МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30»августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развития социальной активности обучающихся 4 классов «Орлята России» (соответствует Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России») 2023 г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята» разработана на основе федерального проекта «Орлята России». Направлена на формирование социально-значимых качеств личности обучающихся, включение школьников в позитивное преобразование социального мира, способствующее самореализации в обществе и развитию социальных возможностей. Реализация социального заказа, отраженного в требованиях ФГОСНОО к достижению личностных результатов, ориентирует педагогов на целенаправленное формирование, а затем и на дальнейшее развитие социальной активности младших школьников. Социальная активность в психолого-педагогических исследованиях выступает как свойство человека, как качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания. Включение младших школьников в позитивное преобразование мира определяет их жизненную позицию, ориентированную на определенную линию поведения, в основе которой лежат ценности, качества личности, отражающие субъективное отношение к обществу и которая проявляется в реальном поведении человека. Социальная активность личности является закономерным результатом социализации. В программе понятие социальной активности младших школьников выступает как готовность к позитивному преобразованию социального мира, к включению младших школьников в общественную жизнь на основе общечеловеческих моральнонравственных ценностей, установки норм жизни. Цель программы–формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи программы: Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 2 Формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Программа курса 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), в рамках которых предусмотрены такие формы занятий, как дискуссии, круглые столы, встречи с интересными людьми, деловые и сюжетные игры, тренинги, КТД. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций Программы воспитания, это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в: приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности; возможности комплектования разновозрастных групп для организации деятельности школьников; высокой степени самостоятельности школьников, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина; ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость реализуемой ими деятельности; интерактивных формах занятий для школьников. 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Тема Содержание темы Виды деятельности Формы организации занятий Трек «Орлёнок – Лидер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, Познавательная, Игра на мотивация, игровая. командообразо- целеполагание. Взаимодействие– вание. Знакомство с групповое. Динамические понятием «Лидер»: паузы. 4 лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду Игра на командообразование. Анализируем: что получилось? Что не получилось? Кто выступил в роли лидера? Работаем в группах с конструктором «Лидер», собираем качества лидера, в виде опорной схемы. Игра на командообразование Анализ игры по конструктору «Лидер». Какие качества присущи лидеру? Что ещё необходимо лидеру? 2 *Работа с конструктором. Подведение итогов: конструктор «Лидер» (собираем качества лидера, как опорную схему). «Я могу быть Повторение конструктора «Лидер». лидером!» Работа в группах: назвать 1-3 известных лидеров нашей страны, почему их можно считать лидерами, Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Беседа. Тренинг на выявления лидера в команде. Видео «Интервью с лидером». Динамические паузы. 5 какими качествами они обладают. Если появляются новые качества, которых не было раньше в конструкторе «Лидер», то конструктор дополняем. А кто может быть лидером? Лидером может быть каждый, и я могу! Тренинг на выявления лидера в команде (с чек-листами, где дети после каждого упражнения записывают, кто, по их мнению, был лидером). Тренинг должен содержать упражнения художественноэстетического содержания, интеллектуального, спортивного и т.п. *Работа с конструктором “Лидер” , подведение итогов. Подведение итогов: Видео от учителя «Интервью с лидером». Ответ на вопрос: «Какие качества помогли мне стать лидером? Обсуждаем: где может проявить себя, раскрыться лидер? Во всех ли ситуациях я могу быть лидером? В 6 3 «В команде рождается лидер» конструктор заносим опорную схему «Я могу быть лидером». Возвращаемся к конструктору «Лидер», где учитель заранее добавляет много новых качеств лидера как положительных, так и отрицательных. Обсуждаем! Убираем лишнее. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Беседа. Тренинг. Динамические паузы. Чтобы обладать этими качествами, что необходимо мне лично сделать? – обсуждаем в группах. Обсуждаем положительные и отрицательные стороны лидерства. Введение ЧТП и развитие умения работать в команде. Что такое ЧТП (чередование творческих поручений? Какие могут быть поручения? Как их можно выполнять?) Делимся на команды. Оформляем наглядно. Тренинг – пробуем выполнить здесь и сейчас ЧТП. Дети получают первый опыт работы, за которую они ответственны. Дополняем конструктор «Лидер» – ответственность за 7 порученное дело, умение держать цель. 4 «КЛАССный выходной» *Работа с конструктором. Общее подведение итогов: что получилось? Какие трудности встретили? Как стать лидером? (формулируем шаги к лидерству, дополняем их в конструктор) Выход детей с родителями, наставниками и классным руководителем на «выходной». С целью для сплочения коллектива класса, родителей и наставников. Привлечение наставников обязательно – старшеклассников, которые помогают в организации испытаний. Предполагается, что эти испытания раскроют лидерские качества в учениках. Дети учатся преодолевать себя, свои страхи, учатся ставить цели. Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. Взаимодействие – групповое. Верёвочный курс Мини-анализ совместный с родителями, наставниками и детьми после верёвочного курса по 8 конструктору «Лидер». 5 «От идеи – к делу!» 6 КТД «Вместе мы сможем всё!» 7, 8 «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» 9 «Мы дружный класс!» Дети учатся объективно оценивать себя, свои силы и возможности. Анализируют, что получилось и почему? что не получилось и почему? чего не хватило для того, чтобы было лучше? По методике КТД работаем над созданием общего дела для других ребят (для 1-2 2 классов, в параллели, для родителей и пр.) Готовимся, проводим и анализируем (6 этапов коллективноколлективно творческого дела по И.П. Иванову) Гость рассказывает, как важно быть ответственным перед людьми, что помогает ему быть лидером, вести за собой. Смотрят фото/видео как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Каждая группа (по ЧТП) придумывает, готовит и показывает для ребят сюрприз. Вывод: мы дружный класс! Итоговая социометрия. Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. Взаимодействие – групповое. КТД Познавательная, игровая, досуговоразвлекательная. Взаимодействие – групповое. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. КТД Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Трек «Орлёнок – Эрудит» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка 9 Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. 1 Познавательная, Игра «Лото». «Кто такой Введение в тему, игровая, проблемноИнтеллектуальная эрудит?» мотивация, ценностное. игра «Вопрос от целеполагание. Взаимодействие: эрудита». Знакомство с групповое. понятием (повторения понятия) «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова – подобрать из предложенных вариантов определений наиболее точное и понятное самим ребятам. * Работа с символом трека - конвертомкопилкой: работаем, вкладываем понятие «эрудит», рисуем словесный портрет эрудита. Учимся работать в группах: Кто они самые известные эрудиты России? Игра «Лото» – соединить ФИ и портрет известного россиянина и в чем заключался его талант, открытия и пр. – Ломоносов М., Д. Менделеев, Н. Лобачевский, В. Вернадский, Л. Ландау, И. Павлов. Назвать качества, 10 которые помогут стать эрудитом. Интеллектуальная игра «Вопрос от эрудита» вопросы должны быть связаны с «Лото». 2 «Я эрудит, а это значит…» *Работа с конвертомкопилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подведение итогов: кто сегодня показал себя, как эрудит? Повторяем интеллектуальные секреты эрудита – смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлечённость, изобретательность, коммуникабельность, эрудиция. Как их приобрести? (чтение, учеба, образование). Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие – групповое. Игра «Интеллектуальный кроссворд» Способы решения интеллектуальных задач – интеллект, логика, дедукция, интуиция. Учимся работать в парах: игра «Интеллектуальный кроссворд» с применением различных способов решения. *Работа с конвертомкопилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Сложно ли быть эрудитом? Что для этого надо? качества 11 3 «Игра – это полезно и интересно» вкладываем в конверткопилку «Эрудита». Опорную схему, начатую в 1-2 классах, дополняем и вкладываем в конверткопилку «Эрудита». Методы активизации мозговой деятельности: упражнения на развитие логики, смекалки, задачи для интеллектуальной разминки. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра «Эврика». Учимся работать в группах и подбирать вопросы по теме игры. Выдвигаем способы запоминать, думать, узнавать… Игра «Эврика» – за освоение способов запоминания и поиска информации, составления вопросов по интеллектуальным знаниям. - 1 этап игры – каждая группа детей подбирает вопрос учителю из доступных источников, учитель демонстрирует обучающимся как он ищет ответ на вопрос и отвечает ребятам. - 2 этап игры – учитель задаёт ребятам вопросы, они ищут ответ и отвечают. - 3 этап – дети задают вопрос друг другу. 12 4 «Эрудит – это широкий кругозор» *Работа с символом трека конвертомкопилкой Эрудита. Определяем значимость совместной работы. Способы запоминания вкладываем в конверткопилку. Презентация «10 великих изобретений русских учёных» - как ученые расширяют свои знания. Как я сам могу пополнить свои знания? Что для этого нужно сделать? Знакомство с детской литературой, журналами, Интернет ресурсами, где можно найти знания. Познавательная, игровая, проблемноценностное. Взаимодействие – групповое. Презентация «10 великих изобретений русских учёных». Круг Знаний. Заполняем по группам круг Знаний Он поможет педагогу выявить интеллектуальные интересы детей, *Работа с конвертомкопилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Вкладываем в конверткопилку. В конце года анализируем – что узнали и т.п. Учимся выдвигать идеи и планировать: для кого можно провести интеллектуальную игру, группа должна предложить идею по проведению 13 интеллектуальной игры для ребят 1-2 класса. Обсуждаем идеи. Синтезируем все идеи в одну. Определяем план действий по подготовке. Распределяем обязанности. 5 «Твори! Выдумывай! Пробуй!» *Работа с конвертомкопилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Подводим итоги: как сработали? Результат вкладываем в конверткопилку. Вспоминаем 4 занятие составляем план, что делали – решали для кого будем проводить, придумывали, обсуждали, планировали, распределяли. Социальное творчество. Взаимодействие: групповое. Работа в группах Готовим вопросы, оформление и т.д. Пробуем провести в своём классе. Анализируем. Вывод – КТД (вводится это понятие для ребят)это… Дополняем план этапами подготовки и проведения КТД. В дальнейших треках пользуемся этим планом. 14 6 КТД «Играй, учись и узнавай» 7, 8 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать» Повторяют этапы КТД на практике. Заполняя таблицу с проектированием нового КТД, его подготовкой, проведением, анализом. Проводим КТД для ребят 1-2 класса. *Работа с конвертомкопилкой Эрудита. В конверт-копилку вкладываем свои впечатления. Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, которая воплощает в себе успех в рамках изучаемого трека. Социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Приглашенный гость может быть известен на городском, региональном, всероссийском уровне. Приглашаем с учётом того, что он интересен детям данного возраста. 9 Итоги трека «На старте новых открытий» *Работа с конвертомкопилкой трека «Орлёнок – Эрудит». Дополняем конверткопилку своими впечатлениями о встрече. Смотрят фото/видео как проходил трек. *Работа с символом треква - конвертомкопилкой Эрудита. Открывают конверткопилку анализируют 15 результат, совместно составляют «опорную схему» и размещают в классном уголке. Работа в парах: придумать и проиграть с ребятами конкурс/ вопрос на эрудицию. Награждение и поощрение лучших ребят. Трек «Орлёнок – Мастер» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). 1 «Мастер – это…» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа по группам, задание: приведите из своей жизни примеры мастеров своего дела, ребята рассказывают друг другу («Моя мама мастер своего дела. Она ...»). Блицвысказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама повар. Она мастер готовить салаты» …) Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Блиц Блицвысказывания. 16 Пробуем себя в роли мастера – Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем коллективную творческую работу (возможные варианты: оригами, аппликация, нарисованная картина, раскрашивание и др.). Главная идея – ребята сами используют и показывают техники изготовления, которые им известны. Подводим итоги: кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Как мастер создаёт свою работу – «придумывает, делает/ создаёт, показывает и радует других». *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. Сохраняем в шкатулке мастера определение, как мастер создает свою работу. В конце занятия учитель знакомит ребят со своим мастерством (я тоже мастер – рисовать, петь, делать ремонты…). 17 2 «Россия мастеровая» Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России. Учимся придумывать: кто из вас хочет быть мастером? Какие этапы проходит мастер, чтобы показать людям своё произведение (обращаемся к шкатулке Мастера). Познавательная, досуговоразвлекательная, художественное творчество, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края, России. КТД «Россия мастеровая». Учимся работать в группах. Разбивка на микрогруппы по 5 человек. Притча о мастерах (в методических рекомендациях) – обсуждаем, делаем вывод. КТД «Россия мастеровая» - 1 вариант: может быть в форме лото – город России на карте, чем славится, чему можем научиться – каждая группа готовит сообщение. Коллективная карта страны. - 2 вариант: каждая команда получает конверт с заданием, в котором один из народных промыслов России. Необходимо распределиться в группе на пары и выполнить задание. Потом собраться 18 вместе и подготовить рассказ о промысле. Презентовать другим группам. Задания: раскрасить правильно, подготовить сообщение по вопросам об истории промысла, рассказать выразительно стихотворение об этом промысле. Вывод: в России много мастеров своего дела и мы можем тоже стать мастерами. 3 4 «Город Мастеров» «В гости к мастерам» *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера: выводы о важности работы вместе, на общее дело, помогать друг другу. Игра по станциям «Город мастеров» с использованием различных направлений деятельности, одной из станций должна стать знакомство с пословицами о мастерах. *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. Подведение итогов: в шкатулку вкладываем пословицы и свои впечатления «Рейтинг популярности». - 1 вариант: идём на экскурсию к мастерам (знакомимся с Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое Игра по станциям «Город мастеров». Познавательная, игровая. Экскурсия/мастеркласс 19 профессиональными мастерами – это может быть театр, музей, библиотека, дворец творчества и пр.). - 2 вариант: родители/наставники демонстрируют своё мастерство ребятам. - 3 вариант: мастеркласс от учителя «Делай как я, делай лучше меня!». На данном занятии ученикам можно предложить участие в мастер-классах по развитию актёрских способностей, для развития мимики, речи, постановки голоса, угадыванию эмоций и пониманию друг друга посредством игры «Крокодил». 5 «От идеи – к делу» *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера: какие профессии мастеров узнали за это время? Учимся работать в группах, проектировать, идти к совместному результату, реализовывать. Взаимодействие парное, групповое. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Тренинг «Мы мастера» Работаем по этапам КТД. Предложите своё дело, которое покажет, что мы тоже можем быть мастерами. Работа по группам. Выдвижение 20 идей. Выбор самой интересной и т.п. Тренинг «Мы мастера» – мы мастера петь, мы мастера танцевать (общий танец) и пр. видеосюжеты, записанные мастерами своего дела, чтобы детям было удобнее выполнять задания. 6 КТД «Мастер своего дела» 7, 8 «Мастер – это звучит гордо!» *Работа с символом трека - шкатулкой Мастера. В шкатулку вкладываем итоги дела – исходя из анализа КТД, можно снять видео с впечатлениями ребят. Реализуем в классе для себя или для ребят 1-2 класса (необходимо прописать для учителей, как это сделать). Данное занятие отводится для очной встречи с личностью, который является Мастером своего дела! Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. КТД Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Приглашенная персона может быть известной на городском, региональном, всероссийском уровне – по возможностям школы и фантазии учителя. С учётом того, что приглашаемая персона интересна детям данного возраста. 21 9 «Путь в мастерство» – подводим итоги. Смотрят фото/видео как проходил трек. Открывают шкатулку мастера, анализируют результат, совместно составляют опорную схему и размещают в классном орлятском уголке.. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Награждение и поощрение ребят. Трек «Орлёнок – Доброволец» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. 1 «От слова к делу» Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «Добро. Доброволец и волонтёр. Добровольчество»: лексическая работа – значение новых слов10. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Просмотр мультфильма «Рука помощи». Динамические паузы. Почему люди хотят помогать? Смотрим и обсуждаем мультфильм «Рука помощи» – обсуждение (что 3 Для целостного понимания этих понятий и для формирования потребности делать добрые дела необходимо продолжить работу на литературном чтении, окруж жающем мире, в рамках регионального компонента, и обя бязательно других в треках программы. 22 происходит с сердцем мальчика, какими качествами должен обладать волонтёр) – рисование словесного портрета волонтёра. Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Создаем символ волонтёрства (дети обводят свою ладонь и рисуют своё доброе сердце, все ладошки соединяют в круг добра «Классный круг добра») – с этим символом работаем на следующих занятиях. Коллективное обсуждение: какие добрые дела совершают волонтёры для других людей? 2 4 «Спешить на помощь безвозмездно!» Подведение итогов: слайд презентация от учителя с комментариями детей «Как волонтёры помогают?» Волонтёрское движение в России. Где помогают волонтёры и почему всем это важно11. Почему люди говорят волонтёрам Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Работа по группам. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду». Динамические паузы. Мультфильм о волонтёрах- https://www.youtube.com/watch?v=hr2rCo2tpmA 23 «спасибо»? Виды волонтёрства. Работа по группам: 1. Решение кейса «Как поступить в данной ситуации и что попросить в награду?» Вывод – настоящее волонтерство безвозмездно, это для других… *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – безвозмездно, для других. 2. Что лично я могу сделать для других? Составление списка добрых дел. *Работаем с символом трека: фиксируем перечень в круге добра. 3 КТД «Создай хорошее настроение» Рассказ учителя о самых известных волонтёрах России (презентация). Список добрых дел. Выбираем «Создай хорошее настроение». Обсуждаем: Как можно создать хорошее настроение другим? Придумываем. Делимся на группы. КТД «Создай людям хорошее настроение» (через создание плаката-сюрприза, творческое Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. КТД «Создай людям хорошее настроение». Мини-тренинг. Флешмоб «Хорошее настроение». Динамические паузы. 24 выступление, сюрприза-открытки, организации игры или веселой фотосессии и т.д.) Мини-тренинг. Сюрприз от учителя. Учитель показывает ребятам, как можно и себе поднять настроение. Флешмоб «Хорошее настроение». 4 «С заботой о старших» *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра» – дарим радость другим. Демонстрация детьми результатов КТД «Создай хорошее настроение». Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек? (для родных, соседей) Что значит быть добрым рядом с ними? Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. КТД «Создай хорошее настроение». Беседа. Акции «Коробка храбрости» Динамические паузы. Рассказ учителя о «Фонде «Старость в радость». Совместная поздравительная открытка для старшего поколения12. 5 Фонд «Старость в радость» Как поздравить через фонд: написать, что вы хотите поздравлять бабушек и дедушек открытками; указать, какое количество открыток и в каком месяце вы можете отправить, или же с каким праздником хотите поздравлять. Координаторы вышлют вам адреса и имена для поздравлений. Перед этим ознакомьтесь с рекомендациями, как поздравлять. 25 *Работа с символом трека: дополняем «Классный круг добра»: проявляй доброту… Учитель рассказывает родителям и детям об акции «Коробка храбрости13», о том, что необходима будет их помощь. Обсуждаем и дополняем «Круг добра» вместе с родителями. «Коробку храбрости» оформляем и делаем на уроке «Технологии». Реализовываем придуманные идеи. 5 Подготовка КТД «От идеи – к делу» *Работа с символом трека: дополняют «Классный круг добра». Привлечение к проведению КТД советников, наставниковподростков: показывают примеры флешмобов. Познавательная, проблемноценностное общение, художественное и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. КТД «Флешмоб» Напоминаем этапы подготовки КТД и по ним проектируем и организуем. Репетируем. Встречаемся с творческими группами других классов, 26 6 КТД «Подари улыбку миру!» 7, 8 «Доброволец – это доброе сердце» 9 «Портрет добровольца» договариваемся, организуем. Встречаемся с администрацией школы – договариваемся о месте, времени и др. Непосредственно проводим запланированное и уже разработанное с детьми коллективнотворческое дело. Совместно анализируем. *Работа с символом трека: дополняем «Круг добра» своими впечатлениями, фотографиями и пр. Встреча с гостем, который достиг успехов в области добровольчества. Дополняют «Классный круг добра» новой информацией, которую, возможно, узнали от гостя. *Работа с символом трека: коллективная работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца, выбирая из предложенного учителем перечня (милосердный, злой, отзывчивый, вредный) или составляют свой перечень качеств. КТД «Флешмоб» Познавательная, проблемноценностное общение, художественное и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие групповое. Беседа. Динамические паузы. Дополняем делами, которые ещё можем 27 сделать – данные дела могут быть организованы в треке «Орленок «Орленок-Эколог» или в других треках. На ладошках, которые дети изготовили самостоятельно на предыдущих занятиях, дописывают, продолжая фразу «Быть добрым и заботиться о других – это …» Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что ч актуально в зимний период. 1 «Движение – жизнь!» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значение нового слова. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, физкультурноспортивная. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Зарядка». Динамические паузы. Работа с чек-листом. Что такое здоровый образ жизни? Из чего он складывается? Что необходимо обязательно делать, если хотим долго оставаться здоровыми? Создаем визуальный образ «Орлёнка - 28 Спортсмена»14, дописывая к нему ответы детей. В ходе разговора учитель обращает внимание на слова детей о важности зарядки. КТД «Зарядка15» 1. Придумываем 1-2 упражнения для зарядки (одна группа – утреннюю, вторая – в школе на перемене, третья – если устал делать уроки дома, четвертая группа – …). 2. Составляем комплекс зарядки для дома. Оформляем придуманное и дети забирают домой перечень упражнений. Введение в ЧТП проведение утренней/дневной/на большой перемене зарядки для всего класса. 2 «Основы ЗОЖ» *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен» – чеклистом: размещение 1-го пункта в чеклисте – «Я сделал(а) зарядку». Вспоминаем и повторяем зарядку, делимся впечатлениями о том, Познавательная, игровая, проблемно- Работа по группам «Основы ЗОЖ». Динамические паузы. 29 как дома выполняем зарядку. Определяем основы ЗОЖ16: работаем по группам: каждая группа представляет свой результат работы: режим дня, правильное питание, закаливание, гигиена, безопасное поведение – можно рисовать, можно сделать коллаж, можно представить визуально и пр. 3 «Мы гордимся нашими спортсменами» Наставник проводит: танцевальную разминку под песню о здоровом образе жизни арт-группы «Хорошее настроение». *Работа с символом трека «Орлёнок – спортсмен» – чеклистом: размещение 2-го пункта в чеклисте - «Я составил(а) свой режим дня». Учитель показывает и рассказывает о 10 великих спортсменах страны. ценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – групповое. Работа с чек-листом. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. Работа в группах. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Работа в группах – выбрать вид спорта, нарисовать его эмблему, придумать и показать одно из движений (или упражнение из этого вида спорта), придумать рассказ об этом виде спорта. 30 4 «Сто затей для всех друзей» *Работа с символом трека: размещение 3го пункта в чек-листе «Я был(а) сегодня очень активным и много двигался(лась)». В орлятский уголок добавляем фото великих спортсменов страны. Игра с элементами ТРИЗ: придумываем новый вид спорта. Мини-соревнования по этим видам спорта. Как и где я могу играть в эти игры? Чему могу научить своих друзей? Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Игра с элементами ТРИЗ. Работа с чек-листом. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Плакат болельщика». Игра-обсуждение «Копилка болельщика». Работа с чек-листом. *Работа с символом трека: размещение 4го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) новый вид спорта». Делаем фото с этими видами спорта, подписываем название и размещаем в орлятском уголке. 5 КТД «Спортивное» Презентация от учителя «Весёлые и необычные виды спорта в России». Кто такой болельщик? Чем он «болен»? Роль болельщика? Как можно поддержать свою команду? КТД «Плакат болельщика». Формат плаката – А4 для каждой команды. 31 Ребята придумывают, рисуют, «защищают» плакат. Каждая команда придумывает кричалку, лучшую разучивают все вместе. Игра-обсуждение «Копилка болельщика» – показываем видеофрагменты поведения болельщиков (правильные и неправильные), обсуждаем их поведение и составляем правила болельщика. Размещаем правила в орлятском уголке. Видеообращение великого спортсмена (1-2 минуты), как ему помогли болельщики победить в соревнованиях. 6 Спортивная игра «Книга рекордов» *Работа с символом трека: размещение 5го пункта в чек-листе – «Я придумал(а) несколько «кричалок» болельщика». Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Спортивные соревнования. Работа с чек-листом. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: размещение 6-го пункта в чек-листе – 32 7, 8 «Встреча – подарок» 9 «Азбука здоровья» «Я принял(а) участие в соревнованиях». Встреча – подарок с интересными людьми из области спорта. Гости расскажут детям, что необходимо для того, чтобы быть профессиональным спортсменом. Размещение 7-го 7 пункта в чек-листе «Я узнал(а) как стать профессионалом в спорте» Подведение итогов. Что важного для себя узнали? – обобщение чек-листа. листа. Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Работа с чек-листом. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. Работа с чек-листом. Составляем азбуку здоровья (эта работа может быть продолжена на уроках окружающего мира, в рамках других треков). Трек «Орлёнок – Эколог» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. 1 «ЭКОЛОГиЯ» Введение в тему. Познавательная, КТД «Экологическая игровая, проблемно- тропа». Мотивация, ценностное общение. Динамические целеполагание. Взаимодействие – паузы. Знакомство с парное, групповое понятиями «Экология. Эколог»: лексическая работа значения новых слов. КТД «Экологическая тропа»: 33 Работа в парах. *Работа с рюкзачком Эколога: в ходе КТД собираем рюкзачок эколога (что должен знать эколог), чтобы отправиться в путешествие по треку. 2 «Страна экологии» Подведение итогов. Мотивация: видеофильм красота природы России. Как сохранить? Уберечь? Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Просмотр мультфильма. Презентация/ видео о работе экологов. Кейс «Страна экология». Динамические паузы. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. Дидактическая игра из «Орлёнка»: что в мусорном ведре? Просмотр экологического мультфильма. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога: составляем правила эколога (добавляем в рюкзачок). Что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу? Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). Кейс «Страна экология» – решаем экологические задачи. 3 «Мой след на планете» *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. Актуализация важности бережного отношения к природе и планете. 34 Какие экологические проблемы есть в нашем регионе? Как мусор влияет на природу? Создание Динамические паузы. Дидактическая игра «Что в мусорном ведре?» Как уменьшить количество бытового мусора? Смотрим экологический мультфильм17 Что мы можем сделать для этого? В ходе обсуждения и предложений детей учителю важно вычленить высказывание: «можем сделать плакат с призывом не бросать мусор в природе». Коллективная работа с элементами КТД «Рисуем плакат «Не бросай мусор» (формат А4, учитель делает копию/фото плаката). Дети могут их унести домой и разместить у себя дома, на подъезде и пр. *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога: цветные плакаты складываем в рюкзачок. 6 Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу» 35 4 КТД «Знаю, умею, действую» Вывод: что мы сделали сегодня очень важное? Как это может помочь планете? Обсуждаем где разместили плакаты? как отреагировали окружающие? Важность того, что сделали? Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое. КТД «Знаю, умею, действую». Динамические паузы. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное, групповое Экологический квест «Ключи природы» - 1 вариант: экскурсия в экологический центр или на станцию юннатов города. -2 вариант: интеллектуальная игра «Знаю, умею» (опыт проведения исследований, наблюдение за природой, эксперимент с озвучиванием звуков животных, птиц, сравнение «природных» и «искусственных» звуков, работа с детской энциклопедией «Что такое? Кто такой?»). Подведение итогов. 5 Экологический квест «Ключи природы» *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога. Дополнения в рюкзачок эколога, что должен знать эколог. Проигрываем квест от учителя – ищем ключи-задания к подготовке квеста от класса. 36 Выдвигаем предложения по КТД «Ключи природы». 6 7, 8 Игра по станциям «Путешестви е в природу» Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом Работаем по этапам КТД. Проводим и анализируем. Провести можно для ребят 1-2 класса, для другого класса, для родителей в рамках родительского собрания и т.д. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля» – обсуждаем. На заключительное занятие в рамках данного трека приглашается личность, добившаяся успехов в сфере изучения экологии, сохранения природы, животного и растительного мира. Познавательная, проблемноценностное общение, и социальное творчество. Взаимодействие – групповое. Игра по станциям «Путешествие в природу» Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля». Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Познавательная, проблемноценностное общение. Подведение итогов. Просмотр мультфильма. Гость рассказывает ребятам о том, в чем заключается миссия эколога для окружающей среды. 9 «Шагая в будущее – *Работа с символом трека - рюкзачком Эколога Анализ: в рюкзачок эколога вкладываем свои впечатления о встрече. Работа с рюкзачком эколога: достаем из рюкзачка всё 37 помни о планете» содержимое, которое собрали, участвуя в треке, смотрим фото/видео как проходил трек, рисунки – обсуждаем как прошел трек, создаём опорную схему по треку и размещаем в орлятском классном уголке. Взаимодействие – парное, групповое. Смотрим мультфильм «Мальчик и Земля». Делаются выводы о роли эколога, о его роли для природы. Поощрения и награждения. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 9 занятий Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная ценностно деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины». 1 «Орлёнок – Хранитель историческо й памяти» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Понятие «Хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Познавательная, игровая, проблемноценностное общение. Взаимодействие – групповое. КТД «Альбом памяти». Учимся работать в группах – обдумывают идею. КТД «Альбом памяти» 38 Задание перед треком: принести фото исторического или обычного события семьи, узнав о нём всю информацию18. Выбирают одного, кто подведет итоги для класса: «Никита нам рассказал, как они ходили в поход… Света о том, что дедушка научил ее кататься на велосипеде…». Педагог фиксирует опорную схему на карточках: Никита - ходили в поход, Света кататься на велосипеде и др. Обобщаем всё сказанное и подводим итоги, что это важно помнить и знать. *Работа с символом трека альбомом Хранителя исторической памяти. Карточки с опорным текстом вкладываются в альбом (с ними можно поработать на уроках, дополнив их). Обсудить с детьми: где лучше всего смогут сохраниться ваши имена? память о различных событиях? где вы храните добрые воспоминания о событиях своей семьи? Подведение итогов: продолжи фразу «Я хочу сохранить …» 39 2 «Традиции моей страны» Обсуждаем: я – семья - Россия – традиции и важность их сохранения. – какие традиции есть в России? Истинная традиция та, которая прошла через наше сердце (шествие Бессмертного полка, Масленица, Новый год и пр.). Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. Взаимодействие – парное. Поделка «Традиции России». Познавательная, игровая, проблемноценностное общение, художественное творчество. Просмотр мультфильма «Мульти-Россия». Кодекс «Орленкахранителя». Определяем какой должна быть настоящая традиция: - общенародной; - доброй; - значимой для всех. Учимся работать в парах: обсуждаем какие настоящие традиции есть в России и регионе, делаем художественный коллаж из заготовок/вырезок «Традиции России». Обсуждаем, какие из этих традиций важны для самих ребят и почему? 3 Кодекс «Орлёнка – хранителя» *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя исторической памяти»: коллажи вкладываем в альбом. Познавательная виртуальная экскурсия – смотрим мультфильм «Мульти- 40 Россия19» (о стране, о регионе, о других городах). Анализируем и обсуждаем, что важно сохранить в России. Взаимодействие – групповое. Обсуждаем: что мы можем сделать, чтобы сохранить красоту родного края, России? 4 «Знать, чтобы хранить» Составляем кодекс «Орлёнкахранителя» (важно возвращаться к этому кодексу, обсуждать, как его выполняем, дополнять его). *Работа с символом трека «Орлёнок – альбомом Хранителя: подведение итогов оформляем в альбом кодекс «Орлёнкахранителя». Познавательная играквест «Ключи истории» (возможно проведение в музее города, в библиотеке, в общественном центре) с элементами поисковой деятельности – дети примеряют на себя роль хранителей и решают интеллектуальнотворческие задачи из области истории и культуры родного края и России. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. Игра-квест «Ключи истории». 41 5 КТД «История становится ближе» *Работа с символом трека - альбомом Хранителя: дополняем альбом своими впечатлениями и, желательно, фотографиями. Учимся работать в группах, использовать поисковый способ решения поставленной задачи. Решение исторических кейсов. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое. КТД «История становится ближе» *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель»: Вывод, который можно сделать вместе с детьми и оформить в альбом: в истории много загадок и мы можем найти на них ответ. Коллективнотворческое дело готовится учителем совместно с ребятами. Учитель показывает, как можно в классе разделиться на микрогруппы, как разработать идею, что нужно для её реализации, каждой группе помогает проработать её направление. Подготовка и реализация проходит согласно этапам КТД. Проводим для себя, в своём классе. Анализируем. 42 6 КТД «Мы хранители памяти» 7, 8 «Расскажи мне о России» 9 «Мы – хранители» Формируем важность и значимость работы по КТД для ребят: результат работы презентуем для других, рассказывая о своих успехах на каждом этапе (от идеи к проведению). Это может быть и для 1-2 классов, и в параллели, и для Совета школы, и для родителей. Диалог «на равных» с человеком, который добился успехов, отвечающих смысловому наполнению трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Смотрят фото/видео как проходил трек. Перелистывают альбом, анализируют результат, размещают в орлятском классном уголке. Работа в парах: из доступных источников (книга, учебник, интернет, личных знаний) придумать исторический вопрос и задать его ребятам. Награждение и поощрение лучших ребят. Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое КТД «Мы хранители памяти» Познавательная, проблемноценностное общение. Взаимодействие – парное. Встреча с интересными людьми. Динамические паузы. Познавательная, игровая. Взаимодействие – парное, групповое. Подведение итогов. 43 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях. По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший школьник: понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний); демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение 44 к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 45 Срок проведения Старт Программы сентябрь «Орлёнок – Лидер» сентябрь сентябрь сентябрь октябрь «Орлёнок – Эрудит» октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь «Орлёнок – Мастер» ноябрь ноябрь декабрь ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество Тема часов Вводный «Орлятский урок» 1 «Лидер – это…» Я могу быть лидером «В команде рождается лидер» «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу» КТД «Вместе мы сможем всё» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» 1 1 «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит…» «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» 1 Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» Итоги трека «На старте новых открытий» 1 «Мастер – это…» «Россия мастеровая» «Город Мастеров» «В гости к мастерам» декабрь «От идеи – к делу!» КТД «Мастер своего дела» декабрь Мастер – это звучит гордо!» декабрь «Путь в мастерство» – подводим итоги Подведение промежуточных итогов январь Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» «Орлёнок – Доброволец» январь «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» январь КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» февраль Подготовка КТД «От идеи к делу» КТД «Подари улыбку миру!» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46 февраль «Орлёнок – Спортсмен» февраль февраль февраль март «Орлёнок – Эколог» март март «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» 1 «Мы гордимся нашими спортсменами» «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча-подарок» «Азбука здоровья» 1 ЭКОЛОГиЯ. «Страна Экологии» «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» апрель Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» апрель Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом апрель «Шагая в будущее – помни о планете» «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «Традиции моей страны» май Кодекс «Орлёнка – Хранителя» «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» май КТД «Мы – хранители памяти» «Расскажи мне о России» «Мы – хранители» май Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 47 48 49