МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол №4 от «30» августа 2023 г. заместителем директора МБОУ«Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» № 213 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок «Инфознайка. Искусство монтажа» Информационные задачи: для основного общего образования для обучающихся 6 класса соответствует федеральной рабочей программе учебному курсу «Информационная безопасность» для основного общего образования Составитель: Шерматова Г.Ш. Учитель информатики 2023 г. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; • понимание роли информационных процессов в современном мире; • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ; • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации). Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают: • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Универсальных учебных действий (УУД) Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД: Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); • умение структурировать знания; • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации; • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; • умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; • подведение под понятия, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; • выдвижение гипотез и их обоснование; • Действия постановки и решения проблем: • формулирование проблемы; • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение онологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; • формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); • формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); • формирование умения работать в парах и малых группах; • формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль), справочную литературу, ИКТ Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Содержание учебного курса 1. Компьютер и информация (12) Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации. Компьютерный практикум Клавиатурный тренажер. Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1». Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором OpenOffce.org Writer». Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». Практическая работа № 4 «Нумерованные списки». Практическая работа № 5 «Маркированные списки». 2. Человек и информация (11) Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Компьютерный практикум Практическая работа № 6 «Создаем таблицы в OpenOffce.org.Writer». Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице». Практическая работа № 8 «Строим диаграммы в OpenOffce.org.Writer». Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор ColorColorPaint». Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе ColorColorPaint ». Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе ColorColorPaint». 3. Алгоритм и исполнитель (11) Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм». Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Basic. Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня. Компьютерный практикум Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему». Практическая работа № 13 «OpenOffice.org.Impress. Часы». Практическая работа № 14 «OpenOffice.org.Impress. Времена года». Практическая работа № 15 «OpenOffice.org.Impress. Скакалочка». Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2». Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу». Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования Basic». Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW». Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE». Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE». (Курсивом отмечен дополнительный материал.) Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ Учащиеся должны: • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию; • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; • различать необходимые и достаточные условия; • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; • иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей; • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; • определять назначение файла по его расширению; • выполнять основные операции с файлами; • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков; • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами. Учебно-тематический план № 1 2 3 Тема Компьютер и информация Человек и информация Алгоритмы и исполнители Итого: Общее 12 11 11 34 Количество часов Теория Практика 6 6 6 5 4 5 16 16