РП 11 кл Читательская грамотность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
гуманитарного цикла
Протокол № 04
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская
средняя
школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Направление общекультурное
Учитель Эмирсуюнова Левае Саитовна
Класс: 11 класс
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год

с. Каменоломня, 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Каменоломненская
средняя школа»
Приказ № 213
от «31» августа 2023 г

1. Планируемые результаты
В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов;
когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей;
анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать
форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее
интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием
традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования
речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной,
понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить / углубить / систематизировать знания и
соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и
выбора путей еѐ достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных
стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки
(корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов
профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по
тематике проводимых исследований, освоения приѐмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной
учебно-исследовательской деятельности
Коммуникативные УУД :


планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов
взаимодействия;



постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;



разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта,
принятие решения и его реализация;



умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;



реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»



работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей
(ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);



создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации;
аналоги и реконструкция);



коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;



обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть;
составление памяток и алгоритмов.

Регулятивные УУД :


целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;



планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;



прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;



коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата
действия и его реального продукта;



оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня
усвоения;



саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:
самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Содержание программы
Введение. Читательская грамотность. Новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Основные читательские
действия и умения. Составляющие читательской деятельности
Информационная культура
Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности.
Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста.
Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная
переработка.
Особенности устно-письменных преобразований текстов
Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме.
Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических
состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста.
Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса.
Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса.
Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект,
реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки.
Требования, предъявляемые к составлению этих текстов.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой
работы.
Особенности обработки и переработки деловых документов
Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки.
Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое
описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.
Особенности обработки и переработки медийных текстов
Виды медийных текстов и особенности ихпереработки. Пресс-релиз и его
преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте
СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы.
Особенности обработки и переработки художественных текстов
Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и
сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания
художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и
конспектирования художественного текста.
Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы.
Обобщение. Учебное исследование
Подведение итогов и представление учебно-творческой работы.
Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку
Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных
работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ
оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Редактирование.Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка.
Отредактированный текст.
Медиакультура и медиаграмотность. Роль медиаобразования в формировании медиакультуры личности. Формирование медиакультуры.
Мини-исследование. Медиакультура и текст.
Визуальная грамотность. Кинограмотность.
Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов.
Электронные тексты.
Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности.
Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и
минусы. Кейс-стади. Подведение итогов работы.

Тематическое планирование. Календарно-тематическое планирование
11 класс
Номер
Название раздела
Количество часов
раздела
1.

Введение

1

2.

Информационная культура

3

3.

Особенности устно-письменных преобразований текстов

13

4.

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

7

5.

Медиакультура

5

6.

Электронные тексты

5

Итого

34 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».