МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЕНОЛОМНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 03 от «30» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО заместителем директора МБОУ «Каменоломненская средняя школа» Протокол №14 от «30» августа 2023 г УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ«Каменоломненская средняя школа» №213 от «31» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Театральный» 1 класс Составитель: Литвиненко А.Н., учитель начальных классов 2023 г. Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе методической литературы Образовательной программы «Театр», автор Е. И. Косинец. М.: МИОО 2014 года в соответствии с ФГОС НОО Цели: 1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. 2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. Задачи: 1.Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость». 2. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. 3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. 4. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей. 5. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. 6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; 7. Развивать чувство ритма и координацию движения; 8. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок и стихов; 9Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Формы и методы работы. Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия. Планируемые 2. результаты освоения программы внеурочной деятельности кружка «Театральный». Результаты освоения программы внеурочной деятельности: В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; сочинять этюды по сказкам; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; выразительному чтению; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 3.Содержание программы. Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии кружка дети знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке 1 Раздел «Здравствуй театр!»-8ч Содержание Раздел призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Формы – экскурсии, постановка спектакля. 2 Тема «Культура и техника речи»-8ч Содержание Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь актера должна отличаться дикционной чистотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. 3 Тема «Театральная игра»-5ч Содержание В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственноэстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса. Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения. 4. Тема «Работа над спектаклем»-12ч Содержание «Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. Ценностные ориентиры содержания программы Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.). Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области. Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Тематический план № Название раздела 1 «Здравствуй, Количество ЦОР часов 8ч театр» Галилео. Театр Образцова https://www.youtube.com/watch?v=wFX2CAeS_Z8 Галилео. Театр кошек https://www.youtube.com/watch?v=Tqfj2dvjhGE. 2 Упражнения для постановки шипящих звуков «Культура и техника речи» 8ч https://www.youtube.com/watch?v=_VMXV4XQrvQ Артикуляционная гимнастика https://www.youtube.com/watch?v=k_dh9CEnWcY Скороговорки на картонке. Обучающий мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=Wva6zc2E39w 3 «Театральная игра» 5ч Виртуальная экскурсия в театр https://www.youtube.com/watch?v=lWze0mdVxpg 4 «Работа над спектаклем» 12ч За кулисами театра https://www.youtube.com/watch?v=64beeO7bUn4 Скороговорки https://www.youtube.com/watch?v=sgy6FePQ-xA