Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Директор МБОУ Протокол № 04 Протокол №14 «Каменоломненская средняя школа» от «30» августа 2023 г Приказ № 213 от «29» августа 2023 г. от «31» августа 2023 г Рабочая программа внеурочной деятельности «Крымскотатарский язык» Направление общекультурное Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна Класс: 9-А 2023-2024 учебный год Срок реализации программы: 1 год с.Каменоломня,2023 г. с. Каменоломня, 2023г1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне: • стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами крымскотатарского языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности; • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; • развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры крымскотатарского народа; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; • формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою позицию гражданина и патриота своей Родины. Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в: • развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; • умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум; • совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов; • умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные средства); • умении рационально планировать свой учебный труд; • развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке. Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как: Речевая компетентность Говорение Диалогическая речь • вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексикограмматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста. Монологическая речь • рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях; • описывают людей, животных, персонажей литературных произведений; • передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку; • рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы. Аудирование • воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью/беседа); • воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя нужную/запрашиваемую информацию. Чтение • читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; • читать тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной /запрашиваемой информации; • читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием различных приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод). Письменная речь • заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме; • писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка; • составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Языковая компетентность (владение языковыми средствами): • адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах; • соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы; • распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета; • знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); • понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; • распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи; • распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений; • использовать прямую и косвенную речь; • систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка. Социокультурная компетентность: • знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; • распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета; • ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке; • иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); • иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар; • понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов. Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д. Обучающиеся должны знать: -национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения -основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); - явления многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; -особенности строения односоставных предложений - тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания Обучающиеся должны уметь: 1)понимать крымскотатарский язык как один из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознавать эстетические ценности крымскотатарского языка; уважительно относиться к родному языку, сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); 4) извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; 5)овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного крымскотатарского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 6) коммуникативно целесообразное взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какого-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 7) усваивать основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 8) осваивать базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 9) овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 10) распознавать и анализировать основные единицы языка 11) проводить различне виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения 2.Содержание учебного предмета Основное содержание курса, подлежащее усвоению Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся Речь Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение). Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах. Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю. Изложения (сложный план). Устные и письменные развернутые изложения. Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач). Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме. Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинениярассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование. Документы. Протокол. Метапредметная связь. Художественный анализ героя произведения. Обучающийся: Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения; находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю; находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план, определяет форму и стиль текста. Слушает, понимает, читает тексты разных жанров, стилей. Развернуто пересказывает устно и письменно по сложному плану. Готовит изложение связанные с тематикой искусства, историей. Готовит изложение в научном и публицистическом стиле на материале радио и телевизионных передач. Составляет диалоги разные по теме. Готовит сочинения по сложному плану с правильной композицией. Пишет сочинения, посвященные историческим памятникам, городу, селу, улице. Пишет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле. Пишет сочинение-повествование на тему языка в научном стиле. Составляет протоколы. Повторение тем, изученных в 5-7 классах Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Двусоставные предложения Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Культура речи. Использование в речи двусоставных предложений. Метапредметная связь. Роль эпитетов в художественном произведении. Обучащийся: Распознает двусосотавные предложения, находит главные и второстепенные предложения; знает и правильно расставляет знаки препинания в предложении. Знает главные и второстепенные члены. Правильно ставит тире межу подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения Односоставные предложения. Обучающийся: Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные, безличные, обощенно-личные, неопределенно-личные; Односоставные назывные предложения. Распознает односоставные предложения и использует их в речи. Различает и анализирует типы односоставных предложений. Находит главные члены предложения и основываясь на них распознает типы односоставных предложений. Культура речи. Использование в речи односоставных и двусоставных предложений. Метапредметная связь. Роль односоставных предложений в художественных произведениях. Осложненные предложения Неполные предложения. Обучающийся: Культура речи. Правильно составляет предложения, и диалоги, используя соответствующие предложения. Роль неполных предложений в диалогах. Предложения с однородными членами; предложения с однородными членами Обучающийся: и обощенными словами при них. Знаки препинания при однородных членах. Распознает однородные члены предложения, использует их в речи с правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет знаки Культура речи. препинания; анализирует расстановку знаков препинания при Роль интонации в предложениях с однородными членами. однородных членах. Метапредметная связь. Роль предложений с однородными членами в произведениях художественной литературы. Предложения с обособленными членами: обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения; граммтически связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них. Обучающийся: Распознает в предложениях обособленные члены, вводные конструкции, обращения; правильно расставляет знаки препинания и разъясняет расстановку. Культура речи. Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями. Метапредметная связь. Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации. Роль вводных конструкций в текстах научного стиля (математика, физика, история) Повторение пройденных тем в 5-8 классах ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Модуль «Школьный урок» Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает: 1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся. 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися). Предмет Реализация программы воспитания Родной язык и родная Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в литература (крымскотатарский) культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. № разделы Кол-во часов Из них 1 УРР 1 Вводный урок.Кириш. 1 2 Повторение.Текрарлав. 1 3 Сложные предложения.Муреккеп джумле 1 4 Сложносочинённые предложения. Тизме муреккеп джумлелер. 5 5 Бессоюзные сложные предложения. Багълайыджысыз муреккеп джумлелер 2 6 Сложные предложения с разными видами связи. Прямая речь. Диалог. Чешит багъ васталы муреккеп джумлелер. Кочюрильме ве къыя лаф 7 3 7 Сложноподчинённые предложения.Табили муреккеп джумлелер. 14 3 8 Повторение.Текрарлав 3 Всего 34 1 8