РП 1-4 кл Умелые ручки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
начальных классов
Протокол № 03
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
1-4 классы

соответствует федеральной рабочей программе
для начального общего образования.

2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования на основе программы «Декоративно – прикладное искусство» (автор О. А.
Кожина), которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А.
Горского. –.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г.
Декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов
искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно
эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Знакомясь с образцами
декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок,
выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного
процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой
другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с
раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием
эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые
умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору
профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания
декоративных изделий дети на практике
применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам,
преподаваемых в школе. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в
поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет.
Назначение программы
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения
(мальчики и девочки занимаются вместе).
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов
Дети 7-11 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее
значимыми мотивами являются:
«потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии
взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального
благополучия;
потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная
потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную
общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для
окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая,
драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация
ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего
школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими
взрослыми.
Актуальность программы
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному
учебному плану в начальных классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1- 2 часа в
неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.
Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей на
кружковых занятиях направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач,
связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их
художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит
ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи,
скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной

профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по
выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Педагогическая целесообразность
Программа «Умелые ручки» составлена с целью приобщения детей к творчеству,
вовлечению их в технологический процесс изготовления изделий, а также призвана помочь детям
освоить не только тайны поделок из различных материалов, но и найти новые оригинальные
решения современного образа, отвечающего эстетике наших дней.
Цель программы
Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие
творческих
способностей,
самостоятельности
посредством
различных
видов
декоративноприкладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребѐнка,
повышения его интеллектуальных способностей.
Задачи Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с
основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства; - раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов; - приобретение навыков учебноисследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,
технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративноприкладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся в течение
4-х лет с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Большой объѐм учебного
материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения
индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего
занятия, занимаясь в свободное время.
Информация о продолжительности каждого занятия
В 1-м классе занятия длятся по 35 минут в I полугодии, по 45 минут –во II полугодии. Во
2-4 классах занятия длятся по 45 минут.
Содержание программы «Умелые ручки» не является механической добавкой к основному
образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарѐнными
детьми.
В основу программы положены следующие принципы:
 непрерывное дополнительное образование как механизм;
 обеспечения полноты и цельности образования;
 связи с жизнью;
 развитие индивидуальности каждого ребѐнка;
 системная
организация
управления
учебно-воспитательным
процессом
(систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность,
построения программного материала «от простого к сложному»)

 принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;  принцип
наглядности;
 опора на интерес ребенка.
Пути, средства, методы достижения цели
Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам
обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой
предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика
(построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет
необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного
мира). Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной
работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребѐнка, положительно сказывается
на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер
учащегося и т. д.
Средства достижения цели:
- аудиовизуальные;
- электронные образовательные ресурсы;
- наглядные;
- демонстрационные.
Методы достижения цели:
1.
Словесные, наглядные, практические.
2.
Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,
проблемные.
3.
Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства
ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.
Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации
программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес.
Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании
ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать)
цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный
момент оценить результаты своих действий.
Формы деятельности:
-занятия;
-мастер-классы;
-экскурсии;
-выставки.
Формы и виды контроля:
- выставки работ;
- конкурсы;
-экскурсии.
Программа
кружка
предусматривает
использование традиционных
и
нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод
раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги,
картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности:
работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога,
показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и
практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок
детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается
в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей,
развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 138 часа. Из расчѐта: 1 час в неделю:
• 1 класс –33 часа (1- экскурсия, 1- выставка работ);
• 2 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ);

•
•

3 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ);
4 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Умелые ручки»

Освоение детьми программы «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса
результатов в соответствии с требованиями ФГОС:
 учащиеся получат начальные представления о материальной культуре как продукте
творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как
основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного
мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих
культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития
культурных традиций;
 учащиеся получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
 учащиеся получат общее представление о мире профессий, их социальном
значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об
использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
 учащиеся научатся использовать приобретѐнные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков
близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Личностные универсальные учебные действия:
 осознание своих творческих возможностей;
 проявление познавательных мотивов;
 развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
изделиями декоративно-прикладного искусства народов России»;
 ознакомление с миром профессий;
 осознание этнической принадлежности и культурной идентичности;
 формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории;
 развитие Я-концепции и самооценки личности;
 развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
 формирование моральных норм и самооценки;
 выделение нравственного содержания своих поступков;
 формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной
задачей;
 принятие и сохранение учебной задачи;
 осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
 различение способа и результата действия;
 адекватное принятие словесной оценки учителя;
 в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач;
 формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей.
Познавательные универсальные учебные действия:
 осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя;
 построение речевых высказываний в устной форме;
 оформление своих мыслей в устной форме по типу рассуждения;
 включение в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 формулирование собственного мнения и позиции;
 формулировка вопросов;
 допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;

 компромисс и поиск путей, приводящих к общему решению в совместной трудовой,
творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может
каждый, по -настоящему желающий этого ребенок.
Итоги занятий подводятся в форме отчетной выставки.
В результате обучения учащиеся должны знать:
-виды декоративно - прикладного творчества;
-народные художественные промыслы России и их историю;
-названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и
доступные способы обработки;
-правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Должны
уметь:
-правильно организовать рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретѐнные навыки на практике;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
и инструментами;
-выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять
самостоятельность.
Условия реализации программы
- Материально-технические: видеофильмы, экран, компьютер, проектор.
- Методическая литература, художественная литература.
- Внешние: участие в конкурсах, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление
подарков на праздники.
Литература и интернет-ресурсы:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование
авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. –.- 2-е изд.М.: Просвещение, 2011 г.
2.С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3.
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация
«Фѐдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
4.
Н.А. Цирулик Технология. Умные руки. 1 класс. М.: Издательство
«Учебная литература». 2012 г- 102 с.
5.
Т.Н. Проснякова Уроки мастерства. 3 класс в 2-х частях, М.:
Издательство «Учебная литература», 2010 г. – 62 с.
6.
М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997 г. – 203 с.
7.
Л. Арсеньтьева Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. М.: Рипол
классик дом
XXI век – 2009 г. – 189 с.XXI век – 200 г. – 160 с
8. Зимина Н. В. Шедевры из солѐного теста. М.: ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с
http://stranamasterov.ru http://skyki-net.ru
http://adalin.mospsy.ru http://marrietta.ru http://ejka.ru http://subscribe.ru http://allforchildren.ru

Распределение часов по годам обучения

1 класс
№
п/п

1
2.
3
4
5
6
7

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Экскурсия.
Работа с природными материалами.
Работа с пластичными материалами
Работа с бумагой.
Расписные чудеса.
Свободная техника.
Отчѐтная выставка работ школьников.

2
4
7
7
8
4
1

1
1
1
1
1
1
-

1
3
6
6
7
3
1

Итого

33

6

27

2 класс
№
п/п

1
2.
3
4
5
6
7

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Экскурсия.
Работа с природными материалами.
Работа с пластичными материалами
Работа с бумагой.
Расписные чудеса.
Свободная техника.
Отчѐтная выставка работ школьников.

2
4
7
9
8
4
1

1
1
1
1
2
1
-

1
3
6
8
6
3
1

Итого

35

7

28

3 класс
№
п/п

1
2.
3
4
5
6
7

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Экскурсия.
Работа с природными материалами.
Работа с пластичными материалами
Работа с бумагой.
Расписные чудеса.
Свободная техника.
Отчѐтная выставка работ школьников.

2
4
7
7
8
6
1

1
1
1
1
2
1
-

1
3
6
6
6
5
1

Итого

35

7

28

4 класс
№
п/п

1
2.
3
4
5
6
7

Темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Экскурсия.
Работа с природными материалами.
Работа с пластичными материалами
Работа с бумагой.
Расписные чудеса.
Свободная техника.
Отчѐтная выставка работ школьников.

2
4
7
7
5
9
1

1
1
1
1
1
2
-

1
3
6
6
4
7
1

Итого

35

7

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».