РП 3 кл Орлята России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения учителей
начальных классов
Протокол № __03___
от «__30_» ____08___2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №_14_
от «__30__» ___08____2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа»
№___213__
от «_31___» ___08__ 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 3 классов

(соответствует программе социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России»)

2023 г.

Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы: патриотическая.
Главное в программе системный подход к формированию гражданской и
патриотической позиции обучающегося, создание условий для самопознания и
самовоспитания, оптимальное использование педагогического потенциала социального
окружения, т.е. через освоение обучающимися общественно-исторического опыта путем
вхождения в социальную среду, а также выработку индивидуального опыта
жизнедеятельностью.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социальнозначимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального
общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой
указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с
целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и
направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам
деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся,
ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям,
желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности,
поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных
традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и
бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе, сообща и
делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное
приключение!
Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-творческой
деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор, академик

Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что самый
педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а
самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими
воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2.Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к
физической культуре.
6.Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в
безвозмездной деятельности ради других людей.
7.Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8.Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Основные отличия образовательной программы «Орлята России» от аналогичных
программ патриотической направленности заключаются:
в комплексном подходе к содержанию и объединению нескольких разделов
патриотического воспитания;
использование технологии дифференцированного обучения;
приобщение воспитанников к проектно-исследовательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы (адресат):
Программа адресована на учащихся 7-10 лет.
Сроки реализации – 4 года обучения.
В процессе занятий используются различные формы:
репродуктивно-поисковые - с элементами нестандартных приемов;
дифференцированно-групповая (организация групп обучающихся с различными
учебными возможностями);
индивидуализированная (обучающиеся выполняют задания, соответствующие их учебным
возможностям).
Для более эффективной реализации программы «Орлята России» предлагается
использовать различные формы занятий: беседы, экскурсии, игры, викторины, встречи со
старожилами, праздники, работа в музее.
Режим занятий. Набор учащихся осуществляется по желанию детей в одну группу.
Количество детей в группе зависит от количесваделей в классе. Проводится по 2 занятию
в день 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
Планируемые результаты
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в
соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в

Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых
национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
● понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины - России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает
значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей
семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского
языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
● применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах
внеурочной
деятельности
(принимает
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту,
природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и
бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
● демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих
универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
готовность к саморазвитию и к самообразованию;
потребность в самовыражении;
формирование ответственного отношения к порученному делу;
развития опыта участия в социально значимом труде;
уважительное отношение к иному мнению;
оптимизм в восприятии мира;
позитивная моральная самооценка.
Регулятивные универсальные учебные действия:
целеполагание, включая постановку новых целей;
умение определять проблемные ситуации;

умение определять пути решения проблемы, прогнозировать результат;
умение составлять план работы;
умение планировать пути достижения целей, поиска информации;
адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы;
умение распределять время и контролировать его, умение осуществлять контроль.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение строить логическое рассуждение;
умение определять необходимые ресурсы для решения поставленной задачи;
умение осуществлять сравнение, выбирать основания и критерии;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
умение создавать и преобразовывать информацию для решения задач;
умение представлять, информацию для других.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;
умение планировать сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции
воспитанников;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
высказывать собственное мнение, координировать его с позициями всех участников при
выработке общего решения;
умение адекватно использовать речь в ходе своей деятельности;
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
умение сравнивать разные точки зрения;
овладение устной и письменной речью, специфической для данной образовательной
программы;
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
понимать
важность
социально-значимых
ценностей
Программы
(понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру
своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка,
русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на
физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы,
зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
применять в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет
оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт
ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности, искусстве;владеет основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет
интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе,
неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет

первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
демонстрировать социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде,
проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует
бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности
экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность
и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении
интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы «Орлята» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды
контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале
учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний обучающихся, определить
формы и методы работы с обучающимися. Формы оценки – анкетирование,
собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения
практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с
различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные
стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с
помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль,
самоконтроль.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы
оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и
презентация мини - проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в
этом городе живу, я это город знаю».
Оценочные материалы
В период реализации программы предусмотрены творческие отчеты о проделанной
работе: конкурсные программы, викторины, открытые занятия. Учащиеся проходят
аттестацию в форме тестирования в устной форме по выявлению уровня знаний, умений и
навыков по завершении изучения каждого раздела программы
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ презентаций, иллюстраций, готовых работ);
наблюдение;
показ (выполнение педагогом), работа по образцу;
практический (выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности поставленной задачи совместно с педагогом);
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы);
групповой (организация работы в группах);
индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение:
Для организации качественных занятий необходимо:
кабинет с необходимым оборудованием: столы, стулья, шкаф для хранения краеведческой
литературы;
инструменты и материалы: ножницы, бумага, клей, карандаши, линейки;
разработка программы мониторинговых исследований, подбор диагностических методик;
участие в работе методических объединений педагогов дополнительного образования;
оформление информационных стендов.
Содержание изучаемого курса
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности,
что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
Трек «Орлёнок - Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека - конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «ОрлёнокМастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена
для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека - Круг Добра
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая

физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранит ель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Подведение итогов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».