РП 4 кл Орлята России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 03
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №14
от «30»августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развития социальной активности обучающихся
4 классов «Орлята России»

(соответствует Программе развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России»)

2023 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята» разработана на основе федерального проекта «Орлята России». Направлена
на формирование социально-значимых качеств личности обучающихся, включение
школьников в позитивное преобразование социального мира, способствующее
самореализации в обществе и развитию социальных возможностей.
Реализация социального заказа, отраженного в требованиях ФГОСНОО к
достижению личностных результатов, ориентирует педагогов на целенаправленное
формирование, а затем и на дальнейшее развитие социальной активности младших
школьников.
Социальная активность в психолого-педагогических исследованиях выступает
как свойство человека, как качество личности, как процесс проявления свободы
личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.
Включение

младших

школьников

в

позитивное

преобразование

мира

определяет их жизненную позицию, ориентированную на определенную линию
поведения, в основе которой лежат ценности, качества личности, отражающие
субъективное отношение к обществу и которая проявляется в реальном поведении
человека. Социальная активность личности является закономерным результатом
социализации.
В программе понятие социальной активности младших школьников выступает
как готовность к позитивному преобразованию социального мира, к включению
младших школьников в общественную жизнь на основе общечеловеческих моральнонравственных ценностей, установки норм жизни.
Цель программы–формирование социально-ценностных знаний, отношений и
опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических
ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения,
воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе,
развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы:
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
2

Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Воспитывать

ценностное

отношение

к

здоровому

образу жизни,

прививать интерес к физической культуре.
Воспитывать уважение к труду, людям труда.
Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других
людей. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую
и исследовательскую деятельность.
Программа курса 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в рамках которых
предусмотрены такие формы занятий, как дискуссии, круглые столы, встречи с интересными
людьми, деловые и сюжетные игры, тренинги, КТД.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
Программы

воспитания,

это

позволяет

на

практике

соединить

обучающую

и

воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
 приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочной

деятельности;
 возможности комплектования разновозрастных групп для организации деятельности
школьников;
 высокой

степени

самостоятельности

школьников,

что

является

важным

компонентом воспитания ответственного гражданина;
 ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
 интерактивных формах занятий для школьников.

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№

Тема

Содержание темы

Виды
деятельности

Формы
организации занятий

Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер»

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости
классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта чередования творческих поручений.
1

«Лидер –
это …»

Введение в тему,

Познавательная,

Игра на

мотивация,

игровая.

командообразо-

целеполагание.

Взаимодействие–

вание.

Знакомство с

групповое.

Динамические

понятием «Лидер»:

паузы.

4

лексическая работа –
значения нового
слова.
От учителя звучит
вопрос детям: кто со
мной хочет в команду
Игра на
командообразование.
Анализируем: что
получилось? Что не
получилось? Кто
выступил в роли
лидера? Работаем в
группах с
конструктором
«Лидер», собираем
качества лидера, в
виде опорной схемы.
Игра на
командообразование Анализ игры по
конструктору «Лидер».
Какие качества
присущи лидеру? Что
ещё необходимо
лидеру?

2

*Работа с
конструктором.
Подведение итогов:
конструктор «Лидер»
(собираем качества
лидера, как опорную
схему).
«Я могу быть Повторение
конструктора «Лидер».
лидером!»
Работа в группах:
назвать 1-3
известных лидеров
нашей страны,
почему их можно
считать лидерами,

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Беседа.
Тренинг на
выявления лидера в
команде.
Видео «Интервью с
лидером».
Динамические
паузы.

5

какими качествами
они обладают.
Если появляются
новые качества,
которых не было
раньше в конструкторе
«Лидер», то
конструктор
дополняем.
А кто может быть
лидером? Лидером
может быть каждый, и
я могу!
Тренинг на выявления
лидера в команде (с
чек-листами, где дети
после каждого
упражнения
записывают, кто, по их
мнению, был
лидером). Тренинг
должен содержать
упражнения
художественноэстетического
содержания,
интеллектуального,
спортивного и т.п.
*Работа с
конструктором
“Лидер” , подведение
итогов.
Подведение итогов:
Видео от учителя
«Интервью с
лидером». Ответ на
вопрос: «Какие
качества помогли мне
стать лидером?
Обсуждаем: где может
проявить себя,
раскрыться лидер? Во
всех ли ситуациях я
могу быть лидером? В
6

3

«В команде
рождается
лидер»

конструктор заносим
опорную схему «Я
могу быть лидером».
Возвращаемся к
конструктору «Лидер»,
где учитель заранее
добавляет много
новых качеств лидера
как положительных,
так и отрицательных.
Обсуждаем! Убираем
лишнее.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Беседа.
Тренинг.
Динамические
паузы.

Чтобы обладать этими
качествами, что
необходимо мне лично
сделать? – обсуждаем
в группах. Обсуждаем
положительные и
отрицательные
стороны лидерства.
Введение ЧТП и
развитие умения
работать в команде.
Что такое ЧТП
(чередование
творческих
поручений? Какие
могут быть
поручения? Как их
можно выполнять?)
Делимся на команды.
Оформляем наглядно.
Тренинг – пробуем
выполнить здесь и
сейчас ЧТП.
Дети получают первый
опыт работы, за
которую они
ответственны.
Дополняем
конструктор «Лидер» –
ответственность за
7

порученное дело,
умение держать цель.

4

«КЛАССный
выходной»

*Работа с
конструктором.
Общее подведение
итогов: что
получилось? Какие
трудности
встретили? Как
стать лидером?
(формулируем шаги к
лидерству, дополняем
их в конструктор)
Выход детей с
родителями,
наставниками и
классным
руководителем на
«выходной». С целью
для сплочения
коллектива класса,
родителей и
наставников.
Привлечение
наставников
обязательно –
старшеклассников,
которые помогают в
организации
испытаний.
Предполагается, что
эти испытания
раскроют лидерские
качества в учениках.
Дети учатся
преодолевать себя,
свои страхи, учатся
ставить цели.

Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная.
Взаимодействие –
групповое.

Верёвочный курс

Мини-анализ
совместный с
родителями,
наставниками и
детьми после
верёвочного курса по

8

конструктору
«Лидер».

5

«От идеи – к
делу!»

6

КТД «Вместе
мы сможем
всё!»

7,
8

«Встреча с
тем, кто
умеет вести
за собой»

9

«Мы
дружный
класс!»

Дети учатся
объективно оценивать
себя, свои силы и
возможности.
Анализируют, что
получилось и почему?
что не получилось и
почему? чего не
хватило для того,
чтобы было лучше?
По методике КТД
работаем над
созданием общего дела
для других ребят (для
1-2
2 классов, в
параллели, для
родителей и пр.)
Готовимся, проводим
и анализируем (6
этапов коллективноколлективно
творческого дела по
И.П. Иванову)
Гость рассказывает,
как важно быть
ответственным перед
людьми, что помогает
ему быть лидером,
вести за собой.
Смотрят фото/видео
как проходил трек.
Подводят итоги,
обращаясь к
конструктору «Лидер».
Каждая группа (по
ЧТП) придумывает,
готовит и показывает
для ребят сюрприз.
Вывод: мы дружный
класс!
Итоговая социометрия.

Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная.
Взаимодействие –
групповое.

КТД

Познавательная,
игровая, досуговоразвлекательная.
Взаимодействие –
групповое.
Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

КТД

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – конверт-копилка
9

Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и
т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
1
Познавательная,
Игра «Лото».
«Кто такой
Введение в тему,
игровая,
проблемноИнтеллектуальная
эрудит?»
мотивация,
ценностное.
игра «Вопрос от
целеполагание.
Взаимодействие:
эрудита».
Знакомство с
групповое.
понятием
(повторения
понятия) «Эрудит»:
лексическая работа –
значения нового слова
– подобрать из
предложенных
вариантов
определений наиболее
точное и понятное
самим ребятам.
* Работа с символом
трека - конвертомкопилкой:
работаем, вкладываем
понятие «эрудит»,
рисуем словесный
портрет эрудита.
Учимся работать в
группах: Кто они
самые известные
эрудиты России?
Игра «Лото» –
соединить ФИ и
портрет известного
россиянина и в чем
заключался его талант,
открытия и пр. –
Ломоносов М., Д.
Менделеев, Н.
Лобачевский, В.
Вернадский, Л.
Ландау, И. Павлов.
Назвать качества,

10

которые помогут стать
эрудитом.
Интеллектуальная игра
«Вопрос от эрудита» вопросы должны быть
связаны с «Лото».

2

«Я эрудит,
а это
значит…»

*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
Подведение итогов:
кто сегодня показал
себя, как эрудит?
Повторяем
интеллектуальные
секреты эрудита –
смекалка, ум, знание,
любознательность,
внимательность,
увлечённость,
изобретательность,
коммуникабельность, эрудиция. Как
их приобрести?
(чтение, учеба,
образование).

Познавательная,
игровая, проблемноценностное.
Взаимодействие –
групповое.

Игра
«Интеллектуальный
кроссворд»

Способы решения
интеллектуальных
задач – интеллект,
логика, дедукция,
интуиция.
Учимся работать в
парах: игра
«Интеллектуальный
кроссворд» с
применением
различных способов
решения.
*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
Сложно ли быть
эрудитом? Что для
этого надо? качества
11

3

«Игра – это
полезно и
интересно»

вкладываем в конверткопилку «Эрудита».
Опорную схему,
начатую в 1-2 классах,
дополняем и
вкладываем в конверткопилку «Эрудита».
Методы активизации
мозговой
деятельности:
упражнения на
развитие логики,
смекалки, задачи для
интеллектуальной
разминки.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое.

Игра «Эврика».

Учимся работать в
группах и подбирать
вопросы по теме игры.
Выдвигаем способы
запоминать, думать,
узнавать…
Игра «Эврика» – за
освоение способов
запоминания и поиска
информации,
составления вопросов
по интеллектуальным
знаниям.
- 1 этап игры – каждая
группа детей
подбирает вопрос
учителю из доступных
источников, учитель
демонстрирует
обучающимся как он
ищет ответ на вопрос и
отвечает ребятам.
- 2 этап игры – учитель
задаёт ребятам
вопросы, они ищут
ответ и отвечают.
- 3 этап – дети задают
вопрос друг другу.

12

4

«Эрудит –
это широкий
кругозор»

*Работа с символом
трека конвертомкопилкой Эрудита.
Определяем
значимость
совместной работы.
Способы запоминания
вкладываем в конверткопилку.
Презентация «10
великих изобретений
русских учёных» - как
ученые расширяют
свои знания.
Как я сам могу
пополнить свои
знания? Что для этого
нужно сделать?
Знакомство с детской
литературой,
журналами, Интернет
ресурсами, где можно
найти знания.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное.
Взаимодействие –
групповое.

Презентация «10
великих изобретений
русских учёных».
Круг Знаний.

Заполняем по группам
круг Знаний Он
поможет педагогу
выявить
интеллектуальные
интересы детей,
*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
Вкладываем в конверткопилку. В конце года
анализируем – что
узнали и т.п.
Учимся выдвигать
идеи и планировать:
для кого можно
провести
интеллектуальную
игру, группа должна
предложить идею по
проведению
13

интеллектуальной
игры для ребят 1-2
класса.
Обсуждаем идеи.
Синтезируем все идеи
в одну. Определяем
план действий по
подготовке.
Распределяем
обязанности.

5

«Твори!
Выдумывай!
Пробуй!»

*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
Подводим итоги: как
сработали? Результат
вкладываем в конверткопилку.
Вспоминаем 4 занятие
составляем план, что
делали – решали для
кого будем проводить,
придумывали,
обсуждали,
планировали,
распределяли.

Социальное
творчество.
Взаимодействие:
групповое.

Работа в группах

Готовим вопросы,
оформление и т.д.
Пробуем провести в
своём классе.
Анализируем.
Вывод – КТД
(вводится это
понятие для ребят)это…
Дополняем план
этапами подготовки и
проведения КТД. В
дальнейших треках
пользуемся этим
планом.

14

6

КТД «Играй,
учись и
узнавай»

7,
8

Встреча с
эрудитом
«Хотим всё
знать»

Повторяют этапы КТД
на практике. Заполняя
таблицу с
проектированием
нового КТД, его
подготовкой,
проведением,
анализом. Проводим
КТД для ребят 1-2
класса.
*Работа с конвертомкопилкой Эрудита.
В конверт-копилку
вкладываем свои
впечатления.
Данное занятие
отводится для очной
встречи с личностью,
которая воплощает в
себе успех в рамках
изучаемого трека.

Социальное
творчество.
Взаимодействие –
групповое.

КТД.

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

Приглашенный гость
может быть известен
на городском,
региональном,
всероссийском уровне.
Приглашаем с учётом
того, что он
интересен детям
данного возраста.

9

Итоги трека
«На старте
новых
открытий»

*Работа с конвертомкопилкой трека
«Орлёнок – Эрудит».
Дополняем конверткопилку своими
впечатлениями о
встрече.
Смотрят фото/видео
как проходил трек.
*Работа с символом
треква - конвертомкопилкой Эрудита.
Открывают конверткопилку анализируют

15

результат, совместно
составляют «опорную
схему» и размещают в
классном уголке.
Работа в парах:
придумать и проиграть
с ребятами конкурс/
вопрос на эрудицию.
Награждение и
поощрение лучших
ребят.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – шкатулка Мастера
В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок
«Орлёнок-Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
1

«Мастер –
это…»

Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятием «мастер»:
лексическая работа –
значения нового слова.
Работа по группам,
задание: приведите из
своей жизни примеры
мастеров своего дела,
ребята рассказывают
друг другу («Моя мама
мастер своего дела.
Она ...»).
Блицвысказывания ребят:
«Я узнал, что у
Никиты мама повар.
Она мастер готовить
салаты» …)

Познавательная,
досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Блиц
Блицвысказывания.

16

Пробуем себя в роли
мастера – Что может
делать мастер? Хотите
попробовать себя в
роли мастера?
Обсуждаем,
придумываем, делаем
коллективную
творческую работу
(возможные
варианты: оригами,
аппликация,
нарисованная
картина,
раскрашивание и др.).
Главная идея – ребята
сами используют и
показывают техники
изготовления, которые
им известны.
Подводим итоги: кто
такой мастер? Кто
может быть мастером?
Какими мы были
мастерами? Как мастер
создаёт свою работу –
«придумывает,
делает/ создаёт,
показывает и радует
других».
*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера.
Сохраняем в шкатулке
мастера определение,
как мастер создает
свою работу.
В конце занятия
учитель знакомит
ребят со своим
мастерством (я тоже
мастер – рисовать,
петь, делать
ремонты…).
17

2

«Россия
мастеровая»

Презентация
учителя о 10 самых
известных мастерах
родного края России.
Учимся придумывать:
кто из вас хочет быть
мастером? Какие
этапы проходит
мастер, чтобы показать
людям своё
произведение
(обращаемся к
шкатулке Мастера).

Познавательная,
досуговоразвлекательная,
художественное
творчество,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Презентация учителя
о 10 самых
известных мастерах
родного края,
России.
КТД «Россия
мастеровая».

Учимся работать в
группах.
Разбивка на
микрогруппы по 5
человек.
Притча о мастерах (в
методических
рекомендациях) –
обсуждаем, делаем
вывод.
КТД «Россия
мастеровая»
- 1 вариант: может
быть в форме лото –
город России на карте,
чем славится, чему
можем научиться –
каждая группа готовит
сообщение.
Коллективная карта
страны.
- 2 вариант: каждая
команда получает
конверт с заданием, в
котором один из
народных промыслов
России. Необходимо
распределиться в
группе на пары и
выполнить задание.
Потом собраться
18

вместе и подготовить
рассказ о промысле.
Презентовать другим
группам.
Задания: раскрасить
правильно,
подготовить
сообщение по
вопросам об истории
промысла, рассказать
выразительно
стихотворение об этом
промысле.
Вывод: в России много
мастеров своего дела и
мы можем тоже стать
мастерами.

3

4

«Город
Мастеров»

«В гости к
мастерам»

*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера: выводы о
важности работы
вместе, на общее дело,
помогать друг другу.
Игра по станциям
«Город мастеров» с
использованием
различных
направлений
деятельности, одной из
станций должна стать
знакомство с
пословицами о
мастерах.
*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера.
Подведение итогов: в
шкатулку вкладываем
пословицы и свои
впечатления «Рейтинг
популярности».
- 1 вариант: идём на
экскурсию к мастерам
(знакомимся с

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое

Игра по станциям
«Город мастеров».

Познавательная,
игровая.

Экскурсия/мастеркласс

19

профессиональными
мастерами – это может
быть театр, музей,
библиотека, дворец
творчества и пр.).
- 2 вариант:
родители/наставники
демонстрируют своё
мастерство ребятам.
- 3 вариант: мастеркласс от учителя
«Делай как я, делай
лучше меня!». На
данном занятии
ученикам можно
предложить участие в
мастер-классах по
развитию актёрских
способностей, для
развития мимики,
речи, постановки
голоса, угадыванию
эмоций и пониманию
друг друга
посредством игры
«Крокодил».

5

«От идеи –
к делу»

*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера: какие
профессии мастеров
узнали за это время?
Учимся работать в
группах,
проектировать, идти к
совместному
результату,
реализовывать.

Взаимодействие парное, групповое.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Тренинг «Мы
мастера»

Работаем по этапам
КТД.
Предложите своё дело,
которое покажет, что
мы тоже можем быть
мастерами. Работа по
группам. Выдвижение
20

идей. Выбор самой
интересной и т.п.
Тренинг «Мы мастера»
– мы мастера петь, мы
мастера танцевать
(общий танец) и пр.
видеосюжеты,
записанные мастерами
своего дела, чтобы
детям было удобнее
выполнять задания.

6

КТД
«Мастер
своего дела»

7,
8

«Мастер –
это звучит
гордо!»

*Работа с символом
трека - шкатулкой
Мастера.
В шкатулку
вкладываем итоги дела
– исходя из анализа
КТД, можно снять
видео с впечатлениями
ребят.
Реализуем в классе для
себя или для ребят 1-2
класса (необходимо
прописать для
учителей, как это
сделать).
Данное занятие
отводится для очной
встречи с личностью,
который является
Мастером своего
дела!

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

КТД

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Приглашенная персона
может быть известной
на городском,
региональном,
всероссийском уровне
– по возможностям
школы и фантазии
учителя. С учётом
того, что
приглашаемая персона
интересна детям
данного возраста.
21

9

«Путь в
мастерство»
– подводим
итоги.

Смотрят фото/видео
как проходил трек.
Открывают
шкатулку мастера,
анализируют
результат,
совместно
составляют опорную
схему и размещают в
классном орлятском
уголке..

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

Награждение и
поощрение ребят.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека:
милосердие, доброта, забота
Символ трека – круг Добра
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это
создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не
только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
1

«От слова к
делу»

Введение в тему.
Мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятиями «Добро.
Доброволец и
волонтёр.
Добровольчество»:
лексическая работа –
значение новых слов10.

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Просмотр
мультфильма «Рука
помощи».
Динамические
паузы.

Почему люди хотят
помогать?
Смотрим и обсуждаем
мультфильм «Рука
помощи» –
обсуждение (что
3

Для целостного понимания этих понятий и для формирования потребности делать добрые дела необходимо продолжить
работу на литературном чтении, окруж
жающем мире, в рамках регионального компонента, и обя
бязательно других в треках
программы.

22

происходит с сердцем
мальчика, какими
качествами должен
обладать волонтёр) –
рисование словесного
портрета волонтёра.
Символ волонтёрства –
приподнятая рука с
раскрытой ладонью и
сердцем.
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Доброволец»
Создаем символ
волонтёрства (дети
обводят свою ладонь и
рисуют своё доброе
сердце, все ладошки
соединяют в круг
добра «Классный круг
добра») – с этим
символом работаем на
следующих занятиях.
Коллективное
обсуждение: какие
добрые дела
совершают волонтёры
для других людей?

2

4

«Спешить на
помощь
безвозмездно!»

Подведение итогов:
слайд презентация от
учителя с
комментариями детей
«Как волонтёры
помогают?»
Волонтёрское
движение в России.
Где помогают
волонтёры и почему
всем это важно11.
Почему люди говорят
волонтёрам

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Работа по группам.
Решение кейса «Как
поступить в данной
ситуации и что
попросить в
награду».
Динамические
паузы.

Мультфильм о волонтёрах- https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA

23

«спасибо»? Виды
волонтёрства.
Работа по группам:
1. Решение кейса «Как
поступить в данной
ситуации и что
попросить в награду?»
Вывод – настоящее
волонтерство
безвозмездно, это для
других…
*Работа с символом
трека:
дополняем «Классный
круг добра» –
безвозмездно, для
других.
2. Что лично я могу
сделать для других?
Составление списка
добрых дел.
*Работаем с символом
трека: фиксируем
перечень в круге
добра.

3

КТД «Создай
хорошее
настроение»

Рассказ учителя о
самых известных
волонтёрах России
(презентация).
Список добрых дел.
Выбираем «Создай
хорошее настроение».
Обсуждаем: Как
можно создать
хорошее настроение
другим?
Придумываем.
Делимся на группы.
КТД «Создай людям
хорошее настроение»
(через создание
плаката-сюрприза,
творческое

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

КТД «Создай людям
хорошее
настроение».
Мини-тренинг.
Флешмоб «Хорошее
настроение».
Динамические
паузы.

24

выступление,
сюрприза-открытки,
организации игры или
веселой фотосессии и
т.д.)
Мини-тренинг.
Сюрприз от учителя.
Учитель показывает
ребятам, как можно и
себе поднять
настроение. Флешмоб
«Хорошее
настроение».

4

«С заботой о
старших»

*Работа с символом
трека:
дополняем «Классный
круг добра» – дарим
радость другим.
Демонстрация
детьми результатов
КТД «Создай хорошее
настроение».
Совместное
обсуждение с
родителями и детьми:
Как делать добро для
бабушек и дедушек?
(для родных, соседей)
Что значит быть
добрым рядом с
ними?

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

КТД «Создай
хорошее
настроение».
Беседа.
Акции «Коробка
храбрости»
Динамические
паузы.

Рассказ учителя о
«Фонде «Старость в
радость».
Совместная
поздравительная
открытка для старшего
поколения12.
5
Фонд «Старость в радость» Как поздравить через фонд: написать, что вы хотите поздравлять бабушек и дедушек
открытками; указать, какое количество открыток и в каком месяце вы можете отправить, или же с каким праздником хотите
поздравлять.
Координаторы вышлют вам адреса и имена для поздравлений. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями, как
поздравлять.

25

*Работа с символом
трека: дополняем
«Классный круг
добра»: проявляй
доброту…
Учитель рассказывает
родителям и детям об
акции «Коробка
храбрости13», о том,
что необходима будет
их помощь.
Обсуждаем и
дополняем «Круг
добра» вместе с
родителями.
«Коробку храбрости»
оформляем и делаем
на уроке
«Технологии».
Реализовываем
придуманные идеи.

5

Подготовка
КТД
«От идеи –
к делу»

*Работа с символом
трека: дополняют
«Классный круг
добра».
Привлечение к
проведению КТД
советников,
наставниковподростков:
показывают примеры
флешмобов.

Познавательная,
проблемноценностное общение,
художественное и
социальное
творчество.
Взаимодействие –
групповое.

КТД «Флешмоб»

Напоминаем этапы
подготовки КТД и по
ним проектируем и
организуем.
Репетируем.
Встречаемся с
творческими группами
других классов,

26

6

КТД
«Подари
улыбку
миру!»

7,
8

«Доброволец –
это доброе
сердце»

9

«Портрет
добровольца»

договариваемся,
организуем.
Встречаемся с
администрацией
школы –
договариваемся о
месте, времени и др.
Непосредственно
проводим
запланированное и уже
разработанное с
детьми коллективнотворческое дело.
Совместно
анализируем.
*Работа с символом
трека:
дополняем «Круг
добра» своими
впечатлениями,
фотографиями и пр.
Встреча с гостем,
который достиг
успехов в области
добровольчества.
Дополняют «Классный
круг добра» новой
информацией,
которую, возможно,
узнали от гостя.
*Работа с символом
трека:
коллективная работа
«Классный круг
добра».
Дополняем качествами
добровольца, выбирая
из предложенного
учителем перечня
(милосердный, злой,
отзывчивый, вредный)
или составляют свой
перечень качеств.

КТД «Флешмоб»
Познавательная,
проблемноценностное общение,
художественное и
социальное
творчество.
Взаимодействие
–
групповое.

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие
–
групповое.

Встреча
с
интересными
людьми.
Динамические паузы.

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие групповое.

Беседа.
Динамические
паузы.

Дополняем делами,
которые ещё можем
27

сделать – данные дела
могут быть
организованы в треке
«Орленок
«Орленок-Эколог»
или
в других треках.
На ладошках, которые
дети изготовили
самостоятельно на
предыдущих занятиях,
дописывают,
продолжая фразу
«Быть добрым и
заботиться о
других – это …»

Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека:
здоровый образ жизни
Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят
снизить заболеваемость детей, что
ч актуально в зимний период.
1

«Движение –
жизнь!»

Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Знакомство с
понятием «Орлёнок –
Спортсмен»:
лексическая работа –
значение нового слова.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение,
физкультурноспортивная.
Взаимодействие –
парное, групповое.

КТД «Зарядка».
Динамические
паузы.
Работа с чек-листом.

Что такое здоровый
образ жизни?
Из чего он
складывается?
Что необходимо
обязательно делать,
если хотим долго
оставаться здоровыми?
Создаем визуальный
образ «Орлёнка -

28

Спортсмена»14,
дописывая к нему
ответы детей. В ходе
разговора учитель
обращает внимание на
слова детей о
важности зарядки.
КТД «Зарядка15»
1. Придумываем 1-2
упражнения для
зарядки (одна группа –
утреннюю, вторая – в
школе на перемене,
третья – если устал
делать уроки дома,
четвертая группа – …).
2. Составляем
комплекс зарядки для
дома. Оформляем
придуманное и дети
забирают домой
перечень упражнений.
Введение в ЧТП
проведение
утренней/дневной/на
большой перемене
зарядки для всего
класса.

2

«Основы
ЗОЖ»

*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен» – чеклистом: размещение
1-го пункта в чеклисте – «Я сделал(а)
зарядку».
Вспоминаем и
повторяем зарядку,
делимся
впечатлениями о том,

Познавательная,
игровая, проблемно-

Работа по группам
«Основы ЗОЖ».
Динамические
паузы.

29

как дома выполняем
зарядку.
Определяем основы
ЗОЖ16:
работаем по группам:
каждая группа
представляет свой
результат работы:
режим дня, правильное
питание, закаливание,
гигиена, безопасное
поведение – можно
рисовать, можно
сделать коллаж, можно
представить визуально
и пр.

3

«Мы
гордимся
нашими
спортсменами»

Наставник проводит:
танцевальную
разминку под песню о
здоровом образе жизни
арт-группы «Хорошее
настроение».
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
спортсмен» – чеклистом: размещение
2-го пункта в чеклисте - «Я составил(а)
свой режим дня».
Учитель показывает
и рассказывает о 10
великих спортсменах
страны.

ценностное общение,
художественное
творчество.
Взаимодействие –
групповое.

Работа с чек-листом.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

Работа в группах.
Динамические
паузы.
Работа с чек-листом.

Работа в группах –
выбрать вид спорта,
нарисовать его
эмблему, придумать и
показать одно из
движений (или
упражнение из этого
вида спорта),
придумать рассказ об
этом виде спорта.

30

4

«Сто затей
для всех
друзей»

*Работа с символом
трека: размещение 3го пункта в чек-листе «Я был(а) сегодня
очень активным и
много двигался(лась)».
В орлятский уголок
добавляем фото
великих спортсменов
страны.
Игра с элементами
ТРИЗ: придумываем
новый вид спорта.
Мини-соревнования по
этим видам спорта.
Как и где я могу
играть в эти игры?
Чему могу научить
своих друзей?

Познавательная,
игровая,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Игра с элементами
ТРИЗ.
Работа с чек-листом.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

КТД «Плакат
болельщика».
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика».
Работа с чек-листом.

*Работа с символом
трека: размещение 4го пункта в чек-листе –
«Я придумал(а) новый
вид спорта».
Делаем фото с этими
видами спорта,
подписываем название
и размещаем в
орлятском уголке.

5

КТД
«Спортивное»

Презентация от
учителя «Весёлые и
необычные виды
спорта в России».
Кто такой болельщик?
Чем он «болен»? Роль
болельщика? Как
можно поддержать
свою команду?
КТД «Плакат
болельщика». Формат
плаката – А4 для
каждой команды.

31

Ребята придумывают,
рисуют, «защищают»
плакат. Каждая
команда придумывает
кричалку, лучшую
разучивают все вместе.
Игра-обсуждение
«Копилка
болельщика» –
показываем
видеофрагменты
поведения
болельщиков
(правильные и
неправильные),
обсуждаем их
поведение и
составляем правила
болельщика.
Размещаем правила в
орлятском уголке.
Видеообращение
великого спортсмена
(1-2 минуты), как ему
помогли болельщики
победить в
соревнованиях.

6

Спортивная
игра
«Книга
рекордов»

*Работа с символом
трека: размещение 5го пункта в чек-листе –
«Я придумал(а)
несколько «кричалок»
болельщика».
Спортивные
соревнования.
Используем плакаты,
кричалки.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Спортивные
соревнования.
Работа с чек-листом.

*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Спортсмен»:
размещение 6-го
пункта в чек-листе –

32

7,
8

«Встреча –
подарок»

9

«Азбука
здоровья»

«Я принял(а) участие в
соревнованиях».
Встреча – подарок с
интересными людьми
из области спорта.
Гости расскажут
детям, что необходимо
для того, чтобы быть
профессиональным
спортсменом.
Размещение 7-го
7
пункта в чек-листе «Я узнал(а) как стать
профессионалом в
спорте»
Подведение итогов.
Что важного для себя
узнали? – обобщение
чек-листа.
листа.

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.
Работа с чек-листом.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.
Работа с чек-листом.

Составляем азбуку
здоровья (эта работа
может быть
продолжена на уроках
окружающего мира, в
рамках других треков).
Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
1 «ЭКОЛОГиЯ» Введение в тему.
Познавательная,
КТД «Экологическая
игровая, проблемно- тропа».
Мотивация,
ценностное общение. Динамические
целеполагание.
Взаимодействие –
паузы.
Знакомство с
парное, групповое
понятиями
«Экология. Эколог»:
лексическая работа значения новых слов.
КТД «Экологическая
тропа»:
33

Работа в парах.
*Работа с рюкзачком
Эколога:
в ходе КТД собираем
рюкзачок эколога (что
должен знать эколог),
чтобы отправиться в
путешествие по треку.

2

«Страна
экологии»

Подведение итогов.
Мотивация:
видеофильм красота
природы России.
Как сохранить?
Уберечь?

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое

Просмотр
мультфильма.
Презентация/
видео о работе
экологов.
Кейс «Страна
экология».
Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Дидактическая игра
из «Орлёнка»: что в
мусорном ведре?
Просмотр
экологического
мультфильма.

*Работа с символом
трека - рюкзачком
Эколога:
составляем правила
эколога (добавляем в
рюкзачок).
Что люди делают у нас
в стране, чтобы
сохранить природу?
Презентация/видео о
работе экологов
(добровольцев,
профессионалов,
взрослых и детей).
Кейс «Страна
экология» – решаем
экологические задачи.

3

«Мой след на
планете»

*Работа с символом
трека - рюкзачком
Эколога.
Анализ: дополняем
рюкзачок эколога.
Актуализация
важности бережного
отношения к природе
и планете.

34

Какие экологические
проблемы есть в
нашем регионе? Как
мусор влияет на
природу?

Создание
Динамические
паузы.

Дидактическая игра
«Что в мусорном
ведре?»
Как уменьшить
количество бытового
мусора?
Смотрим
экологический
мультфильм17
Что мы можем сделать
для этого?
В ходе обсуждения и
предложений детей
учителю важно
вычленить
высказывание: «можем
сделать плакат с
призывом не бросать
мусор в природе».
Коллективная работа с
элементами КТД
«Рисуем плакат «Не
бросай мусор»
(формат А4, учитель
делает копию/фото
плаката).
Дети могут их унести
домой и разместить у
себя дома, на подъезде
и пр.
*Работа с символом
трека - рюкзачком
Эколога:
цветные плакаты
складываем в
рюкзачок.

6

Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу»

35

4

КТД «Знаю,
умею,
действую»

Вывод: что мы сделали
сегодня очень важное?
Как это может помочь
планете?
Обсуждаем где
разместили плакаты?
как отреагировали
окружающие?
Важность того, что
сделали?

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое.

КТД «Знаю, умею,
действую».
Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное, групповое

Экологический квест
«Ключи природы»

- 1 вариант: экскурсия
в экологический центр
или на станцию
юннатов города.
-2
вариант:
интеллектуальная игра
«Знаю, умею» (опыт
проведения
исследований,
наблюдение за
природой,
эксперимент с
озвучиванием звуков
животных, птиц,
сравнение
«природных» и
«искусственных»
звуков, работа с
детской
энциклопедией «Что
такое? Кто такой?»).
Подведение итогов.

5

Экологический квест
«Ключи
природы»

*Работа с символом
трека - рюкзачком
Эколога.
Дополнения в
рюкзачок эколога, что
должен знать эколог.
Проигрываем квест от
учителя – ищем
ключи-задания к
подготовке квеста от
класса.

36

Выдвигаем
предложения по КТД
«Ключи природы».

6

7,
8

Игра по
станциям
«Путешестви
е в природу»

Встреча с
человеком,
которого
можно
назвать
настоящим
экологом

Работаем по этапам
КТД.
Проводим и
анализируем.
Провести можно для
ребят 1-2 класса, для
другого класса, для
родителей в рамках
родительского
собрания и т.д.
Смотрим мультфильм
«Мальчик и
Земля» – обсуждаем.
На заключительное
занятие в рамках
данного трека
приглашается
личность,
добившаяся успехов в
сфере изучения
экологии, сохранения
природы, животного
и растительного
мира.

Познавательная,
проблемноценностное общение,
и социальное
творчество.
Взаимодействие –
групповое.

Игра по станциям
«Путешествие в
природу»
Просмотр
мультфильма
«Мальчик и Земля».

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Познавательная,
проблемноценностное общение.

Подведение итогов.
Просмотр
мультфильма.

Гость рассказывает
ребятам о том, в чем
заключается миссия
эколога для
окружающей среды.

9

«Шагая в
будущее –

*Работа с символом
трека - рюкзачком
Эколога
Анализ: в рюкзачок
эколога вкладываем
свои впечатления о
встрече.
Работа с рюкзачком
эколога: достаем из
рюкзачка всё

37

помни о
планете»

содержимое, которое
собрали, участвуя в
треке, смотрим
фото/видео как
проходил трек,
рисунки – обсуждаем
как прошел трек,
создаём опорную
схему по треку и
размещаем в
орлятском классном
уголке.

Взаимодействие –
парное, групповое.

Смотрим мультфильм
«Мальчик и Земля».
Делаются выводы о
роли эколога, о его
роли для природы.
Поощрения и
награждения.
Трек «Орлёнок – Хранитель
исторической памяти» – 9 занятий
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы – хранители»
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная
ценностно
деятельность по осмыслению ребёнком
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
1

«Орлёнок –
Хранитель
историческо
й памяти»

Введение в тему,
мотивация,
целеполагание.
Понятие
«Хранитель»:
лексическая
работа – значения
нового слова.

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
групповое.

КТД «Альбом
памяти».

Учимся работать в
группах – обдумывают
идею.
КТД «Альбом памяти»

38

Задание перед треком:
принести фото
исторического или
обычного события
семьи, узнав о нём всю
информацию18.
Выбирают одного,
кто подведет итоги
для класса: «Никита
нам рассказал, как они
ходили в поход…
Света о том, что
дедушка научил ее
кататься на
велосипеде…». Педагог
фиксирует опорную
схему на карточках:
Никита - ходили в
поход, Света кататься на
велосипеде и др.
Обобщаем всё
сказанное и подводим
итоги, что это важно
помнить и знать.
*Работа с символом
трека альбомом Хранителя
исторической памяти.
Карточки с опорным
текстом вкладываются
в альбом (с ними
можно поработать на
уроках, дополнив их).
Обсудить с детьми: где
лучше всего смогут
сохраниться ваши
имена? память о
различных событиях?
где вы храните добрые
воспоминания о
событиях своей семьи?
Подведение итогов:
продолжи фразу «Я
хочу сохранить …»

39

2

«Традиции
моей
страны»

Обсуждаем: я – семья
- Россия – традиции и
важность их
сохранения.
– какие традиции есть
в России?
Истинная традиция та,
которая прошла через
наше сердце (шествие
Бессмертного полка,
Масленица, Новый год
и пр.).

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение,
художественное
творчество.
Взаимодействие –
парное.

Поделка «Традиции
России».

Познавательная,
игровая, проблемноценностное общение,
художественное
творчество.

Просмотр
мультфильма
«Мульти-Россия».
Кодекс «Орленкахранителя».

Определяем какой
должна быть
настоящая традиция:
- общенародной;
- доброй;
- значимой для всех.
Учимся работать в
парах: обсуждаем
какие настоящие
традиции есть в
России и регионе,
делаем
художественный
коллаж из
заготовок/вырезок
«Традиции России».
Обсуждаем, какие из
этих традиций важны
для самих ребят и
почему?

3

Кодекс
«Орлёнка –
хранителя»

*Работа с символом
трека «Орлёнок –
альбомом Хранителя
исторической
памяти»: коллажи
вкладываем в альбом.
Познавательная
виртуальная экскурсия
– смотрим
мультфильм «Мульти-

40

Россия19» (о стране, о
регионе, о других
городах).
Анализируем и
обсуждаем, что важно
сохранить в России.

Взаимодействие –
групповое.

Обсуждаем: что мы
можем сделать, чтобы
сохранить красоту
родного края, России?

4

«Знать,
чтобы
хранить»

Составляем кодекс
«Орлёнкахранителя» (важно
возвращаться к этому
кодексу, обсуждать,
как его выполняем,
дополнять его).
*Работа с символом
трека «Орлёнок –
альбомом Хранителя:
подведение итогов оформляем в альбом
кодекс «Орлёнкахранителя».
Познавательная играквест
«Ключи истории»
(возможно проведение
в музее города, в
библиотеке, в
общественном центре)
с элементами
поисковой
деятельности – дети
примеряют на себя
роль хранителей и
решают
интеллектуальнотворческие задачи из
области истории и
культуры родного края
и России.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое.

Игра-квест «Ключи
истории».

41

5

КТД
«История
становится
ближе»

*Работа с символом
трека - альбомом
Хранителя: дополняем
альбом своими
впечатлениями и,
желательно,
фотографиями.
Учимся работать в
группах, использовать
поисковый способ
решения поставленной
задачи.
Решение исторических
кейсов.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое.

КТД «История
становится ближе»

*Работа с символом
трека «Орлёнок –
Хранитель»:
Вывод, который
можно сделать вместе
с детьми и оформить в
альбом: в истории
много загадок и мы
можем найти на них
ответ.
Коллективнотворческое дело
готовится учителем
совместно с ребятами.
Учитель показывает,
как можно в классе
разделиться на
микрогруппы, как
разработать идею, что
нужно для её
реализации, каждой
группе помогает
проработать её
направление.
Подготовка и
реализация проходит
согласно этапам КТД.
Проводим для себя, в
своём классе.
Анализируем.
42

6

КТД «Мы
хранители
памяти»

7,
8

«Расскажи
мне о
России»

9

«Мы –
хранители»

Формируем важность
и значимость работы
по КТД для ребят:
результат работы
презентуем для
других, рассказывая о
своих успехах на
каждом этапе
(от идеи к
проведению).
Это может быть и для
1-2 классов, и в
параллели, и для
Совета школы, и для
родителей.
Диалог «на равных» с
человеком, который
добился успехов,
отвечающих
смысловому
наполнению трека
«Орлёнок – Хранитель
исторической памяти».
Смотрят фото/видео
как проходил трек.
Перелистывают
альбом, анализируют
результат, размещают
в орлятском классном
уголке.
Работа в парах: из
доступных источников
(книга, учебник,
интернет, личных
знаний) придумать
исторический вопрос и
задать его ребятам.
Награждение и
поощрение лучших
ребят.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
групповое

КТД «Мы хранители
памяти»

Познавательная,
проблемноценностное общение.
Взаимодействие –
парное.

Встреча с
интересными
людьми.
Динамические
паузы.

Познавательная,
игровая.
Взаимодействие –
парное, групповое.

Подведение итогов.

43

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
 понимает

важность

социально-значимых

ценностей

Программы

(понимает

сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского
государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России;
понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную
культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность
родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи,
общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду);
 применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах

внеурочной

деятельности

(принимает

участие

в

жизни

класса,

общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет
основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в
различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет
любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений,
систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
знаний);
 демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение
44

к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших;
бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового
и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда,
демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
 разных

народов,

вероисповеданий;

во

взаимодействии

с

окружающими

доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает
неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду,
людям

труда,

демонстрирует

бережное

отношение

к

результатам

труда;

придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы,

активность,

любознательность

и

самостоятельность

в

познании,

демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
45

Срок проведения
Старт Программы
сентябрь
«Орлёнок – Лидер»
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
«Орлёнок – Эрудит»
октябрь
октябрь
октябрь

ноябрь
ноябрь
«Орлёнок – Мастер»
ноябрь
ноябрь
декабрь

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество
Тема
часов
Вводный «Орлятский урок»

1

«Лидер – это…» Я могу быть лидером
«В команде рождается лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу» КТД «Вместе мы
сможем всё»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой» «Мы дружный класс!»

1
1

«Кто такой эрудит?»
«Я – эрудит, а это значит…»
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»

1

Встреча с эрудитом «Хотим всё
знать!»
Итоги трека «На старте новых
открытий»

1

«Мастер – это…»
«Россия мастеровая»
«Город Мастеров»
«В гости к мастерам»
декабрь
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
декабрь
Мастер – это звучит гордо!»
декабрь
«Путь в мастерство» – подводим
итоги
Подведение промежуточных итогов
январь
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Доброволец»
январь
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
январь
КТД «Создай хорошее настроение»
«С заботой о старших»
февраль
Подготовка КТД «От идеи к делу»
КТД «Подари улыбку миру!»

1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
46

февраль
«Орлёнок – Спортсмен»
февраль
февраль
февраль
март
«Орлёнок – Эколог»
март
март

«Доброволец – это доброе сердце»
«Портрет добровольца»

1

«Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра «Книга рекордов»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»

1

ЭКОЛОГиЯ. «Страна Экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
апрель
Экологический квест «Ключи
природы»
Игра по станциям «Путешествие в
природу»
апрель
Встреча с человеком, которого
можно назвать настоящим экологом
апрель
«Шагая в будущее – помни о
планете»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
апрель
«Орлёнок – Хранитель исторической
памяти»
«Традиции моей страны»
май
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
«Знать, чтобы хранить»
КТД «История становится ближе»
май
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
«Мы – хранители»
май
Подведение итогов участия в
Программе в текущем учебном году
ИТОГО

1
1
1
1
1
1

1
1

1

1

1

1
34

47

48

49


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».