МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественноматематического цикла Протокол № 4 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол № 14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» № 213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «Педагогический практикум» для 10-11 классов (психолого-педагогический класс) Составитель: Коваленко М.П., заместитель директора 2023 г. Пояснительная записка Программа курса «Педагогический практикум» разработана на основе программы элективного курса «Введение в педагогическую профессию» (разработано к.п.н., доцент О.В.Правдиной федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет», кафедра педагогики и психологии, 2021г) и предназначена для реализации в психолого-педагогических классах общеобразовательной школы. Специфической особенностью занятий данного курса выступает их ориентированность на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству. Содержание программы курса включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая профессия? Каково еѐ место в мире других профессий? Как и когда возникла педагогическая профессия? В чѐм еѐ специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами должен обладать учитель? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др. Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к будущей педагогической деятельности. Реализация программы курса предполагается в виде теоретических и практических занятий, ролевых игр, тренингов общения. Итоговая зачѐтная работа может быть представлена в виде индивидуального творческого или исследовательского проекта по выбору темы учащихся. Программа рассчитана на два года 68 часов (34 учебных часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе с расчетом 1 час в неделю). На теоретические часы отводится 15% учебного времени и 85% - на практические занятия. Цели курса: - формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность; - раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности будущего педагога. Задачи курса: 1. Познавательный аспект: - познакомить учащихся с вариативными подходами в организации педагогической деятельности; - вызвать интерес у учащихся к коллективной творческой деятельности; 2. Развивающий аспект: - обеспечить усвоение учащимися знаний, умений и навыков организации педагогической деятельности; - научить учащихся принимать эффективные решения по организации педагогической деятельности; - развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентировать их на освоение педагогической профессии; - создать условия для формирования лидерских качеств личности. 3. Воспитывающий аспект: - способствовать воспитанию ценностного отношения к профессии учитель; - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; -прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению педагогической культурой. 3 Раздел 1. Планируемые результаты освоения курса На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и организаторские умения. Предполагаемые результаты освоения программы: Личностные результаты Л1 – формирование коммуникативной компетентности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Л2 - эмоциональный комфорт, открытость, новый уровень межличностных отношений; Л3 - развитие самостоятельности мышления учащихся, приобретение новых коммуникативных качеств, повышение мотивации к самообразованию и творчеству. Предметные результаты П1 иметь представления о: - возникновении и развитии педагогической профессии; - социальной значимости труда учителя; -педагогических процессах; - педагогических учебных заведениях; - роли и сущности педагогической профессии; - ценностном отношении к профессии. П2 - знать: - требования, предъявляемые к личности педагога; - причины возникновения педагогических конфликтов; - права и обязанности в получении профессионального образования; - правила поступления в педагогическое учебное заведение. П3 – умение: – анализировать свою деятельность и деятельность других; - организовывать жизнь и деятельность детей; - осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю; П4 - наличие практических навыков организации внеклассной деятельности. Метапредметные результаты М1 - профессиональное самоопределение школьников, т.е. готовность к осознанному выбору профиля и ориентация в выбранной профессиональной области. М2 - обеспечение методологической компетентности, позволяющей осуществить прогнозирование и самопроектирование «Яконцепции» личности, способность к самопрезентации в рамках публичных выступлений; М3 - социально-педагогическое самоопределение в будущем; М4 – постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; М5 - применяет способы диагностики, обладает основами письменного анализа ПС. Основной способ оценивания результативности обучающихся: Педагогический анализ наблюдений деятельности обучающихся; Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов. Работа обучающихся на занятиях, решение ими проблемных педагогических ситуаций, оформление диагностических работ. Итоговый творческий зачѐт в форме защиты проекта по выбранной учащимися теме. 2. Место программы в структуре ООП Данная программа представляет собой профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы. Освоение данной программы предполагается по особому учебному плану созданному для педагогического класса (в 10 и 11 классах) и является курсом по выбору, а также пропедевтическим в изучении педагогики как системы наук о воспитании и образовании человека. Структура двухгодичной программы включает в себя четыре модуля: 10 класс Модуль 1. Введение в педагогическую профессию Модуль 2. Практикум по работе в детском лагере 11 класс Модуль 3. Современные образовательные и воспитательные технологии Модуль 4. Практикум по ораторскому искусству 4. Учебный план программы курса Тематический план курса 10 класс Тема Количество часов Модуль 1. Введение в педагогическую профессию (22ч) Я пришел в педагогический класс (ожидания) Основы выбора профессии Пути получения профессионального образования. Учитель как герой нашего времени Зарождение педагогики и педагогических знаний 1 1 1 1 2 Основные педагогические открытия прошлого Основы педагогической деятельности Педагогическое взаимодействие Педагогическое общение Основные категории педагогики Модуль 2. Практикум по работе в детском лагере (12ч) Особенности пришкольного детского лагеря Позиция вожатого в пришкольном лагере. Особенности педагогического общения Методика подготовки и проведения дел для учащихся начальной школы (основные формы работы, подготовка и проведение дел с учетом возрастных особенностей детей) Игровая деятельность детей Основы оформительства Тематический план курса 11 класс Тема Подведение итогов летней практики Модуль 3. Современные образовательные и воспитательные технологии (16ч) Особенности профессионального становления Личная профессиональная перспектива Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка учителя к уроку Сущность процесса воспитания в современной школе Особенности дополнительного образования детей Педагогические технологии Педагогическая техника учителя 2 2 2 4 6 2 2 4 2 2 Количество часов 2 2 2 2 2 2 4 2 Модуль 4. Практикум по ораторскому искусству (16ч) Организаторская деятельность и ее структура. Стили руководства Этапы и методы организаторской работы 2 Правила организаторской работы 2 Методика проведения дел в начальной школе 6 Основы оформительства 4 Подведение итогов курса 1 1 6