МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Веселый художник» для 4 – А класса ( разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы») 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый художник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности, Рабочая программа имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» ( М.: Просвещение, 2006 г.) Цели и задачи учебного курса Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. Задачи: – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Программа внеурочной деятельности «Веселый художник» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Приоритетная цель художественного воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской инициативности, ответственности самостоятельности. и Правильно правового самосознания, организованная система духовности и культуры, внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного курса Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала. Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать красоту и выразительность этих материалов . Изображение весеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью. Изображение растений и животных родного края по впечатлению и по памяти. Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне. Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) ; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений: иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных уроках изобразительного искусства знаний. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Кол-во часов 1. Королева Кисточка в гостях. Урок-игра. Условия безопасной 1 работы. 2. «Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. 1 Радуга в летнее небе 3. «Изображать можно пятном». Рисуем с фантазией. 1 4. «Изображать можно пятном». Кляксография . 1 5. «Пришла осень» 1 6. «Дерево в степи». 1 7 «Осенний дождик » 1 8. ««Изображать можно в объёме».Лепка животного. 1 9. Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» 1 10. «Красоту нужно уметь замечать». Изображение насекомых. 1 11. «Узоры». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. 1 12. Рисуем елочку тампованием. 1 на 13. «Зимний лес». 1 14 «Снегурочка». Холодные цвета. 1 15. « Дед Мороз». Контраст тёплых и холодных цветов 1 16. «Волшебная птица». Гуашь. 1 17. «Дом Снежной королевы». 1 18. «Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем 1 празднике. Творческая работа. 19. «Первые подснежники». Урок – игра на развитие 1 воображения. 20. «Аквариум». Гуашь. 1 21. «Арена цирка». 1 22. «Весна - красна». 1 23. «Моя мама». Творческая работа. 1 24. «Весенний лес». 1 25. «Весеннее цветение». 1 26. «Бабочки». 1 27. «Бабочка на цветке» 1 28. «Весенний орнамент». 1 29. «Детский коврик» 1 30 «Портрет друга 1 31. Композиция с фигурами в движении «Прогулка» 1 32. «Летнее небо» 1 33. «Отражение в воде». 1 34. Конкурс – выставка рисунков 1 Итого: 34