РП ВД 9 кл крымскотатарский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменоломненская средняя школа» Сакского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического
объединения учителей гуманитарного
цикла

заместителем директора МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»

Директор МБОУ

Протокол № 04

Протокол №14

«Каменоломненская средняя
школа»

от «30» августа 2023 г

Приказ № 213

от «29» августа 2023 г.

от «31» августа 2023 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Крымскотатарский язык»
Направление общекультурное
Учитель Сейтвелиева Гульнара Саитовна
Класс: 9-А
2023-2024 учебный год
Срок реализации программы: 1 год

с.Каменоломня,2023 г.

с. Каменоломня, 2023г1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты выпускников старшей школы, формируемые при изучении крымскотатарского языка на базовом уровне:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области
«Крымскотатарский язык», развитие собственной речевой культуры в целом, лучшее осознание возможностей самореализации средствами
крымскотатарского языка, в том числе в будущей профессиональной деятельности;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность, а также умения
принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;
• развитие умения ориентироваться в современном поликультурном, полиязычном мире, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и
готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других народов; освоение ценностей культуры крымскотатарского народа; толерантное
отношение к проявлениям иной культуры;
• формирование активной жизненной позиции, готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)
ценности, свою позицию гражданина и патриота своей Родины.
Метапредметные результаты изучения крымскотатарского языка на базовом уровне в старшей школе проявляются в:
• развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение; умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• умении осуществлять индивидуальную и совместную с другими учащимися проектную работу, в том числе с выходом в социум;
• совершенствовании умений работы с информацией: поиск и выделение нужной информации с использованием разных источников информации, в том
числе Интернета, обобщение информации; умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам,
формулировать основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных
фактов;
• умении использовать справочный материал (грамматический и орфографический справочники, двуязычный и толковый словари, мультимедийные
средства);
• умении рационально планировать свой учебный труд;
• развитии умений самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на крымскотатарском языке.
Предметные результаты состоят в достижении коммуникативной компетентности в крымскотатарском языке на начальном уровне, позволяющем
общаться как с носителями крымскотатарского языка, так и с представителями тюркоязычных народов.
Коммуникативная компетентность предполагает сформированность таких её составляющих, как:
Речевая компетентность
Говорение

Диалогическая речь
• вести все виды диалога, включая комбинированный, в стандартных ситуациях общения в пределах изученной тематики и усвоенного лексикограмматического материала, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя, переспрашивая собеседника. При целенаправленном
обучении диалогической речи учащимся предлагается диалог-образец, на основе которого они выстраивают собственную беседу. Кроме того,
учащиеся могут участвовать в диалоге после прочтения или прослушивания текста.
Монологическая речь
• рассказывать/сообщать о себе, своем окружении, своей Родине, событиях/явлениях;
• описывают людей, животных, персонажей литературных произведений;
• передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение, давать оценку;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы.
Аудирование
• воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью/беседа);
• воспринимать на слух и понимать краткие аудио- и видеотексты (объявления, реклама и т.д.), сообщения, рассказы, беседы на бытовые темы, выделяя
нужную/запрашиваемую информацию.
Чтение
• читать тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
• читать тексты с выборочным пониманием значимой/ нужной /запрашиваемой информации;
• читать несложные тексты разных жанров и стилей (преимущественно научно-популярные) с полным пониманием и использованием различных
приёмов смысловой переработки текста (ключевые слова, выборочный перевод).
Письменная речь
• заполнять анкеты и формуляры, составлять резюме;
• писать личное письмо заданного объёма в ответ на письмо в соответствии с нормами крымскотатарского языка;
• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетентность (владение языковыми средствами):
• адекватно произносить и различать на слух все звуки изучаемого языка; соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное,
повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
• распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого) этикета;
• знать и применять основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
• понимать явление многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
• распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции крымскотатарского языка: временные формы
глаголов, существительные, прилагательные и наречия (в том числе их степени сравнения), местоимения, числительные, служебные части речи;
• распознавать и употреблять сложносочинённые, сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных предложений;
• использовать прямую и косвенную речь;

• систематизировать знания о грамматическом строе изучаемого языка.
Социокультурная компетентность:
• знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения; применять эти знания в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
• распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные средства речевого этикета;
• ознакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы на крымскотатарском языке;
• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымских татар (известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру);
• иметь представление о сходстве и различиях в традициях своего народа и крымских татар;
• понимать важность владения крымскотатарским языком, как неотъемлемой части тюркоязычных народов.
Компенсаторная компетентность: уметь выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме
информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен и т.д.
Обучающиеся должны знать:
-национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения
-основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- явления многозначности слов родного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-особенности строения односоставных предложений
- тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания
Обучающиеся должны уметь:
1)понимать крымскотатарский язык как один из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознавать эстетические ценности крымскотатарского языка; уважительно относиться к родному языку, сохранить чистоту крымскотатарского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) владеть всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной
мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;адекватное восприятие на
слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

4) извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
5)овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:способность
определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);уметь создавать
устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;способность свободно, правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;владение
различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос,
диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного
крымскотатарского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;способность
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;способность
осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с
точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
6) коммуникативно целесообразное взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какого-либо
задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
7) усваивать основы научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
8) осваивать базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

9) овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
10) распознавать и анализировать основные единицы языка
11) проводить различне виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ
словосочетания и предложения

2.Содержание учебного предмета
Основное содержание курса, подлежащее усвоению

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся

Речь
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах,
жанрах.
Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развернутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом
стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация,
развязка. Устные и письменные сочинения-описания исторических
памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинениярассуждения на морально-этические темы (публицистический стиль).
Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Метапредметная связь. Художественный анализ героя произведения.

Обучающийся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения; находит
ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет содержание,
выразительно читает тексты разные по форме и стилю; находит и
вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание услышанного и
прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный текст умеет
пересказать, к тексту составляет простой план, определяет форму и стиль
текста.
Слушает, понимает, читает тексты разных жанров, стилей.
Развернуто пересказывает устно и письменно по сложному плану. Готовит
изложение связанные с тематикой искусства, историей.
Готовит изложение в научном и публицистическом стиле на материале
радио и телевизионных передач.
Составляет диалоги разные по теме.
Готовит сочинения по сложному плану с правильной композицией. Пишет
сочинения, посвященные историческим памятникам, городу, селу, улице.
Пишет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в
публицистическом стиле.
Пишет сочинение-повествование на тему языка в научном стиле.
Составляет протоколы.

Повторение тем, изученных в 5-7 классах
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение.
Двусоставные предложения

Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Культура речи.
Использование в речи двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль эпитетов в художественном произведении.

Обучащийся:
Распознает двусосотавные предложения, находит главные и второстепенные
предложения; знает и правильно расставляет знаки препинания в
предложении. Знает главные и второстепенные члены. Правильно ставит
тире межу подлежащим и сказуемым.

Односоставные предложения
Односоставные предложения.

Обучающийся:

Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные, безличные,
обощенно-личные, неопределенно-личные; Односоставные назывные
предложения.

Распознает односоставные предложения и использует их в речи.
Различает и анализирует типы односоставных предложений. Находит
главные члены предложения и основываясь на них распознает типы
односоставных предложений.

Культура речи.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль односоставных предложений в художественных произведениях.
Осложненные предложения
Неполные предложения.

Обучающийся:

Культура речи.

Правильно составляет предложения, и диалоги, используя
соответствующие предложения.

Роль неполных предложений в диалогах.

Предложения с однородными членами; предложения с однородными членами Обучающийся:
и обощенными словами при них. Знаки препинания при однородных членах.
Распознает однородные члены предложения, использует их в речи с
правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет знаки
Культура речи.
препинания; анализирует расстановку знаков препинания при
Роль интонации в предложениях с однородными членами.
однородных членах.
Метапредметная связь.
Роль предложений с однородными членами в произведениях художественной

литературы.

Предложения с обособленными членами: обособленные определения,
обособленные дополнения, обособленные приложения; граммтически
связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные
конструкции. Правила пунктуации при них.

Обучающийся:
Распознает в предложениях обособленные члены, вводные конструкции,
обращения; правильно расставляет знаки препинания и разъясняет
расстановку.

Культура речи.
Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями,
вводными конструкциями.
Метапредметная связь.

Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации.

Роль вводных конструкций в текстах научного стиля (математика, физика, история)
Повторение пройденных тем в 5-8 классах

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Модуль «Школьный урок»
Использование воспитательных возможностей организации урока на уровне основного общего образования предполагает:
1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.
2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой
дисциплины).
3. Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение
техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).
4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё
мнение).
5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание,
взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися).
6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).
Предмет
Реализация программы воспитания
Родной
язык
и
родная Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в
литература (крымскотатарский) культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.

№

разделы

Кол-во
часов

Из них

1

УРР

1

Вводный урок.Кириш.

1

2

Повторение.Текрарлав.

1

3

Сложные предложения.Муреккеп джумле

1

4

Сложносочинённые предложения. Тизме муреккеп джумлелер.

5

5

Бессоюзные сложные предложения. Багълайыджысыз муреккеп джумлелер

2

6

Сложные предложения с разными видами связи. Прямая речь. Диалог. Чешит багъ
васталы муреккеп джумлелер. Кочюрильме ве къыя лаф

7

3

7

Сложноподчинённые предложения.Табили муреккеп джумлелер.

14

3

8

Повторение.Текрарлав

3

Всего

34

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».