РП 5 кл Азбука налоговой грамотности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 4 от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол № 14 от «30» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
№ 213 от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок _______Азбука налоговой грамотности_____
Направление
социальное_________________________
Уровень ______ базовый______________________
Учитель _____Манукян Елена Дмитриевна
Класс
_________________5_____________________
Срок реализации программы: 1 учебный год
Количество часов: 34
Программа разработана на основе: ФГОС ООО, Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования
авторской программы «Азбука налоговой грамотности» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год.

Составитель: Манукян Е.Д.,
руководитель кружка «Азбука налоговой
грамотности»
2023 г.

и

1. Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Азбука налоговой грамотности»:
• понимание необходимости платить налоги, не скрывая доходов, осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать
обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Азбука налоговой грамотности»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, анализ информации о
средней заработной плате в регионе проживания,
об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи.
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и
обществе).
Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели
деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих

возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации
успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение,
описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе.
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Азбука налоговой грамотности»: Учащийся научится:
понимать, объяснять и правильно использовать термины (налог, бюджет, налогоплательщик, доход, расход, налогообложение, налоговая
льгота, налоговый кодекс, налоговая служба и др),
• владеть базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная
ситуация, страхование.
• понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли налогов для бюджета страны, роли денег в семье и
обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использовать приёмы работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых
расчётов;
• применять навыки и умения решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;
• уметь делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширять кругозор в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных

дисциплин.

Содержание курса
Введение в курс «Азбука налоговой грамотности» ( 4 часа)
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать налоговую грамотность?» Основные понятия налоговой грамотности. От чего зависит
благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей, своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи ( 20 часов)
Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как
контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить.
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов)
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Основные содержательные линии курса «Азбука налоговой грамотности»:
• налоги, их виды• налоговые льготы• деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и
государства; • человек и финансовые организации.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология,
география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики,
работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным
средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки
ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными
денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; •
построение графиков и диаграмм; • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе
изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления
информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Тематическое планирование программы по курсу внеурочной деятельности «Азбука налоговой грамотности»

№
п/п

Тематический блок, тема

Количество
часов

1

Введение в курс «Налоговая грамотность»

4

2

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

20

3

От чего зависит благосостояние семьи

10

Форма проведения занятий

Познавательная беседа
Урок исследование
Урок исследование
Урок практикум

Урок исследование
Урок практикум
Защита проектов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.dostatok.ru
http://www.7budget.ru
http://www.7budget.ru
Учи.ру
РЭШ
http://www.dostatok.ru
http://www.7budget.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».