РП Психология 11кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического
объединения
учителей
естественноматематического цикла
Протокол № 04
от «30_» _августа_2023 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем
директора
МБОУ «Каменоломненская
средняя школа»
Протокол №_14_
от «30_» августа 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
приказом
МБОУ«Каменоломненская
средняя
школа»
№_213____
от «31_» августа 2023 г

ПРОГРАММА КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11КЛАССОВ
( Программа по психологии для 10 -11 классов создана
на основе авторских программ Пономаренко Л.П., Белоусовой Л.В.
«Основы психологии для старшеклассников»)

СОСТАВИТЕЛЬ: ШИРИНСКАЯ Л.И.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

2023 ГОД

Пояснительная записка
Настоящая программа по психологии для 10 -11 классов создана на основе авторских
программ Пономаренко Л.П., Белоусовой Л.В. «Основы психологии для старшеклассников».
Программа учебного курса по психологии для старшеклассников.

Опубликована в учебном

пособии в 2001 г., Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их
педагогов. Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997г., Рогов Е.И. «Психология познания». ВЛАДОС,
«Азбука психологии», 1998 г., Учебное пособие для старшеклассников и педагогической практики
студентов «Психология самопознания», Изд-во Амурского гос.ун-та 1996г.
Цель: Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры
учащихся, развитие социальных компетенций учащихся.
Задачи:


способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;



развить компетенции рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;



развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;



обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;



обучить приемам творческого преодоления конфликтов.

Общая характеристика курса
Методической особенностью данной программы является проблемно-диалогический
подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют
проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить
высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или
отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся,
удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию»
школьниками

различных

аспектов

психологических

явлений

и

фактов;

осознанию

необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в
процессе

межличностного

взаимодействия,

преимуществ

конструктивных

взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной программы является создание атмосферы
доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут
свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры. Выполнять
упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения
вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы
психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель чаще выступает как фасилитатор, организующей
конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного
слушания, гибкости и творческого подхода.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи
курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические

положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся
применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по
темам

курса,

плакаты,

схемы,

видеоматериалы,

«Дневник

профессионального

самоопределения».
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:


программа;



методическое пособие для учителя;



дидактический материал на электронных носителях.

Особенности содержания курса «Основы психологии» (10 класс). Программа курса для 10
класса охватывает
современных

все

основные разделы

психологических

теоретических

общей
и

психологии.

эмпирических

Использованы

данные

исследований,

научно-

популярные источники, систематизирован обширный литературный материал в относительно
целостную и логически завершенную систему психологических знаний, адаптированную для
восприятия подросткового и раннего юношеского возраста.
В программе «Основы психологии», кроме традиционных разделов общей психологии,
выделены специальные темы: «Самосознание»,
«Я-концепция», «Самоотношение», которые имеют прямое отношение к формированию
личности старшеклассника, развитию самопонимания, выработке собственной жизненной
позиции. Практическую направленность имеют уроки, позволяющие школьникам овладеть
приемами саморегуляции, развить способность к позитивному мышлению, уверенность в себе,
чувство собственного достоинства. В чрезвычайно важных и актуальных для раннего
юношеского возраста темах «Дружба», «Любовь», «Экология любви» затрагиваются проблемы
уникальности человеческих чувств, необходимости бережного отношения к чужим чувствам,
умения отличать открытые и серьезные отношения от психологического насилия и
манипуляции.
Раздел «Личность» построен по принципу «от общего к частному». Для достижения
стратегических целей программы (формирования гуманистического мировоззрения, выработка
собственной позиции, развитие способности к критической переработке информации,
осознанию неоднозначности интерпретации многих сложных феноменов человеческой психики
и поведения) в программу изучения курса введены изложения наиболее известных теорий
личности. В программе представлены психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А.
Адлера, гуманистическая психология А.Маслоу, бихевиоризм.
Особенности содержания курса «Психология общения» (11 класс). Содержание данной
части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что
одной

из

главных

задач

курса

является

формирование

устойчивых

компетенций

конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется
анализу конфликтных ситуаций, отработке компетенций конструктивного общения в деловом,
личностном и семейном общении.

При изучении темы «Семейные отношения» рассматриваются негармоничные стили
воспитания, анализируются их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном
влиянии на личность ребенка стиля детско-родительских отношений и отношений в
супружеской паре.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы
курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в
соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические
рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному
принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные
траектории.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа состоит из двух логически связанных частей: часть 1 – «Основы психологии» ,
рассчитанной для 10 класса, часть 2 – «Психология общения» для 11 класса

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:
Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на
основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий
проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для
измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным
признакам..
Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой
информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети
Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных
задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте
терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных
таблиц).
Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием
естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной
презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога
при работе в малой группе сотрудничества.
Способы самоорганизации учебной деятельности. Оценка собственного вклада в
деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по
предложенному образцу.
Критерии оценивания знаний по предмету
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложным
вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление
собственной позиции предполагает отсутствие возможности получить «плохую оценку».

Руководствуясь стремлением сделать возможным массовое психологическое просвещение
среди подростков и молодежи, возможно считаться со сложившейся системой школьного
обучения и введением традиционного оценивания знаний.
Однако, учитывая основные цели и задачи программы, формализованную оценку
знаний можно применять при повторении пройденного теоретического материала или
выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов. При ответах
учащихся на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении
тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно.
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается
особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам
проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания,
самостоятельные работы; фронтальный и
индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие
задания (защита рефератов и проектов).
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять
диагностические
методики.
Все
применяемые
в
курсе
«Психология»
психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы:
диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и
диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро
проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее
подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и
обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые
рисуночные методики.
Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у
них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов
психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов
человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие
людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического
исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих
выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы
вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения
знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова
М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).
Критерием
оценки
успешного
продвижения
служит
сформированность
соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках:
хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию,
может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об
эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития.
Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние
обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического
развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде
итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений,
выступления с докладами, сообщениями.

Методические пособия для учителя:
1. Методики изучения особенностей общения.
2. Психологические тесты.
3. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния
человека.
Литература, электронные ресурсы.
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. - М.,
2001.
2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию /
Э.Аронсон. – М., 1998.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений;
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. М.: Современный литератор, 2006.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. /
Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. М., 1887.
8. Козлов Н.И. Лучшие
Екатеринбург,1997 г.

психологические

игры и

упражнения / Н.И.Козлов.-

9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский.
– Минск, 2000.
10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. М., 1993.
12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына,
Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
13. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В.
Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
14. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии /
А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
15. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии /
А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П.
Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
17. Руководство практического психолога: Психологические программы развития
личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.

Тематическое планирование «Основы психологии» 10
класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема
Предмет и задачи курса
Внимание
Память
Мышление
Способности. Интеллект
Творческие способности. Креативность
Мозг и психика. Межполушарная асимметрия мозга
Личность
Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд)
Индивидуальная теория личности (А. Адлер
Бихевиоризм
Гуманистическая теория личности (А. Маслоу)
Темперамент
Характер
Самосознание. «Я - концепция»
Самоотношение
Эмоции и чувства
Любовь
Экология любви
Дружба
Стресс
Саморегуляция

часы
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
1

23
24
25

Профилактика аддиктивного поведения
Позитивное мышление
Обобщение
Всего:

1
1
1
34

Тематическое планирование «Психология общения» 11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Тема
Общение. Структура и средства общения
Невербальные средства общения
Речевые средства общения
Позиции в общении
Стили общения
Манипулирование
«Что мешает открытому общению?»
Механизмы межличностного восприятия
Психологические защиты
Барьеры общения
Конструктивное общение. Контроль эмоций
Активное и пассивное слушание
Приёмы и расположение к себе. Самопрезентация
Конфликт. Стили разрешения конфликтов
Управление конфликтом
Психологические аспекты семейных отношений
Функции семьи. Стили семейного воспитания
Интимные отношения
Коллектив и личность
Лидерство
Социально - психологические особенности
взаимодействия людей в малой группе. Конформизм
Развитие навыков уверенного отказа
Деловая беседа
Психологические особенности публичного
выступления
Экзамен. Психологические аспекты
Профессиональное самоопределение
Проектирование профессионального жизненного
пути
Всего:

часы
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».