. У обучающихся будет сформирована готовность инициативно и самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательнопрофессиональную траекторию. 11 КЛАСС Обучающиеся будут знать: свой уровень готовности к выбору профессии: вторая версия; собственный ранжированный список предпочитаемых профессий: вторая версия. Обучающиеся будут иметь представления о (об): востребованных и перспективных профессиях на современном рынке труда страны и в Московском регионе; особенностях профессиональной деятельности различных специалистов, о качествах и навыках, необходимых для работы различных специалистов; направлениях подготовки в средних профессиональных и высших учебных заведениях, особенностях поступления в ведущие вузы страны. 10 У обучающихся будет сформирована готовность к осознанному и самостоятельному выбору: поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение, пойти служить в армию, трудоустроиться. 11 12