РП 4 кл Функц грам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 03
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для 4 классов

(разработана на основании авторской программы внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность под редакцией М.В. Буряк,
С.А. Шейкина)

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса « Функциональная грамотность» разработана в соответствии с
Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе
требований к результатам освоения дополнительной
образовательной программы
начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Каменоломненская средняя общеобразовательная школа» с учётом Примерной
программы внеурочной деятельности начального общего образования
и авторской
программы внеурочной деятельности под редакцией М.В. Буряк, С.А. Шейкина, 2022 г.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а
понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных
целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена
для реализации в четвёртом классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в
неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий
можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
2

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов:
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
3

(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4

№
п/п
1

2

3

4

5-6

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Старинная женская
Содержание
– Определять лексическое значение
одежда
научнослова;
познавательного
– озаглавливать текст;
текста.
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять
название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в
текст название старинной женской
одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной
женской одежды.
Старинные женские
Содержание
– Определять лексическое значение
головные уборы
научнослова;
познавательного
– составлять план, используя слова из
текста.
текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия
головных уборов;
– приводить примеры современных
головных уборов.
Старинная мужская
Содержание
– Определять лексическое значение
одежда и головные
научнослова с помощью словаря;
уборы
познавательного
– отвечать на вопросы по тексту;
текста.
– вписывать пропущенные слова в
текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания
название предмета.
Жилище крестьянской
Содержание
– Определять лексическое значение
семьи на Руси
научнослова с помощью словаря;
познавательного
– рассуждать и записывать своё
текста.
мнение о различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение
слова;
– называть элементы оформления
избы.
Внутреннее убранство и Содержание
– Определять лексическое значение
предметы обихода
научнослова с помощью словаря;
русской избы
познавательного
– письменно отвечать на вопросы;
текста.
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё
Тема

5

7

История посуды на
Руси

Содержание
научнопознавательного
текста.

8

Какие деньги были
раньше в России

Содержание
научнопознавательного
текста.

9

Томат

Томат.

10

Болгарский перец

мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение
слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на
вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его
началу;
– определять части предмета, называть
их;
– определять порядок предложений в
тексте;
– дополнять текст по заданному
условию.

– Определять лексическое значение
слова с помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью
которых можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в
порядке их возрастания;
– указывать названия современных
денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Называть части растения;
– объяснять, что значит
«многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и
вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора
– это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у
помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец. – Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода
перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени
перца;
6

11

Картофель

Картофель.

12

Баклажан. Семейство
Паслёновые

Баклажан.

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

15

Горох

Горох.

7

– делать выводы на основе полученной
информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды
картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и
почему;
– объяснять, почему после нарезки
картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое
крахмалистость;
– определять срок созревания
картофеля;
– объяснять, почему нельзя
использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения
картофеля.
– Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые
для прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за
ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука
зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и
записывать данные в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию
текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении
капусты;
– проводить опыты с цветной
капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени
гороха;
– объяснять, почему горох обладает
взрывной силой;

– определять, что горох является
холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию
гороха, сравнивать результаты двух
опытов.
16

Грибы

17

Творческая работа

18 -19 Потребительская
корзина

20

Прожиточный
минимум

21

Инфляция

Грибы.

– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию
плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой
работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую
работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для
потребительской
четвероклассника уровне, что такое
корзины.
«потребительская корзина»;
– понимать, почему подсчитывается
прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав
потребительской корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно
прожиточного
использовать термины «прожиточный
минимума.
минимум», «минимальный размер
оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет
прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается
размер прожиточного минимума для
разных категорий населения нашей
страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный
минимум», «инфляция»;
– анализировать данные,
представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для
экономики.
8

22 23

24

25

26

27-28

Распродажи, скидки,
бонусы

Акции,
распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.

– Понимать значение и правильно
использовать термины: «распродажа»,
«скидка», «бонусная программа»,
«программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
– понимать, что все акции,
проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения
доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент
скидки, тем меньше мы платим за
товар;
– формировать навыки грамотного
покупателя.
Благотворительность
Благотворитель– Понимать значение и правильно
ность.
использовать термины
«благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые
могут нуждаться в благотворительной
помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в
ней нуждается.
Страхование
Виды
– Понимать значение и правильно
страхования.
использовать термины «страхование»,
«страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые
риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание
– Анализировать расписание занятий с
В бассейне
занятий, выгодная целью определения свой занятости;
покупка.
– решать задачи на определение
стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок
является более выгодной;
– решать задачи на определение
скорости плавания;
– решать логические задачи.

Делаем ремонт

Смета ремонта,
расчёт стоимости
строительных
материалов.

9

– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества
необходимого материала для ремонта
кухни;
– решать задачи на расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта
кухни;
– читать простые чертежи и наносить
на них известные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта,
задачи на тройку
величин «цена,
количество,
стоимость».

30

Обустраиваем участок

Расходы на
обустройство
участка, площадь
и периметр

31-32

Поход в кино

33

34

Расходы на поход
в кино.

– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов
для торта;
– определять, какие продукты
выгоднее купить для того, чтобы
уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров,
выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять
его масштаб;
– находить площадь и периметр
участка и построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.

– Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
Отправляемся в
Расходы на
– Находить заданные временные
путешествие
путешествие.
промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и
навыки в практической жизни.
Творческая работа
Составляем словарик по Понятия по
– Понимать значение и правильно
финансовой
финансовой
использовать финансовые термины;
грамотности
грамотности,
– иллюстрировать изученные понятия;
изученные в 1-4
– составлять математические задачи с
классах.
изученными финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».