МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО Заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 2-А класс соответствует федеральной рабочей программе для начального общего образования, основного общего образования 2023 г. 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к условиям МБОУ «Каменоломненскеая средняя школа» Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Актуальность программы Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Место программы дополнительного образования в учебной деятельности. Программа курса по развитию функциональной грамотности разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста (2класс) и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего-34 часа; 1 час в неделю 2. Содержание курса 1 ) Раздел «Основы естественно-научной грамотности»-14ч Введение Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и охранять.Живая , неживая природа. Рукотворный мир Тайны над головой. Особенности Солнечной Системы Чудеса в мире природы. Удивительное строение яйца, птичьего крыла. Планета насекомых. Особенности строительства муравейника и пчелиного улика. 2) Раздел «Читательская грамотность»-9ч. . Что такое энциклопедия? Для чего создаются энциклопедии? В чѐм их особенность? . Любимые книги. Особенности авторской и фольклорных сказок. Писатели натуралисты. Виды текстов Научный, художественный текст Творческая работа по созданию детской книги. 3) Раздел «Математическая грамотность»-11ч. Весёлая геометрия. Геометрические узоры, математические игры, построение фигур. Знакомство с циркулем. Интеллектуальная игра «Самый умный» 3. Планируемые результаты усвоения программы по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Предметные: правил пользования библиотекой; основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры; понимать значение терминов, определенных программой; знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и обработать найденную информацию; уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Виды и формы деятельности в рамках программы внеурочной деятельночти « Функциональная грамотность» Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы. 4. Тематическое планирование 2 класс № Разделы 1 «Естественно научная грамотность» 2 «Читательская грамотность» 3 «Математическая грамотность» ЦОР Количество часов 14 Большая детская энциклопедия (6-12 лет) . [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/ bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11) 9 Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 11 Комплекс заданий по развитию математической грамотности. https://urok.1sept.ru/articles/687706