РП 10-11 кл Фин грам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании М.О
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29»августа
2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская
средняя школа»
Протокол № 14
от «30»августа 2023
г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31»августа 2023 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность » для 10-11 классов
(соответствует федеральной рабочей программе
«Финансовая грамотность » для среднего общего образования)

Составитель:Сародубцева В.В
учитель истории и обществознания
2023 г.

Пояснительная записка
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными
вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми
институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления
уровень решаемых задач постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном
возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в
последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать
возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые
мошенничества.
Внеурочная деятельность «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является
логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности,
нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для
учащихся 2–9 классов.
В выпускных классах можно изучать темы, которые подростками более раннего
возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. В основе «Финансовая
грамотность» для 10–11 классов лежит системно-деятельностный подход, в нём
отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования. Это позволяет вписать внеурочную деятельность в систему общего
образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой
грамотности.
«Финансовая грамотность» для 10–11 классов тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Благодаря этому педагог
может добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения
применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а
учащиеся – осознать, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и
могут пригодиться в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории,
информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным
предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с
обществознанием. Ввиду того что ЕГЭ по обществознанию содержит в себе вопросы
экономического блока, включающие различные аспекты финансовой грамотности,
рабочая тетрадь, входящая в состав учебно-методического комплекта, разработана с
учётом типовых заданий экзамена.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму
базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном
обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения
финансовой грамотности.
Так, в программе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с
функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними.
Внеурочная деятельность направлен на формирование умений находить и
анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте
предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный
потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование
умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых
финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при
осуществлении финансовых операций.

«Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на тематические модули,
изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по
вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку
модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся
решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся
выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания
именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными
для себя. В качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися
отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные
пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой
грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и
финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся
10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных
финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному
взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения
финансового благосостояния.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения программы :
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными
финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на
финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою
ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми
институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых
институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во
взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как
условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения
программы:
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их
достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых
целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
финансовых проблем;

• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового
характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий
по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения программы:
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит;
кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций;
страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование;
автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные
бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН;
налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные
накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель;
финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
 об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений,
возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
 об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для
физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские
продукты и привлечения кредитов;
 о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для
семейного бюджета;
 о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;
 о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка,
ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях
инвестирования в них;
 об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения
граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях
налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
 об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
 об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнесплана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
 о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования,
способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов.
Содержание программы
«Финансовая грамотность » (10-11 класс)
Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в году)
10 класс

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские
карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах.
Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия
предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на
валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:
защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном
страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или
Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как
надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (7ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как
не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки,
или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный
бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных
финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.
Итоговое обобщение 1 час

Содержаниепрограммы «Финансовая грамотность» (10-11 класс)

11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8
ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула
расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на
рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации,
решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (10 ч.)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана;
самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы,
расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической
ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных
жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие»
предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным
с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и
государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из
различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
(8 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование;
виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и
интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров
страхования.
Итоговое обобщение 2 часа

Тематический план
Название раздела
Банковская система: услуги и продукты
Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов.
Страхование: что и как надо страховать
Собственный бизнес.
Основы налогообложения.
Личное финансовое планирование.
Итоговое занятие
Итого:

10 класс
6
6

Название раздела
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Риски в мире денег: как защититься от
разорения
Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
Итоговое занятие
Итого:

11 класс
8

4
4
6
7
1
34

10
6
8
2
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».