РП 7 кл Матем грамотность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей естественно-математического цикла
Протокол № 4 от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ
«Каменоломненская средняя школа»
Протокол № 14 от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Развитие математической грамотности»
для основного общего образования
на 2023/2024 учебный год
7А класс

2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя школа»
№ 213 от «31» августп 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» для 7 класса составлена с учётом ФГОС.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности. В 7 классе обучающиеся
учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, могут иметь как личный, местный, так и национальные глобальные
аспекты. Обучающиеся должны обладать универсальными способами анализа информации и её интеграции в единое целое. В таком контексте
математическая грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования, в первую очередь
общего, с многоплановой человеческой деятельностью.
В основу математической грамотности положены три пересекающихся аспекта:




математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях;
контекст, в котором представлена проблема;
атематические мыслительные процессы, которые описывают, что делает ученик, чтобы связать этот контекст с математикой,
необходимой для решения поставленной проблемы.

Низкий уровень математической грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному
российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития математической грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития математической
грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их математическая грамотность.
Поскольку математическая грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование
человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта
доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов. В программе учитываются возрастные и психологические особенности
школьников данного возраста, обучающихся на ступени основного общего образования.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: развитие способности учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Задачи:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
 интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.





При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
 построение алгоритма действий;
 фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
 работа в парах, взаимопроверка;
 самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
 постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
 обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.

Содержание учебного курса (34 часа)
Модуль 1 (15 часов)
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта «Новая
квартира» : расчеты сметы ремонта, расчеты сметы на обстановку. Составление расчетов коммунальных услуг всей семьи, планирование
расходов на отпуск семьи, учёт расходов на питание.
Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и линейки. Решение задач на нахождение неизвестных элементов
простых геометрических фигур, многоугольников, окружностей. Формирование числовых
и пространственных представлений у детей.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Решение
математических задач, требующих от учащихся
логических рассуждений. Решение обратных задач, используя
круговую схему. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Модуль 2 (19 часов)
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Создание проекта
«Вязаные вещи» и «Новое дорожное покрытие». Начальные понятия геометрии. Основные построения с помощью циркуля и линейки.
Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых геометрических фигур, многоугольников, окружностей. Формирование
числовых
и пространственных представлений у детей. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Решение
математических задач, требующих от учащихся логических рассуждений. Решение обратных задач, используя круговую схему.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Курс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:







выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников
дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами является формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий (УУД).















Регулятивные УУД:
самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
предполагать развитие будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные УУД:
















оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в
форме внутренней речи;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою
позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других,
в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для
достижения этих целей.


Познавательные УУД:








выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки аналитических вопросов для решения
задач;
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;












владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих стандартное применение одного из них;
исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости их проверки на практике;
самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта
исследовательской и проектной деятельности.












Предметные результаты:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную
культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к
решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания
и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с
простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях
выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить
примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.

Результаты обучения:






уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения
кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».