РП ВД 5 кл _Крымскотатарский язык_

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на
заседании
методического
объединения учителей гуманитарного
цикла
Протокол № 04
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол №14
от «30» августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымскотатарский язык»
Направление общекультурное
Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна
Класс: 5-А,Б
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год

с. Каменоломня, 2023г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Каменоломненская
школа»
Приказ № 213
от «31» августа 2023 г

средняя

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации)• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);• владение
различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого
общения;• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.коммуникативно целесообразное
взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах,

обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как
одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной
речевой практике;9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы.
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический,
официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью,
очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи.
Критерии культуры речи.Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание,
рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки

зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной
разновидности языка, определенному стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и
диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями
и ситуацией общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Крымскотатарский язык – национальный язык крымскотатарского народа, один из государственных
языков Республики Крым. Крымскотатарский язык – язык крымскотатарской художественной литературы. Крымскотатарский язык как
развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о крымскотатарском литературном языке и его
нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о крымскотатарском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической
транскрипции.
Основные орфоэпические нормы крымскотатарского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и
интонационных норм.Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.Лексика и фразеологияСлово – основная единица
языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно крымскотатарские и заимствованные слова.Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка.Основные выразительные средства лексики и
фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология
Система частей речи в крымскотатарском языке.Служебные части речи.Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного крымскотатарского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
СинтаксисСловосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения
простые и сложные.Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация ОрфографияПравописание гласных и согласных в составе морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.Сочетание знаков
препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция Отражение в языке культуры и истории народа. Крымскотатарский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс

Основное содержание курса, подлежащее усвоению
Роль языка в жизни человека.
Речь и общение. Речевая деятельность
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование,
чтение, письмо, говорение); монолог и диалог; устная и письменная
речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к речи
(содержание, богатство, выразительность, правильность, логика).
Текст, части текста; Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в тексте
(союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные слова).
Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи. Общие
сведения о разговорном, научном, художественном стилях.
Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь;
описание предметов, животных; простая форма рассуждения.
Аудирование (слушание и понимание) разных текстов.
Чтение текстов разных по форме и стилю.
Изложение (простой и сложный план). Устные и письменные
изложения (отрывки из художественных произведений; изложение с
элементами описания предмета,
животного; изложение с
рассуждением).
Устное изложение в научном стиле.
Диалог: случаи из жизни обучающихся.
Сочинения (без плана). Сочинение-рассказ (устное и письменное).
Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком,
описание предмета, животного. Сочинение-рассуждение (устное и
письменное), случаи из жизни обучающихся.
Устный ответ на уроке крымскотатарского языка, на основании плана,
в научном стиле.
Устный отзыв на речь друга.

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть
учащийся

Обучающийся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения;
находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет
содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю;
находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание
услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный
текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план, определяет
форму и стиль текста.
Выразительно читает разные по стилю (разговорный, научный,
художественный) тексты, Читает, основываясь на орфоэпические
правила и правильную интонацию.
Знает и отличает типы речи. Готовит рассказ с элементами описания
предметов, животных. Подбирает материал к простому сочинениюрассуждению.
Тексты разные по форме и стилю слушает и понимает.
Обучающийся:
Пересказывает прочитанное и услышанное по простому плану
(подробно и сжато). Составляет диалог по предложенной теме,
составляет устный и письменный диалог правильным литературным
языком, при составлении диалога использует полученные языковые
навыки, делит текст на абзацы; пользуется разными видами и типами
речи; находит и поправляет ошибки своей речи.
Готовит сочинения устные и письменные без плана. Готовит
письменные и устные сочинения с описанием предмета, животного.
Устно и письменно готовит и пишет сочинение-рассуждение из жизни
учащегося.
Устный ответ на уроке крымскотатарского языка. При подготовке
ответа на уроке составляет план и таблицу.

Сочинение-описание из жизни учащегося.
Из жизни школы статья в газету.
Официально-деловые документы. Письмо.
Метапредметная связь. Описание предметов, животных, героев из
художественных произведений; рассуждение над темой, идеей,
содержанием художественных произведений. Описание предмета,
животного, содержания произведений изобразительного искусства.
Синтаксис и пунктуация

Опираясь на случаи из жизни, пишет сочинение-повествование.
Из жизни школы в газету пишет статью.
Учится писать письмо. Знает особенности официально-деловой
документации.
Учится писать сочинения с элементами описания предметов,
животных, людей.

Словосочетание. Главное и зависимое слово.
Связь слов в словосочетании.
Предложение, граммтическая основа.
Предложения
по
цели
высказывания:
повествовательное,
вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания
в предложении. Интонация в предложении. Главные члены
предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены
предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные
члены
предложения;
правила
пунктуации;
обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их
правописание; обращение и их правописание.
Муреккеп джумле; муреккеп джумледе токътав ишаретлери;
джумлелерде интонация вастасы.

Обучающийся:
В словосочетании определяет главное и зависимое слова; правильно
составляет словосочетание, отличает сложное и простое предлжения,
выбирает предложения по цели высказывания, в предложении находит
главные и второстепенные члены, в предложении находит однородные
члены, вводные слова, обращения, в прямой речи находит слова
автора, объясняет правила пунктуации в прямой речи.
Различает предложения простые, сложные, осложненные; находит
обобщающие слова и правильно расставляет знаки препинания.
Знает и объясняет правила пунктуации в сложных предложениях,
пользуется средствами интонации.

Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи.
Метапредметная связь.
Обращение и диалог в произведениях художественной литературы.

Обучающийся:
правильно пользуется прямой речью и диалогом, составляет текст
с диалогом, объясняет все изученные правила пунктуации.

Фонетика и правописание
Лексикология

Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с
прямым и переносным значением. Знакомство с переводным словарем.
Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари
синонимов и антонимов.
Метапредметная связь.
Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного
творчества.

Обучающийся:
объясняет содержание слов; умеет правильно использовать словари, к
словам правильно подбирает синонимы, антонимы. Правильно
использует их в речи.
Находит и исправляет лексические ошибки, умеет правильно
использовать переводные словари.

Словообразование. Состав слова
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Обуча.щиеся:
Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в находит корень и суффиксы слова, находит однокоренные слова,
крымскотатарском языке.
объясняет особенности разных суффиксов.
Правописание слов сложных и парных.
Обучающиеся:
Метапредметная связь.
Различает слова сложные и парные, знает их правила правописания.
Роль разных типов суффиксов в произведениях художественной
литературы.
Культурологическая компетенция
Школа. Класс. На уроке. В школьном дворе. В школьной библиотеке. Уважение к книге.
Школа в моей жизни.
Моя семья. Члены моей семьи и их профессии. История моей семьи. Уважение к старшим. Мои Мои обязанности в семье.
обязанности в семье.
Мой день. Друзья и товарищи. Экскурсия в музей, зоопарк.
Мой день.
Моя Родина. История моей Родины. Город, село. Наша улица. Симферополь - столица Крыма.

С чего начинается Родина?

Крым и крымские татары. Национальные символы крымскотатарского народа. История символов: Мен халкъым акъкъында не билем?
гимн, герб, флаг.
Известные личности: Номан Челебиджихан, Исмаил Гаспринский, Бекир Чобан-заде, Осман Знаете ли вы известных людей
Акъчокъракълы.
крымскотатарского народа.

Культура. Родной язык (язык матери). Жемчужины народного творчества: сказки, легенды, Почему мы должны беречь родной
пословицы, частушки.
язык?
Праздники. Народные праздники: Хыдырлез, Наврез, Ораза, Къурбан.

Роль праздников в моей жизни.

Искусство крымскотатарского народа. Народная архитектура, скульптура, музыка, народные песни, Что такое искусство?
вышивка.
Отношение народа к воде: родники, колодцы и их роль.

Роль воды в жизни человека.

Человек и природа. Времена года: лето, осень, зима, весна. Животные и растения. Дикие и домашние Почему мы должны беречь природу?
животные, птицы. В саду, лесу. Образ сада в устном народном творчестве.
Труд человека (в поле, саду, заводе, фабрике, ферме).
Нормы морали.
нравственность).

Черты

характера

человека

(трудолюбие,

Для чего человек трудится?
доброта, Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Взаимоотношения в школе, городе, селе. Приветствие, нормы этикета, этики. Нужно ли быть воспитанным?

Словосочетание.
Предложение.
Состав
и
строение
словосочетаний и предложений. Культура речи.
Использование словосочетаний в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения
восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные
и двусоставные предложения. Порядок слов в предложении. Знаки
препинания в предложении.
Культура речи.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
Метапредметная
связь.
Инверсия
в
художественных
произведениях.

Обучающийся:
Распознает в словосочетаниях главные и зависимые слова; различает
предложения по цели высказывания; правильно использует в речи
словосочетания и предложения; использует в речи изученные
орфограммы, ставит правильно знаки препинания.
Различает и объясняет предложения односоставные и двусоставные.
Знает и анализирует правила расстановки знаков препинания.

Двусоставные предложения
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены
предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире
между подлежащим и сказуемым.
Культура речи.
Использование в речи двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль эпитетов в художественном произведении.

Обучащийся:
Распознает двусосотавные предложения, находит главные и
второстепенные предложения; знает и правильно расставляет знаки
препинания в предложении. Знает главные и второстепенные члены.
Правильно ставит тире межу подлежащим и сказуемым.

Односоставные предложения
Односоставные предложения.
Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные,
безличные,
обощенно-личные,
неопределенно-личные;
Односоставные назывные предложения.
Культура речи.
Использование в речи односоставных и двусоставных
предложений.
Метапредметная связь.
Роль
односоставных
предложений
в
художественных
произведениях.
Осложненные предложения
Неполные предложения.
Культура речи.
Роль неполных предложений в диалогах.

Обучающийся:
Распознает односоставные предложения и использует их в речи.
Различает и анализирует типы односоставных предложений. Находит
главные члены предложения и основываясь на них распознает типы
односоставных предложений.

Обучающийся:
Правильно
составляет
предложения,
соответствующие предложения.

и

диалоги,

используя

Предложения с однородными членами; предложения с
однородными членами и обощенными словами при них. Знаки
препинания при однородных членах.
Культура речи.
Роль интонации в предложениях с однородными членами.
Метапредметная связь.
Роль предложений с однородными членами в произведениях
художественной литературы.
Предложения с обособленными членами: обособленные
определения,
обособленные
дополнения,
обособленные
приложения; граммтически связанные слова в предложении:
обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила
пунктуации при них.
Культура речи.
Использование в речи предложений с обособленными членами,
обращениями, вводными конструкциями.
Метапредметная связь.

Обучающийся:
Распознает однородные члены предложения, использует их в речи с
правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет знаки
препинания; анализирует расстановку знаков препинания при
однородных членах.

Обучающийся:
Распознает в предложениях обособленные члены, вводные конструкции,
обращения; правильно расставляет знаки препинания и разъясняет
расстановку.
Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой
дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся,
соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и
аргументировать своё мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное
оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
№

1
2
3
4
5
6
7

Разделы

Введение Кириш
Повторение Текрарлав
Синтаксис
и
пунктуация. Синтаксис
ве пунктуация
Прямая речь.Диалог
Фонетика
Лексикология
Повторение.Текст.Текр
арлав
Итого

Колво
часов

Из них
УРР

В том числе
Диктант Тесты

Изложение Сочинение

1
3
10

1

1
1

1

2
10
6
2

1
1
1

1
1

1

34

4

3

1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».