МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 4 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол № 14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Каменоломненская средняя школа» № 213 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок Азбука дорожного движения Направление социальное Уровень базовый Учитель Небога Вероника Хажакновна Класс 8 Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 34 Программа разработана на основе Программы «Безопасность дорожного движения», авторы В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О Хренников, М.В. Маслов под редакцией П.В. Ижевского, изд-во « Просвещение», 2022г. Составитель: Небога В.Х., руководитель кружка «Азбука дорожного движения» 2023 г. Пояснительная записка - Программа внеурочной деятельности “Азбука дорожного движения” для 8 класса разработана на основе Программы «Безопасность дорожного движения», авторы В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О Хренников, М.В. Маслов под редакцией П.В. Ижевского, изд-во « Просвещение», 2022г. Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка. Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Цель программы: Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Задачи: Обучающие: Научить основным правилам дорожного движения; Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах; Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу; Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность. Развивающие: Развивать мотивацию к безопасному поведению; Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте. Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; Воспитательные: Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения. Программа нацелена не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. ⎯ ⎯ ⎯ - Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности: обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом); практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы. практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Формы проведения учебных занятий очень разнообразны: Тематические занятия; Игровые уроки; Практические занятия; Конкурсы; Соревнования; Викторины и т. д Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры. Принимаются все желающие 8-х классов. Количество учащихся в группе не менее 5 человек. Учебное занятие 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год. Формы и виды контроля: соревнования, конкурсы, тестовые задания, защита проектов, выступление агитбригады. Результаты освоения программы внеурочной деятельности Личностные: • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; • объяснять значение и функции конкретного знака; • находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные УУД: Регулятивные: • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; • формирование способности оценивать свое поведение со стороны; • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения; Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные результаты • научатся осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; • строить речевые высказывания в устной форме; • оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; • включаться в познавательную деятельность под руководством учителя. Классификация результатов внеурочной деятельности: Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улице, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр в защищенной, дружественной просоциальной среде. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, на улицах и дорогах. Тематическое планирование 8 класс № Раздел, тема занятий Вводное занятие Цели, задачи курса ПДД. Повторение изученного в 7 классе Раздел 1. Как не попасть в ДТП 6 часов 1 К-во часов 1 2 Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма. 3 4 Причины ДТП. Скрытые опасности на дорогах. «Дорожные 1 ловушки». Улицы и движение в населенном пункте. 1 5 Экскурсия: наблюдение за движением транспорта и пешеходов. 1 1 Подготовка классного часа «Знай правила движения как таблицу 1 умножения!» 7 Проектная работа по теме: «История возникновения правил 1 дорожного движения». Раздел 2. Изучение ПДД 16 часов 6 8 Общие положения, основные понятия и термины, принятые в ПДД. 1 9 КАСКО, ОСАГО 1 10 Дорога, элементы дороги. 1 11 Разметка проезжей части улиц и дорог. Перекрестки. Регулируемые 1 и нерегулируемые перекрестки. Разметка проезжей части улиц и дорог. Перекрестки. Регулируемые 1 и нерегулируемые перекрестки. 12 13 14 История дорожных знаков . 1 Проектная работа по теме: «Международный язык дорожных 1 знаков». 16 Правила пользования транспортными средствами. Остановка и 1 стоянка транспортных средств Интервал и дистанция. Скорость движения. Полоса движения. 1 17 Обгон. Работоспособность водителей и их надежность. 18 Выпуск буклета «Движение пешеходов индивидуально, группами и в 1 колонах». Проектная работа по теме: «Остановочный пункт автомобиля». 1 15 19 20 21 22 23 1 Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за 1 нарушение ПДД. Безопасность движения двухколесных транспортных средств. 1 1 Решение задач и тестов по ПДД. Решение задач и тестов по ПДД. 1 Раздел 3 Основы оказания первой доврачебной помощи 10 часов 24 Проектная работа по теме: «Аптечка автомобиля и ее содержимое». 1 25 Оказание первой помощи при ДТП. 1 26 Раны, их виды и оказание первой помощи. Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранах». Раны, их виды и оказание первой помощи. Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранах». Виды кровотечения и оказание первой помощи. Правила наложения жгута, закрутки. Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечении». 1 27 28 29 1 1 1 30 Виды повязок при ранении головы. 1 31 Практическое занятие «Наложение повязок при ранении на голову. 1 32 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. 1 Практическое занятие «Правила наложения шин на нижние и 1 верхние конечности». Традиционные массовые мероприятия. 1 час 33 34 Игра по правилам дорожного движения «Счастливый случай». 1 Инструктаж перед каникулами. ИТОГО 34