МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Читательская грамотность» 1 класс Составитель: Литвиненко А.Н., учитель начальных классов 2023 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» 1 класс разработана на основе авторской примерной программы внеурочной деятельности Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)), авторской программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019., является составной частью основной образовательной программы НОО, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО. Планируемые результаты освоения кружка внеурочной деятельности В результате освоения программы кружка внеурочной деятельности «Читательская грамотность» формируются следующие предметные умения: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные УУД: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД: — прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные УУД: — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Содержание кружка внеурочной деятельности Содержание программы кружка «Читательская грамотность» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности и грамотности. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию. Программа состоит из трёх разделов: 1. Русские народные сказки – 6ч. 2. Сказки разных народов – 5ч. 3. Авторские сказки – 5ч. Каждый раздел заканчивается игровым занятием, целью которого является обобщение и проверка знаний учащихся. К этому занятию обучающиеся готовят мини-проект о наиболее понравившемся произведении. Формы работы: Различные виды чтения, слушание, беседа, рассказ учителя, просмотр видео, озвучивание героев, инсценировка, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций, конкурсы, викторины. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек. Тематическое планирование № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наименование разделов и тем программы Русские народные сказки – 6ч Вводное занятие Викторина «В гостях у сказки». Что такое сказка? Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть» Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк» Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Русские народные сказки «Маша и медведь», «Вершки и корешки» Русская народная сказка («Бычок – смоляной бочок» «Крошечка - Хаврошечка») Русская народная сказка («Царевна-лягушка» «Несмеяна-царевна») Итоговое занятие по разделу. Викторина по русским народным сказка Сказки разных народов – 5ч. Белорусская народная сказка «Пых» Украинские народные сказки «Рукавичка», «Колосок». Адыгейская сказка «Кто сильнее?». Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». Латвийская народная сказка «Заячий домик». Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Бурятская сказка «Почему у Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.cofe.ru/ http://www.cofe.ru/ http://www.cofe.ru/ http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ 11 12 13 14 15 16 сороки длинный хвост». Чукотская сказка «Хвост». Итоговое занятие по разделу. Викторина по сказкам разных народов. Авторские сказки – 5ч. Сказки И.Токмаковой («Ку-ка- http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ ре-ку!», «Котята». «Вечерняя http://www.solnet.ee/ сказка») http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ Сказки М.Пляцковского http://www.solnet.ee/ «Тыква», «Длинная шея», «Фу http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ и Фи», «Что лучше всего?», http://www.solnet.ee/ «Эй, ты!», «Урок дружбы» http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.solnet.ee/ «Непонятливый львёнок», http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ «Шишки», «Сказка о http://www.solnet.ee/ знаменитом крокодиле и не http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ менее знаменитом лягушонке», http://www.solnet.ee/ «Кролик, который никого не http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ боялся», «Ёжик, которого http://www.solnet.ee/ можно было погладить» http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ Сказки В.Сутеева «Цыплёнок и http://www.solnet.ee/ утёнок», «Три котёнка», «Петух http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ http://www.solnet.ee/ и краски» «Кораблик», http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ «Мышонок и карандаш», http://www.solnet.ee/ «Мешок яблок» http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ Сказки К.И.Чуковского http://www.solnet.ee/ http://www.cofe.ru/ http://www.skazochki.narod.ru/ («Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон» «Тараканище», «Айболит») Итоговое занятие по разделу. Викторина по авторским сказкам