РП 8 кл Читательская грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская
средняя
школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Направление общекультурное
Учитель Эмирсуюнова Левае Саитовна
Класс: 8 класс
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г

Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Формирование читательской грамотности» обеспечивает
реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
1.

готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме;

2.

способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

3.

познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:
 способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные
и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику
решения практической и учебной задач;
 умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и
корректировать ход решения учебной задачи.
 Учитывая специфику курса «Формирование читательской грамотности», предметные результаты его изучения являются
достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Предметными результатами обучающихся являются:
1.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

2.

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в тексте);

3.

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:

− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную вданный моментинформацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
4.

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации
и еѐ осмысления.

5.

структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

6.

преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного
представления данных к другому;

7.

интерпретировать текст:

− сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
8.

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

9.

откликаться на содержание текста:

− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
10. откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
11. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
12. в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять одержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию;
13. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать
оценочные суждения и свою точку зренияо полученном сообщении (прочитанном тексте).
14. критически относиться к рекламной информации;
15. находить способы проверки противоречивой информации;
16. определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-12ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на
тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений,
фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы
связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой,
сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному
основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации:
словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 14ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на
основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование
информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление
инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных
письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции
(алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на
информацию.

Тематическое планирование.
№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1.

Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного

12

2.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации

14

3.

Работа с текстом: оценка информации

8

4.

Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».