МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 4 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол № 14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Каменоломненская средняя школа» № 213 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок _______Азбука налоговой грамотности_____ Направление социальное_________________________ Уровень ______ базовый______________________ Учитель _____Манукян Елена Дмитриевна Класс _________________5_____________________ Срок реализации программы: 1 учебный год Количество часов: 34 Программа разработана на основе: ФГОС ООО, Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования авторской программы «Азбука налоговой грамотности» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2018 год. Составитель: Манукян Е.Д., руководитель кружка «Азбука налоговой грамотности» 2023 г. и 1. Планируемые результаты обучения Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Азбука налоговой грамотности»: • понимание необходимости платить налоги, не скрывая доходов, осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Азбука налоговой грамотности»: Познавательные • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи. • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе. • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Азбука налоговой грамотности»: Учащийся научится: понимать, объяснять и правильно использовать термины (налог, бюджет, налогоплательщик, доход, расход, налогообложение, налоговая льгота, налоговый кодекс, налоговая служба и др), • владеть базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование. • понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли налогов для бюджета страны, роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • использовать приёмы работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; • применять навыки и умения решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • уметь делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • расширять кругозор в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса Введение в курс «Азбука налоговой грамотности» ( 4 часа) Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать налоговую грамотность?» Основные понятия налоговой грамотности. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей, своё финансовое поведение. Модуль 1. Доходы и расходы семьи ( 20 часов) Деньги: что это такое. Что может происходить с деньгами. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (10 часов) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные содержательные линии курса «Азбука налоговой грамотности»: • налоги, их виды• налоговые льготы• деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет; • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: • задачи с элементарными денежными расчётами; • кейсы по экономике семьи; • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм; • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. Тематическое планирование программы по курсу внеурочной деятельности «Азбука налоговой грамотности» № п/п Тематический блок, тема Количество часов 1 Введение в курс «Налоговая грамотность» 4 2 Почему важно развивать свою финансовую грамотность 20 3 От чего зависит благосостояние семьи 10 Форма проведения занятий Познавательная беседа Урок исследование Урок исследование Урок практикум Урок исследование Урок практикум Защита проектов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://www.dostatok.ru http://www.7budget.ru http://www.7budget.ru Учи.ру РЭШ http://www.dostatok.ru http://www.7budget.ru