Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 04 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г Рабочая программа внеурочной деятельности «Крымскотатарский язык» Направление общекультурное Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна Класс: 5-А,Б 2023-2024 учебный год Срок реализации программы: 1 год с. Каменоломня, 2023г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Каменоломненская школа» Приказ № 213 от «31» августа 2023 г средняя 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются: 1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение:• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации)• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Коммуникативная компетенция Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи.Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Крымскотатарский язык – национальный язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым. Крымскотатарский язык – язык крымскотатарской художественной литературы. Крымскотатарский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о крымскотатарском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Наука о крымскотатарском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Система языка Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы крымскотатарского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.Состав слова (Морфемика) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов.Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Лексика и фразеологияСлово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Исконно крымскотатарские и заимствованные слова.Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка.Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в крымскотатарском языке.Служебные части речи.Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного крымскотатарского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. СинтаксисСловосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация ОрфографияПравописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.Прописная и строчная буквы. Перенос слов.Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.Сочетание знаков препинания. Употребление пунктуационных знаков. Культуроведческая компетенция Отражение в языке культуры и истории народа. Крымскотатарский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс Основное содержание курса, подлежащее усвоению Роль языка в жизни человека. Речь и общение. Речевая деятельность Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование, чтение, письмо, говорение); монолог и диалог; устная и письменная речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи (содержание, богатство, выразительность, правильность, логика). Текст, части текста; Составление плана (простого) к готовому тексту. Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова). Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях. Стилистические ошибки. Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь; описание предметов, животных; простая форма рассуждения. Аудирование (слушание и понимание) разных текстов. Чтение текстов разных по форме и стилю. Изложение (простой и сложный план). Устные и письменные изложения (отрывки из художественных произведений; изложение с элементами описания предмета, животного; изложение с рассуждением). Устное изложение в научном стиле. Диалог: случаи из жизни обучающихся. Сочинения (без плана). Сочинение-рассказ (устное и письменное). Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком, описание предмета, животного. Сочинение-рассуждение (устное и письменное), случаи из жизни обучающихся. Устный ответ на уроке крымскотатарского языка, на основании плана, в научном стиле. Устный отзыв на речь друга. Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся Обучающийся: Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения; находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю; находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план, определяет форму и стиль текста. Выразительно читает разные по стилю (разговорный, научный, художественный) тексты, Читает, основываясь на орфоэпические правила и правильную интонацию. Знает и отличает типы речи. Готовит рассказ с элементами описания предметов, животных. Подбирает материал к простому сочинениюрассуждению. Тексты разные по форме и стилю слушает и понимает. Обучающийся: Пересказывает прочитанное и услышанное по простому плану (подробно и сжато). Составляет диалог по предложенной теме, составляет устный и письменный диалог правильным литературным языком, при составлении диалога использует полученные языковые навыки, делит текст на абзацы; пользуется разными видами и типами речи; находит и поправляет ошибки своей речи. Готовит сочинения устные и письменные без плана. Готовит письменные и устные сочинения с описанием предмета, животного. Устно и письменно готовит и пишет сочинение-рассуждение из жизни учащегося. Устный ответ на уроке крымскотатарского языка. При подготовке ответа на уроке составляет план и таблицу. Сочинение-описание из жизни учащегося. Из жизни школы статья в газету. Официально-деловые документы. Письмо. Метапредметная связь. Описание предметов, животных, героев из художественных произведений; рассуждение над темой, идеей, содержанием художественных произведений. Описание предмета, животного, содержания произведений изобразительного искусства. Синтаксис и пунктуация Опираясь на случаи из жизни, пишет сочинение-повествование. Из жизни школы в газету пишет статью. Учится писать письмо. Знает особенности официально-деловой документации. Учится писать сочинения с элементами описания предметов, животных, людей. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение, граммтическая основа. Предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания в предложении. Интонация в предложении. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращение и их правописание. Муреккеп джумле; муреккеп джумледе токътав ишаретлери; джумлелерде интонация вастасы. Обучающийся: В словосочетании определяет главное и зависимое слова; правильно составляет словосочетание, отличает сложное и простое предлжения, выбирает предложения по цели высказывания, в предложении находит главные и второстепенные члены, в предложении находит однородные члены, вводные слова, обращения, в прямой речи находит слова автора, объясняет правила пунктуации в прямой речи. Различает предложения простые, сложные, осложненные; находит обобщающие слова и правильно расставляет знаки препинания. Знает и объясняет правила пунктуации в сложных предложениях, пользуется средствами интонации. Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи. Метапредметная связь. Обращение и диалог в произведениях художественной литературы. Обучающийся: правильно пользуется прямой речью и диалогом, составляет текст с диалогом, объясняет все изученные правила пунктуации. Фонетика и правописание Лексикология Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. Метапредметная связь. Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного творчества. Обучающийся: объясняет содержание слов; умеет правильно использовать словари, к словам правильно подбирает синонимы, антонимы. Правильно использует их в речи. Находит и исправляет лексические ошибки, умеет правильно использовать переводные словари. Словообразование. Состав слова Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Обуча.щиеся: Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в находит корень и суффиксы слова, находит однокоренные слова, крымскотатарском языке. объясняет особенности разных суффиксов. Правописание слов сложных и парных. Обучающиеся: Метапредметная связь. Различает слова сложные и парные, знает их правила правописания. Роль разных типов суффиксов в произведениях художественной литературы. Культурологическая компетенция Школа. Класс. На уроке. В школьном дворе. В школьной библиотеке. Уважение к книге. Школа в моей жизни. Моя семья. Члены моей семьи и их профессии. История моей семьи. Уважение к старшим. Мои Мои обязанности в семье. обязанности в семье. Мой день. Друзья и товарищи. Экскурсия в музей, зоопарк. Мой день. Моя Родина. История моей Родины. Город, село. Наша улица. Симферополь - столица Крыма. С чего начинается Родина? Крым и крымские татары. Национальные символы крымскотатарского народа. История символов: Мен халкъым акъкъында не билем? гимн, герб, флаг. Известные личности: Номан Челебиджихан, Исмаил Гаспринский, Бекир Чобан-заде, Осман Знаете ли вы известных людей Акъчокъракълы. крымскотатарского народа. Культура. Родной язык (язык матери). Жемчужины народного творчества: сказки, легенды, Почему мы должны беречь родной пословицы, частушки. язык? Праздники. Народные праздники: Хыдырлез, Наврез, Ораза, Къурбан. Роль праздников в моей жизни. Искусство крымскотатарского народа. Народная архитектура, скульптура, музыка, народные песни, Что такое искусство? вышивка. Отношение народа к воде: родники, колодцы и их роль. Роль воды в жизни человека. Человек и природа. Времена года: лето, осень, зима, весна. Животные и растения. Дикие и домашние Почему мы должны беречь природу? животные, птицы. В саду, лесу. Образ сада в устном народном творчестве. Труд человека (в поле, саду, заводе, фабрике, ферме). Нормы морали. нравственность). Черты характера человека (трудолюбие, Для чего человек трудится? доброта, Какие черты характера надо в себе воспитывать? Взаимоотношения в школе, городе, селе. Приветствие, нормы этикета, этики. Нужно ли быть воспитанным? Словосочетание. Предложение. Состав и строение словосочетаний и предложений. Культура речи. Использование словосочетаний в речи. Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и двусоставные предложения. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении. Культура речи. Использование предложений в речи с правильной интонацией. Метапредметная связь. Инверсия в художественных произведениях. Обучающийся: Распознает в словосочетаниях главные и зависимые слова; различает предложения по цели высказывания; правильно использует в речи словосочетания и предложения; использует в речи изученные орфограммы, ставит правильно знаки препинания. Различает и объясняет предложения односоставные и двусоставные. Знает и анализирует правила расстановки знаков препинания. Двусоставные предложения Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Культура речи. Использование в речи двусоставных предложений. Метапредметная связь. Роль эпитетов в художественном произведении. Обучащийся: Распознает двусосотавные предложения, находит главные и второстепенные предложения; знает и правильно расставляет знаки препинания в предложении. Знает главные и второстепенные члены. Правильно ставит тире межу подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения Односоставные предложения. Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные, безличные, обощенно-личные, неопределенно-личные; Односоставные назывные предложения. Культура речи. Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. Метапредметная связь. Роль односоставных предложений в художественных произведениях. Осложненные предложения Неполные предложения. Культура речи. Роль неполных предложений в диалогах. Обучающийся: Распознает односоставные предложения и использует их в речи. Различает и анализирует типы односоставных предложений. Находит главные члены предложения и основываясь на них распознает типы односоставных предложений. Обучающийся: Правильно составляет предложения, соответствующие предложения. и диалоги, используя Предложения с однородными членами; предложения с однородными членами и обощенными словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Культура речи. Роль интонации в предложениях с однородными членами. Метапредметная связь. Роль предложений с однородными членами в произведениях художественной литературы. Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения; граммтически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Культура речи. Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями. Метапредметная связь. Обучающийся: Распознает однородные члены предложения, использует их в речи с правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет знаки препинания; анализирует расстановку знаков препинания при однородных членах. Обучающийся: Распознает в предложениях обособленные члены, вводные конструкции, обращения; правильно расставляет знаки препинания и разъясняет расстановку. Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает: 1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. № 1 2 3 4 5 6 7 Разделы Введение Кириш Повторение Текрарлав Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве пунктуация Прямая речь.Диалог Фонетика Лексикология Повторение.Текст.Текр арлав Итого Колво часов Из них УРР В том числе Диктант Тесты Изложение Сочинение 1 3 10 1 1 1 1 2 10 6 2 1 1 1 1 1 1 34 4 3 1 1 1 1