Программа Юнармия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
классных
руководителей
Протокол № 04
от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа» №213
от «31» августа 2023 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНАРМИЯ»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Составитель: Эмирсуюнов Сыдык Саитович
Должность: педагог дополнительного образования

2023 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации 2016-2020 годы», утверждённой постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
определено понятие патриотического воспитания, которое представляет
собой систематическую и целенаправленную деятельность органов
государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по
формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Также,
согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», регламентируется необходимостью создания системы
комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и
других
работников,
участвующих
в
воспитанииподрастающегопоколения,поформированиюроссийскойгражданск
ой идентичности.
При этом, в рамках осуществления деятельности по патриотическому
воспитанию детей и молодежи особое внимание должно уделяться
взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными
некоммерческими организациями.
Программа «Юнармия» разработана на основе следующей нормативноправовой базы:
 ФедеральныйзаконРоссийскойФедерацииот29.12.2012№273-ФЗ
«Обобразовании вРоссийскойФедерации»(сизменениямина01.07.2020);
 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020);
 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«Онациональныхцелях развития Россиидо 2030 года»;
 Национальныйпроект«Образование»–ПАСПОРТ
утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протоколот 24.12.2018
№16);
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
периоддо2025года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015г. №996-р;
 Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
№1726-р;

 ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской
Федерацииот28.12.2020№28«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.364820«Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыха
иоздоровлениядетейимолодежи»;
 ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот09.11.2018
№
196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразов
ательнымпрограммам»;
 ПриказМинпросвещенияРоссииот03.09.2019№467«ОбутвержденииЦел
евоймоделиразвитиярегиональных
системразвитиядополнительногообразования детей»;
 ПриказМинистерстватрудаисоциальнойзащитыРоссийскойФедерациио
т05.05.2018№298н«Обутверждениипрофессиональногостандарта«Педагогдоп
олнительного образования детейивзрослых»;
 ПисьмоМинобрнаукиРоссииот18.11.2015№09-3242«Онаправлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
попроектированиюдополнительныхобщеразвивающихпрограмм(включаяразн
оуровневыепрограммы)»;
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016№ ВК641/09«Онаправленииметодическихрекомендаций»(вместес«Методическими
рекомендациямипореализацииадаптированныхдополнительныхобщеобразова
тельныхпрограмм,способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональномусамоопределению детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
включаядетей-инвалидов,сучетомих
особыхобразовательных потребностей»;
 ПисьмоМинистерстваПросвещенияРоссийскойФедерацииот20.02.2019
№ ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся
сОВЗиинвалидностью»;
 Об образованиив Республике Крым: законРеспублики Крым
от06.07.2015№131-ЗРК/2015 (сизменениямина10.09.2019);
Направленность
программы:физкультурно-спортивная.Содержание
программы направлено на формирование физической культуры
обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе
нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач поставленных в
«Государственной программе патриотического воспитания граждан

Российской Федерации в 2016-2020гг.», Национальной доктрине образования
в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования
призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового,
демократического, социального государства, уважающих права и свободу
личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных
документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое
общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Педагогическая целесообразность. Программа ориентирована на
социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих
защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания,
умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его
физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их
адаптации к жизни в обществе.
Новизна программы заключается в подготовке учащихся к
прохождениювоеннойслужбыиподготовкеюношейкслужбевВооруженныхСи
лахРоссийскойФедерации.
Отличительной особенностью программы является возможность для
реализации межпредметных связей. Программа «Юнармия» использует и тем
самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, русского
языка, математики, основ безопасности жизнедеятельности, истории, физики,
изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей 13-17
лет. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки.
Составгрупп–
разновозрастной.Психологическийклиматвгруппепозволяеткаждомуребенкур
аскрытьсвои способности, получить удовлетворение от занятий,
почувствовать поддержку ипомощьстаршихтоварищей.
Условиянаборадетейвкружки:принимаютсявсежелающие.Специальны
х знаний инавыковдляначалаобучениянетребуется.
Сроки
объем
реализациипрограммы.
Дополнительная
общеобразовательная программа «Юнармия»рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения
и необходимых для освоения программы составляет 68 часов, 34 недели в
год, 2 ч. в неделю. Уровень данной образовательной программы – стартовый
(ознакомительный).
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая
каникулярное время, в соответствии с календарным графиком и учебным
планом. В период летних школьных каникул детское объединение может
продолжить
работу
по
реализации
краткосрочной
программы,
представляющей собой практико-ориентированный тематический модуль
данной программы.
Режим занятий.Расписание занятий составляется для каждой группы с
учетом обеспечения благоприятного режима труда и отдыха обучающихся в

соответствии с возрастными особенностями и согласовывается с
пожеланиями обучающихся и их родителей (законных представителей).
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 академических часа,группа 7-10 классы, 1 академический час - 45 минут;
Количество обучающихся в группе: до 15 человек.
Формаобучения–занятия проводятся по очной форме обучения, форма
проведения занятий групповая.
Особенности организации образовательного процесса. Группа
формируется
на
весь
учебный
год.
Дляреализациипрограммыиспользуютсятехнологииразвивающегообучения,
контрольно-оценочной
деятельности,
в
воспитании
коллективнойтворческойдеятельности.
Используетсяфронтальноеидифференцированноеобучение,учитывающеепсих
ологическиеособенностидетей,приобретенныезнанияинавыки.
Для реализации образовательного процесса, с учетом возраста
детей,отведенноговремени,
используютсяразличныеформыиметодыработысобучающимися:
Формы работы:
- теоретические занятия;
- семинары, практикумы, конференции;
- просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
- изучение художественной и специальной литературы;
- практические занятия по допризывной физической подготовке и
военно-спортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО;
- встречи с участниками событий и экспертами;
- практические занятия по спортивному ориентированию;
- тренинги по подготовке к военно-тактической игре «Зарница» и др.
- туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
- участие в школьных и городских военно-спортивных соревнованиях;
- участие в вахтах памяти, поисковой работе, уход за памятными
местами.
1.2. Цели и задачи программы
Цельобразовательнойпрограммы:всестороннееразвитиеличностидете
йиподростков,удовлетворениеихиндивидуальныхпотребностейвинтеллектуал
ьном,нравственномифизическомсовершенствовании;повышение в обществе
авторитета
и
престижа
военной
службы;
воспитаниелюбвикмалойРодинеиОтечеству,атакжесохранениеипреумножени
епатриотическихтрадиций;формированиеумолодежиготовностиипрактическо
йспособностиквыполнениюгражданскогодолгаиконституционныхобязанност
ейпо защите Отечества.
Задачи программы:
Образовательные:
- углубление знаний по истории и географии Российской Федерации и
Республики Крым;

- приобретение знаний о военной истории Отечества; формирование
профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и
военному долгу.
Развивающие:
- формирование потребности воспитанников в постоянном пополнении своих
знаний в укреплении своего здоровья; подготовка подрастающего поколения
к военной службе;
- формирование навыков самообслуживания; формирование потребности к
самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке
адекватной самооценки; развитие памяти, логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание морально-волевых качеств личности; воспитание уважения к
Российской армии; воспитание сознательной дисциплины и культуры
поведения; воспитание ответственности за порученное дело; формирование
чувств взаимоуважения и взаимопонимания и взаимоподдержки, чувства
коллективизма; формирование устойчиво-позитивного отношения к
окружающему миру; воспитание у подростков готовности к защите
Отечества, действиям в экстремальных ситуациях; воспитать у подростков
способности к лидерству, способности в критической ситуации взять на себя
всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива.
Обучение участников Движения, как один из способов, осуществляется в
военно-патриотическом кружке при образовательном учреждении. К
занятиям в кружке на добровольной основе привлекаются учащиеся в
возрасте 11-17 лет, что соответствует Уставу Движения.
1.3 Воспитательныйпотенциал программы
Особенности содержания программы позволяют воспитыватьу
молодеживысокойгражданскосоциальнойактивности,патриотизма,приверженностиидеям
интернационализма,
противодействия
идеологии
экстремизма;
изучениеисториистраныивоенноисторическогонаследияОтечества,развитиекраеведения, расширение знаний
об
историии
выдающихся
людях
«малой»Родины;развитиевмолодежнойсредеответственности,принциповколл
ективизма, системы нравственных установок личности на основе
присущейроссийскомуобществусистемыценностей;формированиеположител
ьноймотивации у молодых людей к прохождению военной службы и
подготовкеюношей к службе в Вооруженных Силах Российской
Федерации;укреплениефизическойзакалкиифизическойвыносливости;активн
оеприобщениемолодежиквоеннотехническимзнаниямитехническомутворчествусоответствуют
основным
направлениям
воспитательной
работы
проводимой
вобразовательныхорганизациях.

1.4. Содержание программы
Наименование разделов и тем, последовательность и общее количество
часов на их изучение, с указанием теоретических и практических видов
деятельности, а также формы контроля представлены в учебном плане
(таблица 1).
Таблица 1
Учебный план
№ Образовательные разделы
Количество часов
Формы
контроля/
аттестация
Всего Теор. Практ.
часов
1 Вводное занятие. ТБ
2
2
вводная аттестация,
устный опрос
2 Военная история родного
24
20
4
устный опрос
Отечества:
- присоединение Крыма.
Создание Черноморского
флота;
- «От героев былых
времен…»;
- дорогами крымских
партизан.
3 Специальная и
14
4
10
промежуточная
аттестация,
тактическая подготовка:
- основы военной
зачет
топографии и тактики
ведения боя;
- основы первой
медицинской помощи.
- туристская подготовка.
4 Огневая подготовка
8
6
2
устный опрос
5 Строевая подготовка
20
20
итоговаяаттестация,
соревнования
68
32
36
Итого:
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. ТБ (2 ч.)
РазвитиеВсероссийскоговоенно-патриотическогодетскоюношескогодвижения «ЮНАРМИЯ». Ознакомление с планом работы
кружка,
расписаниемзанятий.Правилаповеденияучащихсявобразовательномучрежден
ии.Инструктажпотехникебезопасности.Соблюдениеправилпожарнойбезопасн

ости,
правил
дорожного
движения,
правил
поведения
в
общественныхместахит.п.
2. Раздел «Военная история родного Отечества» (24 ч.)
Теоретическая часть (20 ч.)
Присоединение Крыма. Создание Черноморского флота. Русскотурецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма. Создание
Черноморского флота. Подвиг брига «Меркурий». Крымская война 18531856 годов. Первая оборона города Севастополь. Подвиг защитников
Севастополя (П.С. Нахимов, В. А. Корнилов, В.И. Истомин, матрос
П. М. Кошка, Даша Севастопольская).
«От героев былых времен…» Создание Рабоче-крестьянской Красной
Армии как оплота советского государства. Причины, этапы Великой
Отечественной Войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Подвиг
тружеников тыла. Достижения оборонной промышленности (Танк Т-34,
Реактивная установка БМ-13 «Катюша»). Оборона Севастополя. Боевые
действия на Керченском полуострове. Битва под Москвой. Сталинградская
битва. Битва на Курской дуге. Блокада Ленинграда. Освобождение Отечества
от немецко-фашистских захватчиков. Полководцы Великой Отечественной
Войны.
Дорогами крымских партизан. Наступление 11 немецкой армии
Эриха фон Манштейна. Организация партизанского сопротивления на
оккупированных территориях. А.В. Мокроусов. Проблемы обеспечения
партизан продовольствием и вооружением. Партизанские районы в Крыму.
Соединения партизанских отрядов Крыма. Сражения крымских партизан с
фашистами. Бешуйский бой. Помощь многонационального крымского
населения партизанским отрядам. Села уничтоженные картелями за помощь
партизанам (Лаки, Кокташ, Чермалык, Айлянма).
Практическая часть (4 ч.).Составление исторического портрета личности
(Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, Г.К. Жуков, А.В. Мокроусов). Экскурсионные
выезды по местам боевой славы (поле Альминского сражения,
Аджимушкайские каменоломни, 35 батарея, мемориал «Сапун-гора» и т.д.).
Участие в военно-исторических реконструкциях.
3. Раздел «Специальная и тактическая подготовка»(14 ч.)
Теоретическая часть (4 ч.)
Основы военной топографиии тактики ведения боя. План и карта.
Параллель. Меридиан. Топография. Геодезия. Системы координат.
Картографические проекции, используемые на военных картах. Условные
обозначения на топографической карте и специальные военные условные
знаки. Карта как средство военного управления. Ориентирование на
пересеченной, горной местности и в лесу. Компас. Буссоль. Теодолит.
Нивелир. Дальномер. Топографическая служба вооруженных сил Российской
Федерации. Бой как понятие, его составляющие (удар, огонь, маневр). Черты
современного общевойскового боя и требования, предъявляемые к нему.
Основы первой медицинской помощи. Чрезвычайные ситуации.
Первая медицинская помощь. Переноска пострадавшего. Раны. Переломы.

Отравления.
Туристская подготовка. Методы выживания в условиях дикой
природы. Полевой походный лагерь. Питание в походе. Способы устройства
бивуака. Обязанности в пешем походе. Типы туристических узлов.
Туристское снаряжение.
Практическая часть(4ч.).Ориентирование на местности. Соревнования по
спортивному ориентированию. Вязка туристических узлов. Определение
размеров объектов на расстоянии. Проведение реанимации путем непрямого
массажа сердца и искусственного дыхания. Перенос пострадавшего.
Наложение повязок. Тактические игры.
4. Раздел «Огневая подготовка» (8 ч.)
Теоретическая часть (6 ч.)
Законодательствооповедениисоружием.Техникабезопасностиприиспользован
ииоружия.Холодноеоружиеиприемыегоиспользования.Стрелковоеоружие.Ма
териальнаячастьстрелковогооружия.Боеприпасы.Основы стрельбы. Способы
стрельбы. Ознакомлениеспулеметами.
Практическая часть(2ч.).
Контрольныестрельбы.Разборкаиобслуживаниеавтоматическогооружия.Мета
ниегранаты.Экскурсионныевыездыввоинскиечастисознакомлениемсвоеннойт
ехникой.Сдачанормативов комплекса ГТО.
5. Раздел «Строевая подготовка» (20 ч.)
Практическая часть(20ч.).Выполнение воинского приветствия в строю на
месте и в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в
движении. Порядок выполнения воинского приветствия вне строя.
Выполнение воинского приветствия с оружием. Выполнение команд «К
машинам», «По местам», «Заводи», «Ложись», «К бою», «Встать»,
«Отделение, положить – ОРУЖИЕ», «Отделение - К ОРУЖИЮ»
«Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться»,
«Отставить».Выполнение приемов с оружием на месте. Выполнение
строевых приёмов: «Головные уборы – снять (надеть)»Выход из строя и
возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Выход из строя и
подход к начальнику, возвращение в строй, движение с оружием в
положении «на ремень», «на грудь», «за спину». Движение с оружием в
положении «у ноги». Движение строевым шагом, повороты в движении.
Команды, подаваемые при выполнении поворотов. Действия личного состава
при внезапном нападении противника. Изменение скорости движения.
Изменение темпа движения. Походный шаг. Движение бегом. Обозначение
шага на месте.Передвижение на поле боя при действиях в пешем порядке.
Практические занятия. Отработка строевых приемов. Участие в
торжественных мероприятиях. Участие в почетном карауле «Поста №1».

1.5 Планируемые результаты
Учащийсядолжензнать:
- основы воинскихзнанийивоинскойдисциплины;
историю
родного
края,
овладеть
основами
познавательной
деятельности,культуроймышления;
- правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы
здоровогообраза жизни, способы безопасности жизнедеятельности, как
действовать вчрезвычайныхситуациях и экстремальных условиях;
- знания в области краеведения, физической культуры, медицины и
началадопризывнойподготовки;
- способыоказанияпервоймедицинской помощи;
-традиционныесредстванавигации,ориентированияирадиосвязи;
-структуруармииРФ,рода войск, звания;
- основытактикиведениебоя;
- основы строевойподготовки.
Учащийсядолженуметь:
- распознавать виды оружия, знать материальную часть автомата
Калашниковаи ручных осколочныхгранат, основныеправила стрельбы;
- выполнятьупражнение построевойподготовке;
- оказыватьпервую медицинскуюпомощь;
- ориентироватьсянаместности,читатькарту;
- действоватьвэкстремальныхситуациях;
- вязатьтуристические узлы,правильноразводитькостер;
- использоватьсредстваиндивидуальнойзащиты;
- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от
них;
- способам контроля параметров физического состояния;
- приемам психологического контроля и самоконтроля;
- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и
враждебного окружения.
Личностные:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
Метапредметные:
•
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
•
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
Предметные результаты:
•
овладение базовыми знаниями по предмету,
•
формирование умений применения полученных знаний за пределами
объединения
•
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о Патриотическом
воспитании.
•
воспитание уважения к историческому наследию народов России;
восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в Российском
государстве.
•
приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных
знаний и умений для определения собственной активной позиции в
общественной жизни.
•
Приобретение технических знаний, умений и навыков при выполнении
практических заданий;
•
Формирование умений владения огнестрельным и холодным оружием.

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется на основании учебного
плана учреждения с учетом установленной продолжительности учебного
года в учебных неделях, включая работу в период школьных каникул
(таблица 2).
Календарный учебный график
Таблица 2
Уровень:

стартовый

Общее количество учебных часов/ Общее количество учебных недель – 68/34
Дата начала занятий – ____.09.2023____________
Дата окончания занятий – ___25.05.2024__________
Продолжительность каникул (осенние каникулы)
Продолжительность каникул (зимние каникулы)
Продолжительность каникул (весенние каникулы)
Месяц

Распределение учебного времени по
месяцам
Кол-во учебных
дней

Кол-во часов в
месяц

сентябрь

4

18

октябрь

4

18

ноябрь

4

18

декабрь

4

18

январь

4

18

февраль

4

18

март

3

13

апрель

4

18

май

3

12

Дней: 34

Часов: 152

Всего:

Аттестация,
формы контроля

Вводный контроль

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.Основным условием для
нормальной работы кружка, является подготовленное для занятий
помещение. Занятия проходят в светлом, хорошо проветриваемом

помещении, площадь кабинета 49,9 м2.В кабинете имеются индивидуальные
рабочие места для обучающихся, рабочее место педагога, оборудованное
столом и стулом. Столы и стулья удобные и соответствуют возрасту
обучающихся. Кабинет оборудован шкафами для хранения учебников,
дидактического материала, пособий и места для размещения и хранения
инвентаря, оборудования и материалов, школьной меловой доской.
Дляреализации программынеобходимо наличие:
-кабинетадлятеоретическихзанятий,
оборудованногонагляднымипособиямипо ГО;
- спортивнойплощадки;
- спортивногозала;
- видео- ифото аппаратуры;
- методическойисправочнойлитературы,мультимедийныхпособий.
Информационное
обеспечение
–
фотоматериалы,
которые
используются в качестве наглядного пособия, которым обычно
сопровождают рассказ или беседу. Для проведения занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с
использованием
систем
дистанционного
обучения
разработаны
информационные материалы и практические задания для тех тем (разделов),
которые предполагают возможность дистанционного освоения тем
программы.
Материально-техническое обеспечение
№
Информационное обеспечение
Оборудование и материалы
п/п
Проектор, ПК с доступом в
1 Учебная программа
интернет
ПК с доступом в интернет,
2 Методические разработки
презентации,литература
3 Справочная литература
Информационные стенды
4 Медиатека
Обучающие фильмы и ролики
Видыдидактическихматериалов:
Для
обеспечения
наглядности
и
доступности
изучаемого
материалаиспользуютсянаглядные пособия следующихвидов:
- звуковой(аудиозаписи наCDносителях, флешкартах);
- картинныйикартинно-динамический(фотоматериалы);
- смешанный(видеозаписизанятий);
- дидактическиепособия(карточки,тесты).
2.3 Методическое обеспечение
Качественная организация занятия и продуктивная деятельность детей
невозможна без знания педагогом форм и методов проведения занятия в
детском объединении.

Ведущей формой работы является групповая форма обучения, которая
способствует:
- вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что
развивает умение думать самостоятельно, применять необходимые знания на
практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
- развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с
другими людьми, так как ученик поочередно выполняет различные
социальные роли: лидера, организатора, исполнителя и т.д.;
- испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при
решении проблем безопасности;
- желание помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие,
грубость, авторитарность.
Методическое обеспечение:
1.
Особенности организации образовательного процесса: очная; при
необходимости – с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
2.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная,
групповая, индивидуально-групповая.
3.
Формы организации учебного занятия: теоретические и
практические занятия, беседы, игры.
4.
Используются различные педагогические технологии:
 проблемного обучения – учащиеся самостоятельно находят пути решения
той или иной задачи, поставленной педагогом, используя свой опыт,
творческую активность;
 дифференцированного обучения – используется метод индивидуального
обучения;
 личностно-ориентированного
обучения – через самообразование
происходит развитие индивидуальных способностей;
 развивающего обучения – учащиеся вовлекаются в различные виды
деятельности;
 игрового обучения – через игровые ситуации, используемые педагогом,
происходит закрепление пройденного материала (различные конкурсы,
викторины и т.д.);
 здоровьесберегающие технологии - проведение физкультурных минуток,
пальчиковой гимнастики во время занятий, а также беседы по правилам
дорожного движения, «Минуток безопасности» перед уходом учащихся
домой.
5. Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом);
6.
Методические материалы включают в себя методическую
литературу и методические разработки для обеспечения учебновоспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, годовой
план воспитательной работы, планы-конспекты занятий, дидактические
материалы и т.д.), являются приложением к программе, хранятся у педагога
дополнительного образования и используются в учебно-воспитательном
процессе.
2.4 Формы аттестации и оценочные материалы
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности
освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач
программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание
уделяется проверке результатов её освоения: на вводных, заключительных
занятиях и во время промежуточной и итоговой аттестаций, с целью
определения интересов обучающихся, мотивации к занятиям, уровня
развития знаний, умений и навыков.
Формыикритерииоценкиуровняосвоенияпрограммывыбираютсяпедагог
омтакимобразом,
чтобыможнобылоопределитьккакому
уровнюрезультативности отнести учащегося. Результативность деятельности
учащихсяпо итогамгодаобучения определяется:
- зачетамипосле каждогораздела,
- участием всоревнованиях.
Формы аттестации
Времяпр
Цельпроведения
Формыконтроля
оведения
Начальныйиливходнойконтроль
Вначалеучебн Определение уровня развития детей,
Беседа,
огогода
ихтворческихспособностей
опрос,тестирование,ан
кетированиеидр.
Текущийконтроль

В
Определениестепениусвоенияобучающи Педагогическоенаблю
течениевсего мися учебного материала врамках
дение,
учебногогода определенной
опрос,самостоятельна
темы.Определениеготовностидетей
к
яработаи др.
восприятиюновогоматериала.
Повышение
ответственности
изаинтересованности
обучающихся
вобучении.
Выявление
детей,
отстающих
иопережающихобучение.Подборнаибол
ее
эффективныхметодови
средств
обучения.
Тематическийконтроль
Поокончан
ииизучения
темы или
раздела

Вконце
учебного
года

Определение

степени
Опрос,самостоятельна
усвоенияобучающимися
я
учебногоматериала
поопределенной
работа,выставка
теме.
и др.
Определениерезультатов
обучения.
Промежуточныйконтроль(промежуточнаяаттестация)
Определениерезультатовобучения,измене
Выставка, конкурс,
нияуровняразвития детей, их творческих защита творческого
способностей по окончанию учебного
проекта, опрос,
года. Ориентирование учащихся на контрольное занятие,
дальнейшее
обучение.
Анализ зачёт, практическая
дополнительной
общеобразовательной работа, выставка и тд.
программы
для
коррекции
и
усовершенствования.
Заключительныйконтроль(заключительнаяаттестация)

Вконце
курса
Обученияпо
программе

Определениерезультатовобучения,
Определениеизмененияуровняразвития
детей,ихтворческихспособностей.Анализ
дополнительной общеобразовательной
программы для коррекции и
усовершенствования.

Конкурс, фестиваль,
защита творческого
проекта, зачёт,
тестирование и др.

2.5 Оценочные материалы
Основныекритерииосвоениясодержанияпрограммы
Критерий

Уровеньвыраженностиоцениваемогокачества
низкий
Средни
высокий
й

Мотивация
учебной
деятельности

Равнодушен
кполучению
знаний,познавател
ьнаяактивностьотс
утствует

Осваивает материал
синтересом,
нопознавательнаяактивн
остьограничиваетсярамк
ами
программы

Степеньобуч
аемости

Усваиваетматериал
только
принепосредственн
ойпомощипедагога

Усваивает материал
врамках занятия,
иногдатребуетсянезнач
ительная
помощьсостороныпедаг
ога

Навыкиучебно
готруда

Планирует
иконтролирует
своюдеятельность
толькопод
руководствомпедаго
га, темпработы
низкий
Объемусвоенныхзна
ний менее 1\2,
невладеет
специальнойтермин
ологией

Может планировать
иконтролировать
своюдеятельность с
помощьюпедагога, не
всегдаорганизован,темп
работыне всегда
стабилен
Объему
освоенныхзнаний более
1\2,понимаетзначениес
пециальных
терминов,темп работы
не всегдастабилен

Объему
освоенныхумений
менее 1\2, неможет
работатьсамостоятел
ьно,постоянновынуж
дено обращаться
запомощью,затрудня
ется приработе с
оборудованием

Объем
усвоенныхумений
более 1\2,иногда
испытываетзатрудне
нияинуждается в
помощипедагога,
работает
соборудованием
снезначительнойпом
ощьюпедагога

Теоретическая
подготовка

Практическая
подготовка

Стремится
получатьпрочные
знания,активно
включается
впознавательнуюдеятел
ьность,проявляет
Инициативу
Учебный
материалусваиваетб
езтруда,интересуетс
ядополнительнойин
формацией
попредлагаемой
деятельности
Умеет планировать
иконтролировать
своюдеятельность,ор
ганизован,темпработ
ывысокий
Теоретические
знанияполностьюсоотве
тствуютпрограммнымтр
ебованиям,специальные
терминыупотребляетосо
знаннои
в полном соответствии
содержания
Практические умения
инавыкиполностьюсоотв
етствуютпрограммнымт
ребованиям,
успешноприменяетихвса
мостоятельной
работе,работает
соборудованием
самостоятельно

Оборудование и снаряжение для реализации программы
Информационно-тематический стенд + комплект из 4 плакатов с военной и
патриотической символикой.
Модели винтовок, гранаты:
Макет автомата Калашникова,
Макет пистолета Макаров
Макет гранаты РГД-5
Макет гранаты Ф1
Манекен

Список литературы
Литература для педагога:
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от
29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки
РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля
2014
г.
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
внеурочной
деятельности
и
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ»);
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
Пособия:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных
и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр
внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и
оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток».
2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке.
2009г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного
искусства). – Мн. : Литература, 1998. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия
военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника
разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с. 40

9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»
(военнопатриотическое воспитание).
10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурноэстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.:
Воениздат, 2001. 12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй
мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. –
480 с.
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий.
учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226 с.
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). – Мн. :
Литература, 1997. – 624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994. – 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс,
2000.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с –
(Настольная книга будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. –
М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
21. Ревинв Е.В. Практическое пособие по реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурноэстетический блок II часть сборник сценариев военнопатриотических мероприятий).
22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.Мн. : Литература, 1997. – 544 с.
23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966.
24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства).
–Мн. : Литература, 1997. – 608 с.
Список литературы для юнармейцев:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений).
– М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. –
100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ,
2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.:
Воениздат, 1977.

5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное
пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994. - 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс,
2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.:Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. –
(Настольная книга будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. –
М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005. – 288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.:
ОАО «Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с
Список литературы для родителей:
1. «Воинское братство». Патриотический журнал для военнослужащих,
ветеранов и членов их семей, 2008г.
2. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет»,
1993.
3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М., 2000.
4. Дворкин А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. – М., 2006.
5. История русской армии. – М.:Эксмо, 2007.
Электронные ресурсы
1. Стрельба из пневматической винтовки, видеопособие по сдаче норм ГТО
URL:https://www.youtube.com/watch?v=9uV-Kn1kGsI
2. Юнармия: Россия: сайт – Москва 2022 г. – URL: https://yunarmy.ru

Приложения
Приложение 1
АНКЕТА
«ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯСИСТЕМЫ ЗНАНИЙ,У ВНОВЬ
ПРИБЫВШИХЮНАРМЕЙЦЕВ»
1. Ваша цель посещения .......... ?
а)чтобы подготовиться к службе в армии;
б) чтобы стать достойным защитником Родины; в) чтобы стать сильными ловким;
г) чтобы повысить свою физическую подготовку; д)затрудняюсь ответить;
2. Считаетели высебя честным?
а)да;
б) нет;
в)затрудняюсь ответить;
3. Каквы считаете,нужна лиребятам служба вармии?
а)да;
б) нет;
в)затрудняюсь ответить;
4. Длячего нужна(или не нужна)служба вармии?
5. Как вы считаете, должен ли быть лидером командир отделения(сержант)?
а)да;
б) нет;
в)затрудняюсь ответить;
6. На ваш взгляд, каким должен быть лидер в коллективе?
а) самый сильный;
б) самый общительный;
в) самый умный и справедливый; г) старший по возрасту;
д) затрудняюсь ответить;
7. Какое художественное произведение вы прочитали в этом году (не из
школьнойпрограммы) и про чтооно?
8. Ваш любимый литературный герой?
9. Назовитекумиравашейжизни, с коговыберетепример?
10. Назовите ваш любимый художественный (видео) фильм и кратко напишите, о
чем он?
11. Ваш любимый кино (видео) герой?
12. Какой фильм вам больше понравился?
а) "Спецназ";
б) "Бригада";
в) "Сармат";
г) "Бумер";
13. Перечислите, какие военно-патриотические фильмы вы смотрели про
ВеликуюОтечественную войну, Афганистан, Чечню, про Вооружённые Силы РФ,
работусотрудниковМВД, ФСБ позащитенашей Родины?
14. Назовите, каких выдающихся полководцев (флотоводцев) вы знаете из
истории России?
15. Назовите каких знаменитых (по направлениям, моряков, разведчиков,
десантников…)вы знаете( со времен Ивана Грозного до настоящего времени)?
16. Назовите трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания в годы
Великой Отечественной войны?

Приложение 2

№ Вопрос

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
учащихся за I полугодие
Формапроведения:Тестирование
Варианты ответов

1.

Когда было создано движение
«Юнармия»?

2.

Сколько длилось
Смоленскоесражение 1941
года?
ГодоснованияЧерноморского
флота России

3.

4.

К какому виду
ВооруженныхСилотносятся
ПВО?

5.

Какое из воинских
званийявляетсяофицерски
м?
ВысшийгосударственныйорденР
Ф

6.

7.

8.

Устройство,
облегчающееориентирование
наместности
путём указания на
магнитныеполюсаЗемлиисторо
нысвета.
Часть автомата, служащая
длянаправленияполета пули

Составнаячастьвоенногоискусс
тва, включающая теориюи
практикуподготовкии
Ведениябоясоединениями
10. Построенное
вкартографической
проекции,уменьшенное,обоб
щённое
изображениеповерхностиЗемли
9.

2.Строевая подготовка:
Делается6упражнений.Высшийбалл-12

Правильныйответ

-2015г.
-2017г.
-2010г.
-1месяц
-6месяцев
-2месяца
-1864г.
-1783г.
-1918г.
-военно-морской флот
-воздушнокосмическиесилы
-сухопутныевойска
-прапорщик
-сержант
-майор
-Орден
Святогоапостола
АндреяПервозванно
го
ОрденСуворова
-ОрденМужества
-барометр
-транспортир
-компас

2015г.

-возвратныймеханизм
-ствол
-магазин
-стратегия
-тактика
-маскировка

ствол

-карта
-схема
-план

карта

Двамесяца
1783г.
Воздушнокосмическиесилы
Майор
Орден
Святогоапостола
АндреяПервозва
нного
компас

тактика

За правильное выполнение каждого
элемента – 2 баллаЗавыполнениес
ошибками– 1 балл
3-6 баллов–удовлетворительно;
6-9 баллов–хорошо;

9-12баллов –отлично
Приложение3

ИТОГОВАЯАТТЕСТАЦИЯ

учащихсязагод
1. Викторина
№ Вопрос
1

Варианты ответа

Средство защиты органов
дыхания,зрения и кожи лица; самое
последнееисамоененадёжноесредств
озащиты
Оттоксичныхвеществ

2
Какой узел

-ОЗК
-противогаз
-Очки

Правильный
ответ
противогаз

-прямой
-восьмерка
-булинь

булинь

-8
-12
-6
-РГД-5
-Ф-1
-РГН
-магазин
-затворная рама
-возвратныймеханизм

8

-массаж
-искусственноедыхание
-нашатырный спиртпод нос
-руку
-ногу
-голову
-вырубленныйлес
-редкий лес
-смешанныйлес

искусственное
дыхание

-отравлении
-кровотечении
-обморожении
-дозиметр
-штангенциркуль
-дальномер

кровотечении

изображен
3

на картинке?
Емкостьмагазинапистолета
Макарова

4

Гранатаоборонительного
действия

5

При разборкеАК-74 какая часть
автомата снимается
послекрышкиствольнойкоро
бки?
Способреанимациипострадавшег
о,еслионнедышит

6

7

Повязка«Черец»Накладывается
на:

8

Чтообозначаетэтотзнакна

9

Топографическойкарте:
Жгутнакладываетсяпри:

10 Прибордляопределенияр
асстояния
2.Строеваяподготовка.
Делается6упражнений.Высшийбалл-12

-Ф-1
возвратный
механизм

голову
вырубленный
лес

дальномер

За правильное выполнение каждого элемента – 2 балла. Завыполнение с ошибками– 1
балл.
3-6баллов–удовлетворительно;
6-9 баллов– хорошо;
9-12баллов –отлично
3.Сдача нормативовкомплексаГТО. Сдачанормативовсогласнотаблице

Приложение 4
Календарно-тематическое планирование

1

2
3

Содержание учебного материала

Вводное занятие. ТБ

Дата проведения

Кол- во часов

№
заня
тия

План

Форма
аттестации
/
контроля

Факт

1 полугодие
Сентябрь
2

Беседа,
анкетирова
ние

Раздел военной истории родного Отечества – 24 ч.
Присоединение Крыма. Создание
Черноморского флота
Русско-турецкие войны конца XVIII в.
2
и присоединение Крыма.
2
Создание Черноморского флота.

Подвиг брига «Меркурий».
«От героев былых времен…»
4
Смоленское сражение
Итого за месяц:
5

Подвиг тружеников тыла. Достижения
оборонной промышленности (Танк Т34, Реактивная установка БМ-13
«Катюша»)

6

Оборона Севастополя. Боевые
действия на Керченском полуострове
Блокада Ленинграда.
Освобождение Отечества от немецкофашистских захватчиков. Полководцы
Великой Отечественной Войны

7
8

Итого за месяц:

9

10

11

Дорогами крымских партизан
Наступление 11 немецкой армии
Эриха фон Манштейна. Организация
партизанского сопротивления на
оккупированных территориях. А.В.
Мокроусов
Партизанские районы в Крыму.
Соединения партизанских отрядов
Крыма. Сражения крымских партизан
с фашистами
Бешуйский бой

2
8
Октябрь
2

2
2
2

8
Ноябрь
2

2

2

Тестирова
ние

Примечание

12

Помощь
многонационального
крымского населения партизанским
отрядам.
Села,
уничтоженные
картелями, за помощь партизанам
(Лаки, Кокташ, Чермалык, Айлянма)

Итого за месяц:

2

8
Декабрь
2

Составление исторического портрета
личности
(Ф.Ф.
Ушаков,
П.С.
Нахимов,
Г.К.
Жуков,
А.В.
Мокроусов). Участие в военноисторических реконструкциях
Раздел «Специальная и тактическая подготовка» - 7 ч
Основы военной топографиии тактики
ведения
боя. Меридиан.
14
План и карта.
Параллель.
2
Топография. Геодезия. Системы
координат. Картографические
проекции, используемые на военных
картах.
15
Условные обозначения на
2
топографической карте и специальные
военные условные знаки. Карта как
средство военного управления.
16
Ориентирование на пересеченной,
2
горной местности и в лесу. Компас.
Буссоль. Теодолит. Нивелир.
Дальномер. Топографическая служба
вооруженных сил Российской
Федерации.
Итого за месяц:
8
Итого за I полугодие:
32
II полугодие
Январь
17
Бой как понятие, его составляющие
2
(удар,
огонь,
маневр).
Черты
современного общевойскового боя и
требования, предъявляемые к нему.
Основы первой медицинской помощи.
18
Чрезвычайные ситуации. Первая
2
медицинская помощь. Переноска
пострадавшего. Раны.
19
Чрезвычайные ситуации. Первая
2
медицинская помощь. Переноска
пострадавшего. Переломы.
20
Чрезвычайные ситуации. Первая
2
медицинская помощь. Переноска
пострадавшего. Отравления.
Итого за месяц:
8
Февраль
Раздел «Огневая подготовка» - 4 ч
21
Законодательствооповедениисоружием
2
.Техникабезопасностиприиспользован
ииоружия.Холодноеоружиеиприемыег
оиспользования.
13

Творческо
е задание

Тестирова
ние,
анкетирова
ние

Тестирова
ние

22
23

24

Стрелковоеоружие.Материальнаячасть
стрелковогооружия.Боеприпасы.
Основы стрельбы. Способы стрельбы.
Ознакомлениеспулеметами.Снайперск
аяподготовка.
Сдача нормативов ГТО.

Итого за месяц:

Выполнение воинского приветствия в
строю на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на
месте и в движении. Порядок
выполнения воинского приветствия
вне строя. Выполнение воинского
приветствия с оружием.
26
Выполнение воинского приветствия с
оружием. Выполнение команд «К
машинам», «По местам», «Заводи»,
«Ложись», «К бою», «Встать»,
«Отделение, положить – ОРУЖИЕ»,
«Отделение - К ОРУЖИЮ»
«Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться»,
«Отставить».Выполнение приемов с
оружием на месте.
27
Выполнение команд «К машинам»,
«По местам», «Заводи».Выполнение
строевых приёмов: «Головные уборы –
снять (надеть).».
Итого за месяц:

29

Выход из строя и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Выход из строя и подход к начальнику,
возвращение в строй..
Движение с оружием в положении «на
ремень», «на грудь», «за спину».
Движение с оружием в положении «у
ноги».

Движение строевым шагом, повороты
в движении. Команды, подаваемые при
выполнении поворотов.Действия
личного состава при внезапном
нападении противника.
31
Действия личного состава при
внезапном нападении противника.
Изменение скорости движения.
Изменение темпа движения. Походный
шаг. Движение бегом.
Итого за месяц:
30

2

2

Сдача
нормативо
в ГТО.

8
Март
Раздел «Строевая подготовка» - 10 ч

25

28

2

2

2

2

6
Апрель
2

2

2

2

8

Смотр
строевой
подготовк
и

Май
32

33
34

Обозначение шага на
месте.Передвижение на поле боя при
действиях в пешем порядке.
Отработка строевых приемов.

Отработка
строевых
приемов.
Участие в почетном карауле «Поста
№1».

Итого за месяц:
Всего за II полугодие:
Всего:

2

2
2

6
36
68

Участие в
почетном
карауле
«Поста
№1»

Приложение 5
Методические материалы
Конспект занятия «Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение
Крыма»
Цель: Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй
половине XVIII в.
Задачи:
 Образовательные:
o подведение учащихся к пониманию основным направлениям внешней политики
России во второй половине 18 века,
o подведение к пониманию важности для Российской империи борьбы за выход к
Черному морю,
o раскрытие причин и характера войны;
 Развивающие:
o Продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками
информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать
суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

Воспитательные:
o воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому
своей страны через личное отношение к истории Родины.
План:
1.Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая войн 1787-1791 гг.
5.Великие полководцы 18 века.
Подготовка к уроку:Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного
материала (тест)
Планируемые результаты:
Личностные: уметь излагать собственное мнение, аргументируя свою точку зрения в
соответствии с возрастными возможностями.
Предметные:указывать хронологические рамки и называть даты сражений, уметь
определять последовательность событий, проводить самостоятельный поиск информации
в исторических источниках в соответствии с заданиями.
Метапредметные:уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; логически строить выводы, обосновывая их
фактами и аргументировать выбор собственной позиции.
Тип: урок освоения новых знаний.
Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 3)
Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен
правления Екатерины II- взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и
результатыдвух русско-турецких войн.
Эпиграф (слайд 2).
План темы (слайд 3).
Проблемное задание (слайд 4).
III. Мотивационно-целевой этап.


– Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд
5):
–۰Назовите 2 основных направления внешней политики России в 17-18 веках. (слайд 6)
– Назовите русско-турецкие войны 17 начала 18 в., причины и результаты.
– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в
данный период.
– Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского
ханства (слайд 7)
Таким образом, учитель подводит детей к направлениям внешней политики
правительства Екатерины II .
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины
предстоящейвойны России с Турцией.
Сверяют ответы с 8 слайдом.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась возможность заселения и освоения южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из
России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так
как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.
Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не
только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия. Далее оговариваются
цели стран-участников.
IV. Изучение нового материала:
1.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Ход войны. (слайд 9-10).Учащимся демонстрируется анимация из электронной
энциклопедии «История России 862-1917» «русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд10),
выделите главные события и итоги войны, запишите их в таблицу в рабочей тетради.
После выполнения задания демонстрируется слайд 11, 12 с событиями иитогами войны,
и
сравниваются
с
результатами,
которые
получились
у
учащихся.
Затемучитель дает заданиенайти на карте места важнейших сражений русско-турецкой
воны 1768-1774 гг., один ученик работает у доски (слайд 13)
Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей
их решить?
Ответы учащихся(обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции;
включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них
дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать
внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская война под
руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и
заключить перемирие с Турцией).
Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как
временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре
разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в
результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году
Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и
присоединении его земель к России. В результате Крым (Таврида) и часть Северного
Кавказа вошли в состав России (1783 г.). На полуострове сразу стали строить крепости, в
том числе, Севастополь - базу русского Черноморского флота .Давний враг Руси, очаг
постоянной опасности грабительских набегов, Крым превратился в опорный пункт России
на Черном море. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором

Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года
султан предъявил ультиматум России (слайд 14), в котором потребовал возвратить Крым,
восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через
Босфор и Дарданеллы (слайд 13). После отказа России султан в августе 1787 года объявил
ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция.( Учитель
объясняет причины создания коалиции).
(В этом году- 160 лет обороны Севастополя сентябрь 1854-август 1855)
2. Физкультминутка.
3.Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Назовите причины Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. ( слайд 15)
Задание-слайд 16
Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 17).
Учитель демонстрирует слайд 18 с событиями и итогами (слайд 19) войны, учащиеся
сравнивают со своими ответами.
- Удалось ли правительству Екатерины 2 решить поставленные задачи?
В итоге, работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 17681774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли,
необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из
великих европейских держав.
4.Великие полководцы 18 века.
Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и
презентаций о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф.
Ушакове, Г.А. Потёмкине. Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в
победы России на внешнеполитической арене.
- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско- турецких войнах
второй половины 18 века? Чьи имена вам уже знакомы, а чьи вы слышите впервые?
(Демонстрируются слайды 21-22).
Задание:
- Что, на ваш взгляд, роднит таких людей, как Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков?
- Какие черты русской военной школы прослеживаются в их подходе к организации
военного дела?
В ходе войн 60- 90-х годов Россия показала высокий уровень военного и военно-морского
искусства. Она опиралась на экономическую мощь государства, его международное
влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов .В армии на
смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева и Суворова и других
военачальников более маневренная тактика колонн и рассыпного боя. В действиях войск
и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их
сознательность и любовь к Отечеству. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава
великих русских полководцев.
5.Решение проблемной ситуации (слайд 31).
V. Закрепление материала: выполнение теста.
Тест «Внешняя политика Екатерины 2»
1. Отметьте причину русско-турецкой войны 1768- 1774 года:
А) Стремление России закрепиться на Черном море.
В) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией.
С) Желание народов Балканского полуострова присоединить свои земли к России
Д) Желание крымского хана перейти под протекторат России.
2. Что из перечисленного ниже стало одним из результатов внешней
политикиЕкатерины II:
А) Расширение территории в Причерноморье
В) Увеличении территории в Прибалтики
С) Присоединение Средней Азии














Д) Утверждение России на Кавказе.
3. Взятие крепости Измаил А.В. Суворовым было в период:
А) Русско-турецкой войны 1768-1774 г
В) Русско-турецкой войны 1787-1791гг
С) Русско - шведской войны 1787-1791 гг/
4. Соотнеси правильно мирный договор и войну:
1. Ясский мирный договор А) Русско – шведская война 1787-1791 гг.
2. Кючук-КайнарджийскийВ) Русско-турецкая война 1787-1791гг.
3. Верелевский мирный договор С) Русско-турецкая война 1768-1774 г
5. В соответствии с Кючюк-Кайнарджийским мирным договором:
А) К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости в Крыму, земли до
Кубани;
В) Крым был присоединен к России;
С) Все Черноморское побережье отошло к России.
6) Великие полководцы второй половины 18 века:
А) Суворов А. В.;
В)Меншиков А. Д.
С) Брюс
7)Основные события русско-турецкой войны 1768-1774г.г.
С 1769 г.
1770 г.
1771 г.
1772 г.
1773г.
1774 г.
8)Основные события русско-турецкой войны 1787-1791г.г.
1787 г. –
788 г. –
1789 г. –
1790 г. –
1791 г. –
VI. Рефлексия.
VII. Подведение итогов.
Таким образом завершилась многовековая история русско-турецких и русскокрымских войн и конфликтов, которые несли страдания людей и разрушения. В 1784 году
на территории бывшего ханства была образована Таврическая область. В 1797 году Крым
вошел в состав вновь образованной Новороссийской губернии, а в 1802 году была
учреждена Таврическая губерния.
VIII.Домашнее задание: Читать конспект.

Приложение 6
Дополнительный материал
Первоначально, учитывая неудачи, Екатерина II хотела оторвать Крымское ханство
от подчинения Османской империи и превратить Крым в самостоятельное
государственно-политическое образование. Но на российские предложения крымский хан
ответил отказом.
В своей государственной военно-политической деятельности Екатерина II
опиралась на военных руководителей. Среди них был:Григорий Александрович
Потемкин-Таврический, Петр Александрович Румянцев, Александр Васильевич Суворов,
Федор Федорович Ушаков и другие.
Решающей в судьбе Крыма, стала русско-турецкая война 1768-1774 годов.
В начале мая 1771 года вторая русская армия с новым главнокомандующим
Василием Михайловичем Долгоруковым, начинает наступление. Успешно преодолены
перекопские укрепления, и продвижение русской армии в глубь Крымского полуострова.
Добравшись до центра полуострова, Долгоруков устроил укрепленный лагерь на реке
Салгир, рядом с Ак-Мечетью (поселение на месте которого в 1784 году года был заложен
в город Симферополь).
Заняв степную часть полуострова, Долгоруков потребовал от хана и местной знати
отказаться от вассальной зависимости от Турции и перейти под покровительство
российской императрицы.
Правительство Крымского полуострова понимало, что надеяться на военную
помощь турок не приходится,а сопротивление собственными силами бессмысленно. В
этих условиях избранный хан Сахиб-Гирей и калгаШахин-Гирей на собрании крымскотатарской знати заявили, что отказываются от турецких благ и вступают под российское
покровительство.
В русский лагерь под Кафой (Феодосия) татарские уполномоченные привезли
присяжный лист, подписанный знатными лицами ханства. Этот документ провозглашал
ханство независимым государством и закреплял вступление в союз с Российской
империей.
Еще более двух с половиной лет русско-турецкая война завершилась поражением
Турции. По мирному договору, заключенному в небольшой болгарской деревушки,
Кючук-Кайнарджи, турецкий султан вынужден признать за Российской империи статус
черноморской державы.
К России отходили Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия теперь могла держать
военный флот на Черном море, а ее торговые суда получили право свободно проходить
через Босфор и Дарданелы. Третья статья договора определяла новое положение
Крымского ханства:она отменяла его вассальную зависимость от Османской империи.
После заключения Кючук-Кайнарджийскогомирного договора попытки турецкого
султана переиграть итоги войны не прекращались. Турки и часть татарской знати всеми
силами стремились не допустить утверждение России в Крыму.Они продолжали
провоцировать недовольстваивыступления местного населения против российского
присутствия на полуострове.
8 апреля 1783 года Екатерина II Манифестом объявила, что Крымское ханство
ликвидируется, а его территория включается в состав Российской империи.

Итоги войны
1791 г. –Ясский мирный договор России с Турцией

Подтвердил
присоединение
к России….

Присоединение
к России земель

Бессарабия,
Валахия,
Молдавия –
возвращены
османам

Итоги войны
Земли между
устьями
Днепра и Буга;
Кинбурн,
Керчь,
Еникале,
Кабарда,
Кубань
Контрибуция
Турции России
в 4,5 млн. руб.

1774 – КючукКайнарджийский
мирный договор

Право русского флота
на беспрепятственный
проход через
черноморские проливы
в Средиземное море

Право на
строительство
военноморского
флота на
Черном море

Независимость
Крыма от
Османской
империи

Приложение 7

№
п/п

Лист коррекции
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Юнармия»
Причина корректировки
Дата
Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись)

Педагог ДО _____________________ (Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».