МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании
методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 03
от «30» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г
УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
2-А класс
соответствует федеральной рабочей программе
для начального общего образования,
основного общего образования
2023 г.
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности
разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к условиям
МБОУ «Каменоломненскеая средняя школа»
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
Постановление главного государственного врача Российской Федерации от
28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2
3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность программы
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ
жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих
поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать
новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к
изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений,
постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей
производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации
(профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике
адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной
личностью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность»,
появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть
атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
Место программы дополнительного образования в учебной деятельности.
Программа курса по развитию функциональной грамотности разработана на 1 год
занятий с детьми младшего школьного возраста (2класс) и рассчитана на поэтапное
освоение материала. Всего-34 часа; 1 час в неделю
2. Содержание курса
1 ) Раздел «Основы естественно-научной грамотности»-14ч
Введение
Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и
охранять.Живая , неживая природа. Рукотворный мир
Тайны над головой.
Особенности Солнечной Системы
Чудеса в мире природы.
Удивительное строение яйца, птичьего крыла.
Планета насекомых.
Особенности строительства муравейника и пчелиного улика.
2) Раздел «Читательская грамотность»-9ч.
. Что такое энциклопедия?
Для чего создаются энциклопедии? В чѐм их особенность?
. Любимые книги.
Особенности авторской и фольклорных сказок. Писатели натуралисты.
Виды текстов
Научный, художественный текст
Творческая работа по созданию детской книги.
3) Раздел «Математическая грамотность»-11ч.
Весёлая геометрия. Геометрические узоры, математические игры, построение фигур.
Знакомство с циркулем. Интеллектуальная игра «Самый умный»
3. Планируемые результаты усвоения программы по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Предметные:
правил пользования библиотекой;
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,
аннотация, послесловие, форзац);
уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших
школьников;
знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс
формирования внешнего вида книги и ее структуры;
понимать значение терминов, определенных программой;
знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска
информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
изучение и практическое использование технологии подготовки и
оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь
критически оценить и обработать найденную информацию;
уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить
логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
допускать возможность существования различных источников информации, в том
числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Виды и формы деятельности в рамках программы внеурочной деятельночти «
Функциональная грамотность»
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия,
библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная,
фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и
практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется
использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии,
самостоятельные работы.
4. Тематическое планирование
2 класс
№
Разделы
1 «Естественно
научная
грамотность»
2 «Читательская
грамотность»
3 «Математическая
грамотность»
ЦОР
Количество
часов
14
Большая детская энциклопедия (6-12 лет)
. [Электронный ресурс]
http://allebooks.com/2009/05/01/
bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)
9
Почему и потому. Детская энциклопедия.
[Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
11
Комплекс заданий по развитию
математической грамотности.
https://urok.1sept.ru/articles/687706