РП 7 кл Читательская грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская
средняя
школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Направление общекультурное
Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна
Класс: 7-Б
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год

с. Каменоломня, 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Каменоломненская средняя
школа»
Приказ № 213
от «31» августа 2023 г

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности «Формирование читательской грамотности » обеспечивает реализацию следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
•
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме;
•
способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
•
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
•
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и
пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику
решения практической и учебной задач;
•
умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать
ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются
достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Обучающийся научится:
•
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации
и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного
представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Содержание курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на
тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи
предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию.
Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде,
символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в
тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста
небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из
сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе
предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов

1
2
3

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
«Работа с текстом: оценка информации»
Итого

Колво
часов
12
14
8
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».