МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умелые ручки» 1-4 классы соответствует федеральной рабочей программе для начального общего образования. 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования на основе программы «Декоративно – прикладное искусство» (автор О. А. Кожина), которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. –.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. Декоративно-прикладное искусство – один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Искусство своей семьи, деревни, поселка дети впитывали с ранних лет. Назначение программы Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения (мальчики и девочки занимаются вместе). Особенности возрастной группы учащихся начальных классов Дети 7-11 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются: «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия; потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания; потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Ведущие виды деятельности: игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности; учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми. Актуальность программы Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в начальных классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1- 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей на кружковых занятиях направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Педагогическая целесообразность Программа «Умелые ручки» составлена с целью приобщения детей к творчеству, вовлечению их в технологический процесс изготовления изделий, а также призвана помочь детям освоить не только тайны поделок из различных материалов, но и найти новые оригинальные решения современного образа, отвечающего эстетике наших дней. Цель программы Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративноприкладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребѐнка, повышения его интеллектуальных способностей. Задачи Обучающие: - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; - раскрыть истоки народного творчества; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - приобретение навыков учебноисследовательской работы. Развивающие: - пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры; - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях; - Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры. Воспитывающие: - осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; - добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративноприкладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО. Учащиеся знакомятся в течение 4-х лет с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Большой объѐм учебного материала предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения индивидуальных и коллективных творческих проектов. Начатую работу завершают до следующего занятия, занимаясь в свободное время. Информация о продолжительности каждого занятия В 1-м классе занятия длятся по 35 минут в I полугодии, по 45 минут –во II полугодии. Во 2-4 классах занятия длятся по 45 минут. Содержание программы «Умелые ручки» не является механической добавкой к основному образованию, призванной компенсировать недостатки работы с отстающими или одарѐнными детьми. В основу программы положены следующие принципы: непрерывное дополнительное образование как механизм; обеспечения полноты и цельности образования; связи с жизнью; развитие индивидуальности каждого ребѐнка; системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному») принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип наглядности; опора на интерес ребенка. Пути, средства, методы достижения цели Связь декоративно-прикладного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребѐнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д. Средства достижения цели: - аудиовизуальные; - электронные образовательные ресурсы; - наглядные; - демонстрационные. Методы достижения цели: 1. Словесные, наглядные, практические. 2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные. 3. Стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками. Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого метода в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий. Формы деятельности: -занятия; -мастер-классы; -экскурсии; -выставки. Формы и виды контроля: - выставки работ; - конкурсы; -экскурсии. Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков. Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть дается в основном, в игровой форме. Занятие-игра, этот методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память. Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 138 часа. Из расчѐта: 1 час в неделю: • 1 класс –33 часа (1- экскурсия, 1- выставка работ); • 2 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ); • • 3 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ); 4 класс –35 часов (1- экскурсия, 1- выставка работ). Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Умелые ручки» Освоение детьми программы «Умелые ручки» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС: учащиеся получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственноэстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; учащиеся получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; учащиеся получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту; учащиеся научатся использовать приобретѐнные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Личностные универсальные учебные действия: осознание своих творческих возможностей; проявление познавательных мотивов; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с изделиями декоративно-прикладного искусства народов России»; ознакомление с миром профессий; осознание этнической принадлежности и культурной идентичности; формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории; развитие Я-концепции и самооценки личности; развитие толерантности, доброжелательности, позитивного отношения к жизни; формирование моральных норм и самооценки; выделение нравственного содержания своих поступков; формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия: планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей; принятие и сохранение учебной задачи; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; различение способа и результата действия; адекватное принятие словесной оценки учителя; в сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач; формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей. Познавательные универсальные учебные действия: осуществление поиска и выделение конкретной информации с помощью учителя; построение речевых высказываний в устной форме; оформление своих мыслей в устной форме по типу рассуждения; включение в творческую деятельность под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия: формулирование собственного мнения и позиции; формулировка вопросов; допуск возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; компромисс и поиск путей, приводящих к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по -настоящему желающий этого ребенок. Итоги занятий подводятся в форме отчетной выставки. В результате обучения учащиеся должны знать: -виды декоративно - прикладного творчества; -народные художественные промыслы России и их историю; -названия и назначение инструментов; -названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки; -правила организации рабочего места; -правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Должны уметь: -правильно организовать рабочее место; -пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретѐнные навыки на практике; -соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; -выполнять работы самостоятельно согласно технологии; -сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность. Условия реализации программы - Материально-технические: видеофильмы, экран, компьютер, проектор. - Методическая литература, художественная литература. - Внешние: участие в конкурсах, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление подарков на праздники. Литература и интернет-ресурсы: 1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. –.- 2-е изд.М.: Просвещение, 2011 г. 2.С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 3. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. 4. Н.А. Цирулик Технология. Умные руки. 1 класс. М.: Издательство «Учебная литература». 2012 г- 102 с. 5. Т.Н. Проснякова Уроки мастерства. 3 класс в 2-х частях, М.: Издательство «Учебная литература», 2010 г. – 62 с. 6. М.И. Нагибина Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997 г. – 203 с. 7. Л. Арсеньтьева Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. М.: Рипол классик дом XXI век – 2009 г. – 189 с.XXI век – 200 г. – 160 с 8. Зимина Н. В. Шедевры из солѐного теста. М.: ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с http://stranamasterov.ru http://skyki-net.ru http://adalin.mospsy.ru http://marrietta.ru http://ejka.ru http://subscribe.ru http://allforchildren.ru Распределение часов по годам обучения 1 класс № п/п 1 2. 3 4 5 6 7 Темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Экскурсия. Работа с природными материалами. Работа с пластичными материалами Работа с бумагой. Расписные чудеса. Свободная техника. Отчѐтная выставка работ школьников. 2 4 7 7 8 4 1 1 1 1 1 1 1 - 1 3 6 6 7 3 1 Итого 33 6 27 2 класс № п/п 1 2. 3 4 5 6 7 Темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Экскурсия. Работа с природными материалами. Работа с пластичными материалами Работа с бумагой. Расписные чудеса. Свободная техника. Отчѐтная выставка работ школьников. 2 4 7 9 8 4 1 1 1 1 1 2 1 - 1 3 6 8 6 3 1 Итого 35 7 28 3 класс № п/п 1 2. 3 4 5 6 7 Темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Экскурсия. Работа с природными материалами. Работа с пластичными материалами Работа с бумагой. Расписные чудеса. Свободная техника. Отчѐтная выставка работ школьников. 2 4 7 7 8 6 1 1 1 1 1 2 1 - 1 3 6 6 6 5 1 Итого 35 7 28 4 класс № п/п 1 2. 3 4 5 6 7 Темы Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие. Экскурсия. Работа с природными материалами. Работа с пластичными материалами Работа с бумагой. Расписные чудеса. Свободная техника. Отчѐтная выставка работ школьников. 2 4 7 7 5 9 1 1 1 1 1 1 2 - 1 3 6 6 4 7 1 Итого 35 7 28