Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического
объединения учителей гуманитарного
цикла
заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Директор МБОУ
Протокол № 04
Протокол №14
«Каменоломненская средняя
школа»
от «30» августа 2023 г
Приказ № 213
от «29» августа 2023 г.
от «31» августа 2023 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымскотатарский язык»
Направление общекультурное
Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна
Класс: 9-А
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
с.Каменоломня,2023 г.
с. Каменоломня, 2023г1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области
«Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами
крымскотатарского языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения
принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
• развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и
готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры крымскотатарского народа; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры;
• формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)
ценности, свою позицию гражданина и патриота своей Родины.
Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в:
• развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум;
• совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том
числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам,
формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
• умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные
средства);
• умении рационально планировать свой учебный труд;
• развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке.
Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем
общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как:
Речевая компетентность
Говорение
Диалогическая речь
• вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексикограмматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном
обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того,
учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста.
Монологическая речь
• рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях;
• описывают людей, животных, персонажей литературных произведений;
• передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
Аудирование
• воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью/беседа);
• воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя
нужную/запрашиваемую информацию.
Чтение
• читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
• читать тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной /запрашиваемой информации;
• читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием различных
приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод).
Письменная речь
• заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме;
• писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами):
• адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета;
• знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы
глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи;
• распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений;
• использовать прямую и косвенную речь;
• систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка.
Социокультурная компетентность:
• знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета;
• ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке;
• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
• иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар;
• понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов.
Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме
информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д.
Обучающиеся должны знать:
-национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения
-основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- явления многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-особенности строения односоставных предложений
- тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания
Обучающиеся должны уметь:
1)понимать крымскотатарский язык как один из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознавать эстетические ценности крымскотатарского языка; уважительно относиться к родному языку, сохранить чистоту крымскотатарского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) владеть всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной
мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;адекватное восприятие на
слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
4) извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
5)овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:способность
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);уметь создавать
устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;способность свободно, правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;владение
различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного
крымскотатарского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;способность
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;способность
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
6) коммуникативно целесообразное взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какого-либо
задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
7) усваивать основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
8) осваивать базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
9) овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
10) распознавать и анализировать основные единицы языка
11) проводить различне виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ
словосочетания и предложения
2.Содержание учебного предмета
Основное содержание курса, подлежащее усвоению
Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся
Речь
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах,
жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развернутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом
стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация,
развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических
памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинениярассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль).
Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Метапредметная связь. Художественный анализ героя произведения.
Обучающийся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения; находит
ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет содержание,
выразительно читает тексты разные по форме и стилю; находит и
вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание услышанного и
прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный текст умеет
пересказать, к тексту составляет простой план, определяет форму и стиль
текста.
Слушает, понимает, читает тексты разных жанров, стилей.
Развернуто пересказывает устно и письменно по сложному плану. Готовит
изложение связанные с тематикой искусства, историей.
Готовит изложение в научном и публицистическом стиле на материале
радио и телевизионных передач.
Составляет диалоги разные по теме.
Готовит сочинения по сложному плану с правильной композицией. Пишет
сочинения, посвященные историческим памятникам, городу, селу, улице.
Пишет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в
публицистическом стиле.
Пишет сочинение-повествование на тему языка в научном стиле.
Составляет протоколы.
Повторение тем, изученных в 5-7 классах
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение.
Двусоставные предложения
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Культура речи.
Использование в речи двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль эпитетов в художественном произведении.
Обучащийся:
Распознает двусосотавные предложения, находит главные и второстепенные
предложения; знает и правильно расставляет знаки препинания в
предложении. Знает главные и второстепенные члены. Правильно ставит
тире межу подлежащим и сказуемым.
Односоставные предложения
Односоставные предложения.
Обучающийся:
Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные, безличные,
обощенно-личные, неопределенно-личные; Односоставные назывные
предложения.
Распознает односоставные предложения и использует их в речи.
Различает и анализирует типы односоставных предложений. Находит
главные члены предложения и основываясь на них распознает типы
односоставных предложений.
Культура речи.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль односоставных предложений в художественных произведениях.
Осложненные предложения
Неполные предложения.
Обучающийся:
Культура речи.
Правильно составляет предложения, и диалоги, используя
соответствующие предложения.
Роль неполных предложений в диалогах.
Предложения с однородными членами; предложения с однородными членами Обучающийся:
и обощенными словами при них. Знаки препинания при однородных членах.
Распознает однородные члены предложения, использует их в речи с
правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет знаки
Культура речи.
препинания; анализирует расстановку знаков препинания при
Роль интонации в предложениях с однородными членами.
однородных членах.
Метапредметная связь.
Роль предложений с однородными членами в произведениях художественной
литературы.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения,
обособленные дополнения, обособленные приложения; граммтически
связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные
конструкции. Правила пунктуации при них.
Обучающийся:
Распознает в предложениях обособленные члены, вводные конструкции,
обращения; правильно расставляет знаки препинания и разъясняет
расстановку.
Культура речи.
Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями,
вводными конструкциями.
Метапредметная связь.
Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации.
Роль вводных конструкций в текстах научного стиля (математика, физика, история)
Повторение пройденных тем в 5-8 классах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Школьный урок»
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой
дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение
техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё
мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание,
взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Предмет
Реализация программы воспитания
Родной
язык
и
родная Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в
литература (крымскотатарский) культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
№
разделы
Кол-во
часов
Из них
1
УРР
1
Вводный урок.Кириш.
1
2
Повторение.Текрарлав.
1
3
Сложные предложения.Муреккеп джумле
1
4
Сложносочинённые предложения. Тизме муреккеп джумлелер.
5
5
Бессоюзные сложные предложения. Багълайыджысыз муреккеп джумлелер
2
6
Сложные предложения с разными видами связи. Прямая речь. Диалог. Чешит багъ
васталы муреккеп джумлелер. Кочюрильме ве къыя лаф
7
3
7
Сложноподчинённые предложения.Табили муреккеп джумлелер.
14
3
8
Повторение.Текрарлав
3
Всего
34
1
8